22
Вс, дек

Как устроено автострахование в других странах и меняют ли его правила так же часто, как в России

images osago2На российских автомобилистов утомительным и непрерывным потоком валятся вести о все новых изменениях в системе ОСАГО - пересматриваются условия страхования, правила и размеры компенсаций, стоимость полиса. Как автострахование устроено в других странах и приходится ли местным водителям постоянно изучать нововведения - разбирались собкоры "Российской газеты".

Цены на ОСАГО кусаются

На Апеннинах автомобильная страховка является обязательной, за руль без нее никак.

Итальянские страховщики предлагают виды автострахования, пересекающиеся с российскими. Это обязательная страховка, покрывающая ущерб, причиненный другим на дороге. Доступна также личная страховка. Она, хотя и не обязательна по закону, может быть полезна для покрытия при травмах или гибели в результате автомобильной аварии. Наконец, это расширенное добровольное страхование - такой полис очень дорогой, далеко не каждый итальянец может себе его позволить.

Существует также так называемая зеленая карта (Carta Verde), официально именуемая международным сертификатом автомобильного страхования, который является документом, удостоверяющим действительность страхования во всех европейских странах.

Преимуществом автострахования в Италии является то, что страхуют автомобиль, а не водителя, поэтому любой человек с действующим водительским удостоверением может сесть за руль, не будучи включенным в страховку.

На стоимость итальянского ОСАГО влияют такие факторы, как объем двигателя - чем он больше, тем дороже страховка, а также стаж водителя и даже его пол. Так, женщины в Италии, в отличие от других стран мира, считаются более аккуратными и уравновешенными водителями, поэтому им страховка обойдется дешевле.

Есть еще ряд немаловажных нюансов. Итальянских водителей оценивают по шкале от 1 до 18. Чем дольше застрахованный водит авто без аварий, тем ниже его рейтинг и дешевле страховка. Большинству новоиспеченных водителей автоматически присваивается рейтинг 14. К примеру, даже если водительский стаж автомобилиста-иностранца составляет 20 лет, при попытке застраховать свой автомобиль в Италии он, вероятнее всего, будет занесен в 14-й разряд и заплатит за страховку примерно в три раза больше, чем водители первого уровня. При ДТП класс страховки автоматически понижается до 14.

Средняя стоимость годового полиса ОСАГО в Италии в прошлом году составила 353 евро (в пересчете на рубли около 26 тысяч) - на 30 евро дороже, чем в 2021 году.

Львиная доля стремящихся хоть немного сэкономить автолюбителей покупают страховку онлайн. Если приобрести ее в "правильный момент", разница будет весьма ощутимой.

Кстати, в обязательном порядке страховать надо даже старые ржавеющие машины, которые годами стоят в гараже. Ведь они являются действующими транспортными средствами, все еще состоящими на учете, даже если не используются.

Инфляция не касается полиса

В Аргентине, несмотря на высокую инфляцию (по официальным данным, за 2022 год она составила более 92 процентов), обязательная страховка практически не подорожала и пока остается довольно доступной. Сумма, которую автомобилист должен будет уплатить, зависит от стоимости транспортного средства - чем дороже авто, тем дороже страховка.

К примеру, за годовой полис для машины стоимостью 2 миллиона песо, что по нынешнему курсу ориентировочно составляет чуть более 800 тысяч рублей, придется заплатить около 29 тысяч песо (порядка 12 тысяч рублей).

Аргентинское ОСАГО покрывает три вида ущерба - косвенный ущерб, моральный ущерб и упущенную выгоду для третьих лиц. Кстати, для заключения договора о базовом страховании автовладельцу в Аргентине обязательно необходимо пройти технический осмотр автомобиля, а полис страхования - всегда возить с собой в бардачке.

Как правило, аргентинцы не ограничиваются базовой страховкой. На дорогах редко можно встретить автомобилиста, у которого в комплекте только лишь ОСАГО. С учетом этого граждане предпочитают пользоваться большей защищенностью, пусть и за счет дополнительных трат на расширенную страховку. Но вот на стоимость расширенной страховки инфляция повлияла напрямую. По итогам прошлого года этот вид страхования в зависимости от стоимости автомобиля в среднем подорожал на 80-120 процентов.

Покрывает ущерб с запасом

Страхование автомобиля на Кипре является обязательным, а его условия регулируются на уровне ЕС, поэтому меняются редко.

Стоимость российского аналога ОСАГО на острове Афродиты в зависимости от возраста водителя в среднем составляет от 160 до 350 евро (примерно от 12 до 26 тысяч рублей). За эти деньги можно рассчитывать на солидное покрытие в произошедшем по вашей вине ДТП материального ущерба третьим лицам на сумму до 1,2 миллиона евро или ущерба их жизни и здоровью до 33 миллионов евро.

Увильнуть от покупки полиса едва ли получится, поскольку за управление автомобилем без него законами Кипра предусмотрен штраф в размере до 300 евро. Кроме того, за езду без обязательной страховки возможно схлопотать лишение водительских прав на срок от 2 до 6 месяцев или даже тюремное заключение.

