Страховщики на 26% расширят коридор по ОСАГО как для аварийных так и для аккуратных водителей. А для расчета цен на ремонт начнут использовать аналоги. Эксперты уверены: цены вырастут, а чинить авто станет сложнее.
Начиная с 13 сентября автомобилистов ждут очередные масштабные изменения в системе ОСАГО: базовые тарифы на услугу расширят как вверх, так и вниз сразу на 26%. Кроме того, впервые при расчете стоимости ремонта страховщики начнут использовать цены на более дешевые и доступные сейчас аналоги фирменных запчастей. Также собранные в этом году данные по аварийным водителям страховые компании смогут использовать для повышения цен на страховку в 2023 году. Разбираемся во всех изменениях в ОСАГО.
Коридор расширят — кому придется платить больше
С 13 сентября 2022 года коридор базового тарифа ОСАГО для большинства категорий автовладельцев расширят на 26% вверх и вниз.
Такое указание дал Центробанк, объяснив это необходимостью страховщикам лучше учитывать индивидуальные риски водителей в условиях подорожания запчастей. Таким образом минимальную базовую ставку для водителей легковых автомобилей понизили с 2224 до 1646 руб., а максимальную повысили с 5980 до 7535 руб. Для расчетов по такси минимальную базовую ставку запланировано снизить с 2014 до 1490 руб., а максимальную поднять с 12 505 тыс. до 15 756 тыс. руб. Именно эту «базу» страховщики в дальнейшем будут умножать на различные коэффициенты, которые зависят от стажа, аварийности, места регистрации водителя и прочих важных обстоятельств. Территориальный коэффициент для ряда регионов Центробанк также немного скорректировал.
«Благодаря снижению нижней границы коридора страховщики смогут предлагать водителям с меньшими рисками более выгодные условия. Рост цен на запчасти отразится в большей степени на стоимости полисов для страхователей с высокими рисками», — говорится в сообщении Центробанка. Банк России рассчитывает, что такое решение позволит сдержать рост цен на ОСАГО, так как возможности для дифференциации увеличатся.
Как заявили в РСА, после таких изменений аккуратным автовладельцам не придется доплачивать за токсичные категории водителей. По словам исполнительного директора РСА Евгения Уфимцева, стоимость обязательной «автогражданки» удастся сдержать для безаварийных автовладельцев, которых на дорогах большинство. При этом для тех, кто часто попадает в ДТП, такое решение даст стимул ездить аккуратнее.
Такое решение в том числе связано и с резким ростом цен на автомобильные запчасти после ухода из России ряда крупнейших производителей. Так, в действующих с 19 июня справочниках средней стоимости запчастей рост цен «средней корзины» запчастей составил 28,7%. При этом сообразно этому росту увеличилась и средняя выплата. Однако благодаря конкуренции за безубыточных автовладельцев рост средней премии по ОСАГО не превысил 10%.
Однако в то же время, по данным РСА, средняя выплата по полисам ОСАГО по итогам шести месяцев 2022 года составила 71 561 руб.
Это на 3010 руб. больше, чем за тот же период прошлого года. Однако этот рост составляет чуть более 4%. Также в РСА ранее называли среднюю стоимость полиса ОСАГО — по итогам первого полугодия 2022 года она составила 6182 руб. (на 630 руб. больше, чем год назад).
Как заявил эксперт в области автострахования Сергей Беляков, безаварийные водители действительно будут платить меньше по сравнению с остальными. При этом он указал, что страховые компании могут устанавливать любую базовую ставку для своих расчетов и каждый участник рынка сможет использовать это расширение для повышения цен на ОСАГО.
В свою очередь в Национальном автомобильном союзе заявили, что страховщики уже повышали тарифы с помощью подобных расширений коридора. «Цены выросли на 10% в январе и на 26% в июле. Также страховщики пересмотрели коэффициенты, влияющие на конечную стоимость полиса. Некоторые водители получили дополнительную скидку 4%, но для миллионов ОСАГО подорожало», — заявил представитель НАС Антон Шапарин.
