Об этом рассуждает аналитик политики финансирования здравоохранения Марат Мамаев
Расходы на здоровье - это доходы медицинских организаций
Посланием главы государства от 5 октября определена чёткая цель – достижение уровня финансирования здравоохранения и образования 10% от ВВП.
Сегодня пациент имеет два источника оплаты медицинской помощи («кармана»):
- гарантия государства – пакеты ГОБМП и ОСМС, около 60% всех расходов;
- собственный карман, который в большей степени формируется по остаточному принципу - приоритеты по расходам у современного пациента больше зависят от социального положения и личных доходов.
Наблюдаемая динамика увеличения частных расходов населения – из собственного кармана косвенно отражает тот факт, что государственное финансирование не покрывает потребности населения в медицинских услугах.
Ежегодно казахстанец в среднем тратит из собственного кармана на лекарственные средства и товары медицинского назначения 22,5 тыс. тенге (61,7%), на лечение в поликлиниках и больницах - 9,4 тыс. (25,8%), на неформальные платежи - 380 тенге (1,6%).
В свою очередь, доходы медицинских организаций формируются из тех же двух карманов. Также имеет место практика «благодарностей» за особое внимание – размер неформальных платежей составляет 6,8 млрд тенге (согласно данным Национальных счетов здравоохранения за 2016).
Механизмы движения денежных средств
Текущую конфигурацию схемы движения денежных средств предлагают дополнить ещё одним механизмом. Сейчас в Казахстане активно обсуждают введение сооплаты медицинских услуг. Появляется третий «карман», который также будет финансироваться из собственных средств гражданина и станет условием получения медицинских услуг.
Готовые кейсы по сооплате в международной практике есть. Заключения (исследование с участием ВОЗ) также имеются. Надо понимать, что сооплату в развитых странах внедряли в большей степени для сдерживания чрезмерного потребления медицинских услуг. Аналитики ВОЗ сделали однозначные выводы, что сооплата накладывает непропорциональное бремя на определённые группы населения. И для больных с хроническими заболеваниями она является несправедливой. А как инструмент в борьбе с чрезмерным потреблением неэффективна.
Финансовые риски для населения
Приведёт ли появление «третьего кармана» к увеличению объёма медицинских услуг? С учётом сложившейся структуры финансирования, где доля частных платежей ежегодно росла и достигла 41%, в среднесрочной перспективе мы ещё будем наблюдать высокую долю частных расходов.
В этом случае надо решить главный вопрос – увеличение бремени должно компенсироваться за счет снижения налоговой нагрузки на пациента. Если не обуздать увеличение налоговой нагрузки, то мы получим противоречие налоговой политики и политики обеспечения доступности медицинских услуг – даже малые тектонические сдвиги кривой Лаффера могут стать дестабилизирующим фактором для ухудшения доверия населения и доступности медицинских услуг, а в эпицентре могут остаться пациенты, доходы которых ниже среднего.
Второе. Надо быть готовым, что медицинские организации начнут наращивать негативный «потенциал» по доходам в рамках сооплаты. Главное не позволить им переусердствовать в этом. Необходимо предусмотреть «границы дозволенности»: а) чёткое разделение услуг, где нормативно будет определён водораздел между услугами, гарантированными государством и системой ОСМС, и приграничная часть между платными услугами и сооплатой; б) упорядочить администрирование денежных потоков. Иначе, при действующем «аппетите» медицинских организаций и низкорентабельных тарифах, интересы пациентов будут резко девальвированы.
Помимо этого, основной проблемой сооплаты остаётся то, что бремя сооплаты для отдельных категорий населения может стать ограничивающим фактором доступности медицинских услуг, то есть проблема усреднения финансовых рисков для населения с внедрением сооплаты не будет решена.
Механизмом усреднения финансовых рисков может выступать наработанная инфраструктура добровольного медицинского страхования. Объём финансовых средств в системе добровольного медицинского страхования колеблется на уровне около 20 млрд тенге. На сегодня это чуть меньше 400 тыс. застрахованных клиентов. Под инфраструктурой понимаются выстроенные механизмы взаимодействия между страховыми компаниями и медицинскими организациями: системы контроля качества, планирования услуг и информационные технологии.
Для данного варианта необходимо детально проработать механизмы взаимодействия между основным закупщиком медицинских услуг – Фондом социального медицинского страхования, страховыми компаниями и медицинскими организациями.
Источник: Forbes.kz