Есть нюанс - обязательная страховка работает не на всей территории Кипра. Покрытие ущерба не распространяется на север острова, который официальная Никосия не контролирует с 1974 года. При въезде на авто в пределы непризнанной международным сообществом Турецкой Республики Северного Кипра (ТРСК) придется покупать отдельную обязательную страховку. На одну неделю она обойдется примерно в 25 евро.

Модно расширяться

В Южной Корее даже за малейшую просрочку по обязательной страховке штрафуют крупно и безжалостно, стимулируя тем самым ответственное отношение к этому вопросу. Впрочем, если вы уже были застрахованы, то примерно за два месяца страховая компания начинает вам регулярно напоминать об истечении срока и необходимости продлить полис, предлагая самые разные варианты.

Стоимость страховки зависит от многих факторов, включая возраст, водительский стаж, размер возможных компенсаций и прочее. Снизить ее можно за счет езды без аварий или небольшого пробега.

Как правило, цена полиса колеблется от нескольких сотен тысяч до миллиона (или более) вон, что в пересчете на рубли составляет от 20-30 тысяч до 60 тысяч.

Ежегодно размер страховки увеличивается в связи с инфляцией. Например, в 2022 году в среднем рост составил 4,5 процента, что стало поводом для вздохов и сетований водителей.

Подавляющее большинство корейских водителей не ограничивается лишь обязательными параметрами страховки, включая расширенные опции с увеличенными размерами компенсаций как для себя, так и возможным пострадавшим.

В случае ДТП оба водителя звонят в страховую компанию, которая направляет своих комиссаров, согласовывающих основные формальности. Сами водители, как правило, друг с другом не общаются. Если все обошлось без увечий и жертв, то чаще всего все получается урегулировать без визитов в страховую или полицию.

Не пугают даже штрафы

Во Франции без страховки и подтверждающей наклейки на лобовом стекле есть немалый риск налететь на большие неприятности. Ведь при первой проверке полиция может выписать штраф 500 евро, а при повторном нарушении - 3750 евро. Также предусмотрены и прочие грозные санкции, в том числе лишение прав на срок до трех лет, конфискация "орудия преступления".

И тем не менее, как подсчитал Национальный межминистерский комитет по безопасности дорожного движения, 800 тысяч французских водителей садятся за руль без страхового полиса в бумажнике или бардачке.

Почему? Да потому, что страховка авто здесь дорогое удовольствие. Местные нарушители, как правило, народ, сильно стесненный в средствах. Молодежь, безработные, жители бедных городских окраин. Всем остальным, а это все-таки большинство автовладельцев, каждый год приходится раскошеливаться на многие сотни евро.

Сами по себе условия страхования меняются не часто, но дороговизна полиса ведет к новым предложениям. Все большую популярность сейчас приобретает автострахование на обговоренный заранее годовой пробег машины. Чем он меньше, тем полис дешевле. К примеру, одна компания при "базовом" страховании "паркетника" Nissan Qashqai при лимите в 10 тысяч километров выставляет его владельцу (ноль ДТП, опыт вождения свыше 10 лет) тариф в 220 евро. В безлимитном варианте такой полис стоит бы в полтора раза дороже.

Самый распространенный вид страховки - это аналог нашего ОСАГО, базовое страхование, как здесь говорят, "в пользу третьей стороны". Во всех местных компаниях оно полностью покрывает ущерб, нанесенный автомобилю, здоровью пострадавших и прочие выплаты, которые в ряде случаев могут достигнуть сумм со многими нулями. Именно поэтому в страховом законодательстве Франции предусмотрен весьма внушительный лимит в 1,3 миллиона евро на возмещение таких расходов в каждом конкретном ДТП.

По статистическим данным, средняя стоимость "базовой" годовой страховки в прошлом году во Франции составила около 480 евро. Она растет из года в год. В прошлом году полисы подорожали на два процента по сравнению с 2021-м. В этом году, о чем уже было заявлено, цена поднимется еще на 3-5 процентов, что в условиях нынешней невиданной инфляции вызывает ропот и недовольство среди водителей.

Обозначенная выше сумма, как и все среднестатистические, весьма обманчива. Ведь все виды автострахования подчиняются принципу "бонус-малус".

Новичку, только что получившему права, присваивают коэффициент "1". Это значит, что у любого страховщика он будет платить полный тариф. К примеру, за "малолитражку" Peugeot-208 где-то под 500 евро. А водитель со стажем 13 и более лет, у которого этот показатель снизился до "0,5" (при условии, что не было ДТП по его вине), гораздо меньше - 280 евро.

Отметим, что при подсчете стоимости полиса также учитывается масса иных факторов, не говоря уже об опциях. В больших городах полис на одну и ту же машину обойдется дороже, чем в провинции, на 10-15 процентов. Идентичная история в зависимости от того, где находится постоянная парковка - на улице или в гараже под домом.

Источник: Российская газета