Запчасти будут считать по-новому: что добавят в расчеты
Этой осенью РСА уже третий раз за год выпустит новую версию справочника с ценами на автозапчасти — их используют для ориентира при расчете стоимости ремонта по ОСАГО. Обычно их выпускают только раз в год, но на этот раз ситуация сложилась нестандартная. Так, первая серия вышла этой весной, но в ней страховщики не успели учесть изменившуюся ситуацию на рынке, которая сложилась после приостановки деятельности или полного ухода из России ряда производителей автомобилей и запчастей. Вторую выпустили 19 июня: она учитывала как сокращение номенклатуры, так и значительное повышение цен на автозапчасти.
При этом в расчеты вошли те бренды, которые фактически заморозили работу в России, но на складах поставщиков запасы еще оставались — например, это детали компании Bosch. А также ряда автобрендов, которые делают свои фирменные запчасти. К примеру, Volkswagen. Как объяснили Autonews.ru в РСА, единая методика расчета требует, чтобы в справочник средней стоимости запасных частей включались запчасти для тех марок автомобилей, по которым было заключено не менее 15 тыс. договоров ОСАГО.
Теперь же, с 11 сентября, в очередной версии справочников, страховщики станут учитывать цены аналогов запчастей, если оригинальная деталь отсутствует на рынке. Такой подход будет применяться ко всем маркам автомобилей, независимо от страны их производства.
Как пояснили в РСА, сейчас, если оригинальная запчасть отсутствует на рынке, информация о ее стоимости не попадает в справочник. Из-за этого могут возникать трудности при урегулировании убытков по ОСАГО. Новый подход, по мнению РСА, позволит рассчитывать выплату с учетом стоимости аналогов, при этом отсечь заведомо некачественные запчасти.
Эксперт в области ремонта: для ремонта будут использовать самые дешевые запчасти
Страховые компании намерены для расчета по ремонту использовать цены на самые дешевые запчасти, уверен независимый автоюрист и эксперт в области продажи автозапчастей Алексей Поляков.
«Анонсированные изменения связаны в первую очередь не с реформой ОСАГО, а с последствиями санкций. Audi А7 одного из моих клиентов требуется ремонт мотора. Но дилер не может его провести, так как у него нет нужных оригинальных запасных частей, а дубликаты, то есть аналоги и неоригиналы, они использовать не могут», — поделился Поляков.
С аналогичной проблемой, по его мнению, сталкиваются и страховщики, когда их клиенты выбирают натуральное урегулирование, то есть ремонт.
«Восстанавливать автомобиль нужно оригинальными деталями, которых в наличии нет. А неоригиналы есть. Но по методике их применять было нельзя. И теперь в сообщении ЦБ указано, что аналоги можно использовать, только если данной детали нет в оригинальном варианте. Но страховые компании уже рассчитывают на то, чтобы при ремонте устанавливать наиболее дешевые неоригинальные запчасти абсолютно всем, вне зависимости от наличия оригиналов. Это им сулит серьезные проблемы с юристами», — считает Поляков.
Эксперт также привел несколько примеров стоимости оригинальных и неоригинальных запчастей. «К примеру, оригинальный бампер для Volkswagen Jetta 2012 года выпуска стоит на различных площадках 29,5-37 тыс. руб. Неоригинал — 7,3 тыс. Передняя фара стоит 21,4-35,5 тыс. руб., а неоригинал — 11,2 тыс. руб», — отметил эксперт.
По мнению юриста, контроль за составлением справочников стоит передать Службе финансового уполномоченного, поскольку пока получается, что страховщики сами определяют свои расходы при проведении ремонта.
КБМ тоже изменили: эффект от аварий ждем в 2023 году
Напомним, что с 1 апреля 2022 года автомобилисты уже столкнулись с изменениями при расчете стоимости ОСАГО. Дело в расширении границ КБМ — этот коэффициент зависит от того, попадал водитель в ДТП или нет. Чем он меньше, тем лучше: на него умножают базовую цену ОСАГО для определения стоимости страховки. Как рассказали в Российском союзе автостраховщиков, минимальный КБМ для аккуратных водителей снизился с 0,5 до 0,46%. Аварийным же водителям нужно платить больше: максимальный коэффициент, который применяется к автовладельцам, составил 3,92 (был 2,45). Весь эффект от таких изменений водители испытают в 2023 году, когда накопятся данные за 2022 год и их перечитают по новым правилам.
Автор: Алина РАСПОПОВА
Источник: Autonews.ru