Справедливые тарифы для всех — это цель либерализации ОСАГО, - Евгений Уфимцев, исполнительный директор Российского Союза Автостраховщиков о том, что изменилось в обязательном автостраховании за последнее время.
Тарифный коридор для стабильной цены
Ситуация на рынке автомобильных запчастей закономерно привела к корректировке тарифов ОСАГО. Иностранные автомобильные бренды массово покинули российский рынок, а санкционное давление привело к сложностям в логистических цепочках. Совокупность этих факторов привела к дефициту на рынке и к сильному подорожанию автомобильных товаров.
По данным РСА с начала года ремонт автомобиля по ОСАГО подорожал в среднем на 30%. В связи с этим Центральный банк РФ расширил коридор базового тарифа на 26% в обе стороны, после чего средняя премия ОСАГО выросла в среднем на 10%. При этом в ряде регионов зафиксировано снижение, в частности в Республике Саха премия снизилась на 7%.
Новые справочники для новых реалий
Новая реальность побудила ЦБ РФ утвердить новую норму Единой методики расчета запчастей в справочники средней стоимости. Теперь стоимость ремонта рассчитывается только с учетом цен аналогов оригинальных деталей, если производители этих «оригиналов» ушли из России. Обновленные справочники вступили в силу 19 октября, средняя стоимость запчастей в них незначительно снизилась (2–2,6%) по сравнению с прошлой версией справочников от 19 сентября текущего года.
При этом важно понимать, что данное снижение объясняется в основном появлением новых каналов поставок комплектующих.
Под неоригинальными запчастями подразумеваются не только те запчасти, что производятся в других странах, но и в первую очередь, которые были произведены на российских предприятиях. Автопроизводитель ушел, но российские заводы работают, производят запасные комплектующие, которые идут в обычную продажу. Фактически это та же запчасть, которую в связи со сложившейся ситуацией формально нельзя считать оригинальной.
Что по ремонту?
В качестве еще одной антикризисной меры обсуждается использование б/у запчастей при ремонте по ОСАГО. Речь пойдет про автомобили старше 5-6 лет, и рассматриваться будут категории комплектующих, которые не влияют на безопасность. Средний возраст автопарка в РФ старше 10 лет, поэтому заменить крыло 8-летнего автомобиля годным крылом 3-летнего это приемлемая антикризисная мера, пока не будет в полном объеме налажен параллельный импорт.
Еще одним временным решением может стать увеличение максимальных сроков ремонта по ОСАГО. Сейчас законодательно установленный срок ремонта составляет 30 календарных дней. Учитывая, что необходимых запчастей как правило нет в наличии, а сроки ожидания поставки могут превышать те самые 30 дней – выполнить ремонт в заданные рамки не представляется возможным.
Справедливость и удобство для всех
В рамках либерализации ОСАГО важно, чтобы автовладельцы платили справедливо. Аккуратный водитель получал скидки, а виновник ДТП - увеличение тарифа. Важную роль в повышении доступности ОСАГО для всех категорий автомобилистов, включая самые аварийные, сыграл запуск перестраховочного пула в апреле текущего года. Мы считаем, что случаев, когда страховщик отказывается работать с клиентом с плохой историей быть не должно, ведь ОСАГО – самый крупный социальный проект на территории РФ.
Важным шагом должна стать отмена амортизации запчастей при расчете денежных выплат по ОСАГО. Сейчас, если автомобиль направляется на ремонт, то амортизация не учитывается – страховая оплачивает весь ремонт. В случае, если производится денежная компенсация, применяется коэффициент, который может сократить выплату за стоимость запчастей до 50%, в зависимости от возраста и пробега автомобиля.
Действующий в ОСАГО лимит выплат за ущерб жизни и здоровью в ОСАГО уже сегодня в 4 раза отстает от лимитов в других обязательных видах страхования (500 тыс. против 2 млн рублей). С этим также необходимо что-то делать.
Большая работа была проделана в области электронного урегулирования ДТП, на портале Госуслуг появился сервис «Европротокол». Сейчас к этому сервису подключается все больше страховых компаний.
Источник: Информационный проект «ОСАГО: общественная экспертиза»