23
Пн, дек

Однажды владелец и директор встречаются и думают: «А зачем платить за страховку компании?»

89492Президент национальной ассоциации страховых аджастеров Андрей Богачев - о мошенничестве в сфере коммерческого страхования в России


О том, на какие ухищрения со страховым договором готовы пойти продавцы дорогих товаров, нужно ли компаниям экономить на выплатах, царит ли обман на рынке коммерческого страхования, размышляет президент Национальной ассоциации страховых аджастеров Андрей Богачев. Ассоциация консультирует страховые компании во время конфликтных ситуаций, выясняет обстоятельства происшествия, определяет риск появления мошенничества:

— Однажды был случай с компанией, которая продавала постельное белье. При этом цены — колоссальные: одно одеяло за миллион рублей. Так вот, у них сгорела газель. По телефону сообщили, что у водителя ожог руки, мы приехали, и на самом деле этого не было. Документов, в которых бы сообщалось, откуда они везли это постельное белье, не оказалось. Количество оставшегося мусора тоже вызывало сомнения. Конечно, сразу возникли вопросы. Нашли производителя, о котором сообщил предприниматель, но тот ему ничего не продавал. Мы провели экспертизу, в итоге было возбуждено уголовное дело.

Очень похожая история с элитным китайским чаем. Предприниматель из маленького городка с населением 30 тыс. приобрел партию чая пуэр, уникальную партию: покупателям говорят, что пуэр ферментировался 25 лет. Стоимость соответствующая: 325 грамм —12,5 тыс. руб., а вся партия куплена за 35 млн. Причем оплачена векселем, который сгорел. Мы начинаем с предпринимателем разговаривать, спрашиваем: «Как ты планировал его продавать? Ты никогда в жизни этим не занимался». В ответ он только показывает сайт, посвященный этому чаю. Но в огне остались остатки чая. Мы вышли на связь с московскими экспертами по чаю, переговорили со своими коллегами в Китае, дали им картинку остатков, через неделю нашли производителя. Оказалось, что одна упаковка даже с доставкой стоит $15. Всю информацию передали страховщику.

О такого рода мошенничестве мы так много говорим, что я подумал, что же такого случилось в обществе в последние годы. Очевидно, что даже когда честь и достоинство очень высоко ценились, мошенники все равно существовали. Например, в той России, которая была 100 лет назад. Тогда обязанности страховщика объединялись с должностью представителя акционера и убытчика, а такие люди назывались ликвидаторами. Они никого не ликвидировали, избавлялись только от печальной финансовой ситуации в стране. Из-за того, что этот человек совмещал несколько обязанностей, усиливался человеческий фактор. Но главное, что мы можем взять из того времени — это принципы: уже тогда долгом страховщика, его нормальной обязанностью считалось не доводить ситуацию до мошенничества. Но что такое мошенничество?

Компании, которые решили заключить страховой договор, изначально нацелены на долгосрочные взаимоотношения и спокойную жизнь. В большинстве случаев нет изначального намерения получить выгоду. Кроме того, представители корпоративного сектора в отличие от физических лиц теоретически очень подкованы: они понимают, за что они платят деньги.

Но не все осознают, что по сути, когда компания приобретает страховой полис, она оплачивает уверенность в завтрашнем дне на весь период страхования. Из-за непонимания этого тезиса, как правило, через четыре-пять лет безубыточного периода возникает диалог между директором и акционером компании. «А не много ли мы платим за страхование? Никакой прибыли от этого нет», — заявляют они друг другу. И это предпосылка для того, что когда случится ЧП, возникнут проблемы. Потому что такой разговор — это один из шагов к тому, чтобы минимизировать расходы, и в первую очередь сокращают список страховых рисков. А ведь каждое из условий может стать поводом платить или не платить страховые выплаты.

Ситуация, когда мошенничество в коммерческом секторе страхования — это следствие изначального желания обмануть, случается очень и очень редко. Большинство случаев — это злоупотребление правилами. Это не мошенничество с точки зрения уголовного кодекса, а здравое желание бизнесмена получить по максимуму из текущей ситуации.

То есть несмотря на стереотипы, далеко не всегда кто-то специально поджигает производство. Происходит то, что происходит, но когда начинается урегулирование ситуации, бизнесмен начинает пользоваться возможностью извлечь выгоду, делает упор на моментах, которые неоднозначно указываются в договорах страхования. И порой, пользуясь этой возможностью, он увеличивает размер возмещения на 50%. Исток такого мошенничества — в возможности злоупотребить доверием страховой компании, такой возможности и желания это сделать у предпринимателя быть не должно.

Источник: www.insur-info.ru