23
Пн, дек

Зачем создавать единый финансовый рынок в ЕАЭС

eaesНасколько это актуально в условиях геополитической ситуации, своим мнением поделились представители рынка.



К 2025 году страны-участницы Евразийского экономического союза (ЕАЭС) намерены создать общий финансовый рынок. В свою очередь, ключевыми критериями формирования общего финансового рынка являются введение гармонизированных требований к регулированию и надзору в сфере финансовых рынков государств-членов, взаимное признание лицензий в банковском, страховом секторах и на рынке ценных бумаг, а также эффективное сотрудничество между регуляторами.

Отметим, что соглашение о гармонизации законодательства государств-членов ЕАЭС в сфере финансового рынка было подписано еще в 2018 году в Москве, ратифицировано Законом РК от 26 декабря 2019 года, а вступило в силу 1 марта 2020 года.

Вместе с тем, согласно Концепции формирования общего финансового рынка ЕАЭС, к 2025 году предполагается создание наднационального органа, который будет осуществлять полномочия по регулированию финансовых рынков с месторасположением в Алматы.

Как пояснили корреспонденту центра деловой информации Kapital.kz в Агентстве РК по регулированию и развитию финансового рынка (АРРФР), наднациональный орган в пределах своих полномочий будет принимать решения, имеющие рекомендательный характер для государств-членов ЕАЭС. К полномочиям этого органа главным образом будут относиться анализ законодательства государств-членов в сфере финансового сектора на предмет соответствия международным стандартам, разработка рекомендаций по внедрению международных стандартов и принципов в сфере финансового рынка.

При этом снижение роли регуляторов и национальных банков государств-членов не предполагается, подчеркнули в АРРФР.

Таким образом, до 2025 года государства-члены должны определить согласованные подходы к взаимному признанию лицензий путем реализации механизма стандартизированной лицензии для учреждения юридического лица в банковском и страховом секторах. Это касается также вопросов трансграничной поставки финансовых услуг в секторе рынка ценных бумаг.

После 2025 года страны ЕАЭС продолжат работу по гармонизации и формированию общего финансового рынка в соответствии с критериями, предусмотренными Договором о Евразийском экономическом союзе, в том числе определят согласованные подходы к осуществлению деятельности по предоставлению финансовых услуг без дополнительного учреждения (лицензирования) в качестве юридического лица.

Но это будет происходить уже по мере углубления финансовой интеграции и перехода к более продвинутым стадиям формирования общего финансового рынка, уточнили в Агентстве по регулированию и развитию финансового рынка.

В целом реализация данной инициативы должна способствовать упрощенному и недискриминационному доступу субъектов финансового рынка на рынки стран-участниц, отметили в ведомстве.

Что по этому поводу думают непосредственно сами участники финансового рынка Казахстана, какие плюсы и минусы они видят от этой интеграции, в том числе принимая во внимание геополитическую ситуацию и риски вторичных санкций? Это выяснил корреспондент Kapital.kz.

Елена Бахмутова, председатель Совета Ассоциации финансистов Казахстана:

«Последнее обновление концепции по развитию общего финансового рынка было подписано в рамках высшего Евразийского совета в октябре 2019 года, до начала пандемии. Тогда же были определены основные принципы и этапы построения единого финансового рынка.

Как в первоначальных подходах, так и в обновленной концепции, совместная работа строится на международных стандартах и на принципах, которые будут согласованы в рамках специальных международных договоров. Поэтому, если базироваться на данном документе, то я не увидела там ничего, что могло бы вызывать вопросы о независимости стран-членов ЕАЭС или возможном выигрыше или проигрыше сторон. Если говорить о Казахстане и, в частности, Алматы, который был назван местом дислокации наднационального органа управления, то пока активных подготовительных работ мы не видим.

Вообще, целью создания единого финансового рынка является исключение регуляторного арбитража, чтобы субъекты финансового рынка стран-участниц могли беспрепятственно оказывать услуги на территории друг друга. Это является необходимым условием развития единого рынка товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Мы постепенно к этому движемся. Ожидать, что кто-то навяжет нам свою волю, точно не стоит. Даже тот же наднациональный орган, о котором мы говорим, на первых порах будет иметь усеченные функции. Только в отдаленной перспективе говорится о том, что будут созданы условия для получения стандартизированной лицензии для открытия дочерних финансовых организаций. Но опять же для получения этой лицензии должны быть согласованы условия, а их еще нет даже в разработке.

Поэтому пока мы находимся на начальном этапе гармонизации, на котором наднациональный орган не будет контролирующим органом для национальных регуляторов. Предполагается, что он будет заниматься аналитикой, проверкой на соответствие международным стандартам, поиском пробелов, которые надо устранить.

И только, когда мы достигнем определенного уровня интеграции и гармонизации законодательства, возможно, функции наднационального регулятора расширятся. Между тем ответственность за лицензирование, надзор, регулирование финансовых организаций на банковском, страховом и фондовом рынках также будет лежать на национальных регуляторах. В интересах Казахстана интеграция должна производиться только на основе международных стандартов и лучшей международной практики, тогда от этой интеграции выиграют и финансовые организации, и потребители услуг».

