Ловушки, которые придумывают злоумышленники, меняются с учетом новых тенденций, но способы защиты от них едины и всегда актуальны. Fingramota.kz рассмотрит некоторые из мошеннических схем на примерах.
Вишинг и голосовые боты
Телефонное мошенничество с элементами социальной инженерии, известное как вишинг, является одной из самых распространенных форм обмана. Мошенники могут представляться работниками банков, полиции, КНБ, коммунальных служб или других авторитетных учреждений. К примеру, в Алматы злоумышленники в последнее время выдают себя за сотрудников ТОО «АлматыЭнергосбыт» или АО «Алатау Жарык Компаниясы» (АЖК) и под видом замены электросчетчиков требуют сообщить SMS-код.
Также в вишинг-схемах мошенники часто используют голосовые боты, с помощью которых проводят фальшивые опросы и лотереи, запрашивая конфиденциальную информацию у казахстанцев.
«Один из недавних случаев: мошенник убедил алматинца перевести 80 млн тенге, сообщив, что его начальник попал в сложную ситуацию. На его сотовый телефон пришло SMS якобы от этого руководителя с просьбой не звонить по телефону, а прослушать голосовое сообщение. В нем говорилось, что будут звонить из КНБ, нужно выполнить все условия и требования. Мошенники, представившись служителями закона, действительно позвонили, направив фальшивые удостоверения своей жертве, и заставили пострадавшего выполнить все инструкции. Позднее выяснилось, что шеф перешел по какой-то ссылке, в результате его WhatsApp взломали преступники, отправив сообщения от его имени всем из списка контактов и с помощью искусственного интеллекта подделав его голос», - рассказал проекту Fingramota.kz Нуркен Шардарбеков, руководитель проекта Stop-Piramida.kz.
Псевдоюристы и лжеброкеры
Граждане, которые потеряли деньги в результате различных мошеннических схем, могут столкнутся с новой угрозой - лжеюристами, обещающими вернуть украденные средства. Злоумышленники активно действуют в социальных сетях, размещают рекламные объявления в интернете. Они используют эмоциональную уязвимость людей, находящихся в стрессовом состоянии после потери денег. В таком состоянии многие готовы поверить любому, кто предложит помощь.
Нуркен Шардарбеков поделился примером из своей практики. Так, жительница Караганды передала лжеброкерам 2 млн тенге. Поняв, что стала жертвой обмана, и ее деньги попали в руки мошенников, она начала отчаянно искать способы вернуть эти средства. В Сети она столкнулась с рекламой некой юридической международной компании, которая гарантировала возврат денег всего за 1-2 дня. Девушка связалась с ними через Instagram, и они предоставили ей номер для общения в WhatsApp. У нее запросили личные данные, такие как удостоверение личности, номер счета, сумму инвестиций, чеки и квитанции. Через день лжеюристы сообщили, что проследили ее перевод, деньги якобы на лондонской бирже, и они наложили арест. Но чтобы вывести деньги нужно срочно оплатить процент за их услуги, который составляет 10-15% от вложенной суммы, согласно законодательству Великобритании. Девушка поверила, перевела нужную сумму. Далее мошенники сообщили ей, что деньги уже выведены, но для их получения необходимо воспользоваться международной инкассаторской службой и прислали поддельный документ на английском языке.
«Документ был сделан в фотошопе, в нем была указана сумма и ее личный ИИН. Женщина снова попалась на уловку и отправила им дополнительные деньги за «транспортировку» собственных средств. В итоге она потеряла 2 млн тенге из-за подставных брокеров и еще почти 1 млн тенге, связавшись с лжеюристами», - рассказал Нуркен Шардарбеков.
Истекший срок SIM-карты
Еще один распространенный вид мошенничества связан с уведомлениями о якобы истекшем сроке действия SIM-карты. «Вас беспокоит сотовый оператор. Срок действия вашей SIM-карты истекает. Если вы ничего не предпримете, ваш номер будет заблокирован. Вы хотите продлить обслуживание?», - примерно так обращаются мошенники к ничего не подозревающим гражданам посредством телефонных звонков или переписки через мессенджеры.
Если человек продолжает общение, мошенники просят продиктовать или написать SMS-код и другие персональные данные. С полученной информацией они могут взломать банковский счет или оформить подставной кредит. Мошенники действуют по двум схемам: они могут сделать виртуальный дубликат SIM-карты или подключить услугу переадресации звонков и SMS на другой номер. Таким образом преступники получают доступ к онлайн-банкингу своей жертвы.
«Мошенничество с SIM-картами – это реальная угроза, особенно для пожилых граждан, и имеются множество зафиксированных случаев. К примеру, весной этого года злоумышленники выманили код доступа к личному кабинету приложения банка у 60-летней жительницы Экибастуза. Аферисты использовали описанную схему и оформили на нее кредит на сумму около 3 млн тенге. Поэтому никому не передавайте свои персональные данные», - предупредил Нуркен Шардарбеков.
Множество историй о мошенничестве начинаются именно с того, что человек был уверен в своей защищенности, а затем оказался обманут. Почему это происходит? Причина кроется в человеческой психологии. Под давлением, угрозами, в состоянии стресса некоторые граждане выбирают реакцию «замри», и мошенники этим пользуются. Помните, что никто не застрахован от обмана, и аферисты легко находят слабые и уязвимые места у людей.
Как защититься от онлайн-мошенников
- Никогда не сообщайте посторонним персональную информацию: пароли, ПИН-коды, CVV/CVC-коды и срок действия карт, ЭЦП, ИИН и др., независимо от того, кем они представляются.
- Отключите прием звонков с скрытых номеров через услуги операторов связи или приложения (скачивайте их только из Google Play и App Store, и читайте отзывы).
- При звонках от якобы сотрудников банка или полиции и иных организаций, когда вам угрожают, пугают и заводят речь о деньгах, не вступайте в диалог и не следуйте их инструкциям.
- Не публикуйте номер своего телефона в социальных сетях и на форумах. Лучше используйте для банковских операций номер, который не используется для переписок и звонков.
- Всегда перезванивайте друзьям и близким, которые просят занять деньги в мессенджерах — возможно, их аккаунты взломаны.
- Не переходите по гиперссылкам в сообщениях от незнакомцев, даже если они приходят от знакомых.
- Регулярно обновляйте операционные системы и антивирусы на всех устройствах — от телефонов до компьютеров.
- При покупках обращайтесь только к официальным сайтам и проверяйте их адреса через специальные сервисы.
- Заведите виртуальную карточку для интернет-покупок, пополняя ее на небольшие суммы.
- Не сообщайте свои конфиденциальные данные при опросах, лотереях и конкурсах.
- Не используйте один и тот же пароль для банковских приложений, почты и интернет-магазинов — сделайте его сложным.
- Не отправляйте важные документы через мессенджеры даже родным и близким.
Если вы решитесь заказать услугу «Добровольный отказ от получения банковских займов, микрокредитов», то сделайте это самостоятельно на сайте е-gov.kz и в приложении е-gov mobile.
Следуя этим простым рекомендациям, вы сможете избежать лишних волнений и финансовых потерь. Если вы все же подозреваете, что могли совершить ошибку, сохраняйте спокойствие: сразу звоните в банк и полицию. Не доверяйте различным «помогайкам», поскольку они могут усугубить ситуацию.
Источник: Fingramota.kz