Галим Хусаинов, член совета директоров АО Bereke Bank:

«Сама идея гармонизации законодательства очень интересная, так как позволит использовать лучшие практики стран ЕАЭС и улучшить законодательство в этой сфере. Также данная инициатива позволит уменьшить барьеры по вхождению на рынок новых финансовых игроков, что благоприятно скажется на конкуренции и на качестве предоставляемых услуг для клиентов.

Однако в текущей ситуации гармонизировать и создать какие-либо наднациональные органы, на мой взгляд, будет сложно, так как финансовая система России живет сейчас в новой реальности, которая изолирована от международной финансовой системы. Мы же больше ориентируемся на международные стандарты, такие как Базель 3, используем в качестве рейтинга оценки международных рейтинговых агентств.

Прозрачность финансовой системы является одним из основополагающих принципов, в то время как в России банки могут не публиковать свою отчетность. Россия использует РСБУ (российские стандарты бухгалтерского учета) и не всегда применяет стандарты МСФО (международные стандарты финансовой отчетности). Поэтому, как мне кажется, гармонизация и создание единого рынка финансовых услуг по естественным причинам не будут реализованы».

Умут Шаяхметова, председатель правления АО Halyk Bank:

«Я и раньше говорила, что такого рода инициативы надо проводить взвешенно, с сохранением в первую очередь экономических интересов каждого государства. В рамках изменившейся ситуации в прошлом году из-за конфликта России и Украины, в частности из-за введения антироссийских санкций, на мой взгляд, нужно однозначно пересмотреть, проревизировать многие моменты тех договоренностей, которые были ранее, чтобы не создавать рисков для финансового сектора Казахстана. Тем более Казахстан декларирует, что придерживается всех ограничений и следует введенным санкциям. Неоднократно и наш президент это подчеркивал. Поэтому такого рода наднациональные органы могут создавать определенные сложности для тех или иных видов финансовых операций, а также нести риски из-за возможных санкционных ограничений.

С другой стороны, мы видим, что сейчас в Казахстан переносятся разного рода бизнес-потоки, инвестиции, поэтому главное для нас сохранить данный статус.

Я бы сказала, что для нашей страны сейчас открывается окно возможностей, которое ни в коем случае нельзя закрывать».

Борис Уманов, председатель правления АО «Страховая компания «Евразия»:

«Учитывая, что наднациональный финансовый регулятор стран ЕАЭС будет базироваться в Алматы, это неизбежно повлечет ухудшение балльности наших пробок. А если серьезно, дьявол кроется в деталях, поэтому для оценки последствий необходимо понимать хотя бы базовые условия этого договора. Регулирование финансовой сферы Казахстана всегда приводилось в качестве примера того, как законодательство может стать основой успеха всей отрасли. Поэтому мы предпочли бы, чтобы адекватное, последовательное и имеющее большой горизонт планирования казахстанское регулирование стало основой наднациональной правовой базы.

Увеличение конкуренции на открытом рынке, который предполагает проект, должно резко повысить качество финансовых продуктов и их предложение в Казахстане. Свобода перемещения капитала и его доступность должны придать импульс экономике страны, поскольку сегодня рынок Казахстана объективно является наиболее привлекательным для аллокации капитала в странах ЕАЭС. Тем не менее наш рынок не должен пострадать от риска наложения санкций, соответственно, либерализация должна идти в ногу с развитием качества комплаенса и риск-менеджмента на нашем рынке и сотрудничества с этими службами стран, не входящих в ЕАЭС.

В бизнесе мы сторонники игр с ненулевой суммой, то есть тех игр, где выигрыш одного игрока не обязательно означает потерю другого. Так вот в этом случае идея взлетит, только если условия игры будут предполагать обязательный выигрыш для всех сторон. Это легко сказать, но выработка таких условий станет огромным вызовом для стран-участниц и их представителей. Тем более что есть различные оценки эффективности базиса этой идеи – самого ЕАЭС. Представители Казахстана в совете ЕЭК получили необходимый опыт отстаивания интересов нашей страны, что, уверен, повысит наши шансы стать бенефициаром этого объединения. Но абсолютно точно представители рынка должны находиться в постоянном диалоге с нашими переговорщиками и занимать в нем активную позицию.

Нужно понимать, что в отличие от военных, которые всегда готовятся к прошлой войне, финансисты подсчитывают прибыль в будущем. Поэтому данный проект, на наш взгляд, должен строиться в парадигме неизбежной стабилизации геополитической ситуации. Мир цикличен, и использовать нисходящий тренд для подготовки к восходящему – единственная возможность для сохранения динамики развития. ЕАЭС занимает восьмое место в мире по населению, и первое – по территории. По запасам природных ресурсов, человеческому капиталу, скорее всего, тоже.

Другое дело, что в этом проекте Казахстан должен, безусловно, сохранить свой экономический суверенитет, развивать свой статус самостоятельного участника международного финансового рынка, и в этом статусе стать локомотивом проекта. И, конечно же, казахстанские финансисты не теряют надежды, что работа над ним позволит решить проблему неплатежей российских эмитентов казахстанским инвесторам. Например, по бумагам Банка ВТБ. Собственно, с этого можно было бы начать работу».

Автор: Меруерт САРСЕНОВА

Источник: Капитал.kz