Глава отдела киберрисков Marsh в Европе призывает киберстраховщиков не «заходить слишком далеко» после того, как за последние два года ставки киберстрахования выросли почти вдвое. Но эксперт считает, что, хотя ограничения прибыльности в киберстраховании должны ослабнуть, поскольку страховщики вернутся к росту и прибыльности, ожидается, что в следующем году рост цен продолжится.
Жан Байон де Ла Тур, глава направления киберрисков Marsh в континентальной Европе, добавил, что, хотя киберрынок останется трудным для покупателей, ожидается, что в 2022 году рост цен замедлится.
По словам Байон де ла Тура, рынок киберстрахования претерпел быстрые изменения в течение последних 18 месяцев, чему способствовал резкий рост атак программ-вымогателей, рост числа случаев утечки данных и озабоченность по поводу системных рисков. Он сообщи, что около 95% убытков от киберстрахования в Европе связаны с атаками программ-вымогателей.
По словам эксперта, киберстраховщики отреагировали на увеличение частоты и серьезности убытков от программ-вымогателей повышением цен, снижением лимитов, увеличением франшизы и сокращением доступной емкости на каждый риск. По его словам, емкость на каждый риск упала до $5 млн с $25 млн два года назад.
Ставки в Европе выросли на 64% в третьем квартале 2021 года по сравнению с 73% в Великобритании и 112% в США. В течение всего этого года ставки киберстрахования вырастут на 50–60%, помимо аналогичного увеличения в 2020 году, пояснил Байон Де Ла Тур. Это означает, что киберстрахование сейчас почти вдвое дороже, чем было два года назад. При этом эксперт предупреждает страховщиков, что не стоит слишком зацикливаться на своих клиентах.
«Я призываю страховщиков думать о долгосрочной перспективе и не позволять рынку зайти слишком далеко. В третьем квартале мы наблюдаем стабилизацию активности выплат и восстановление прибыли, поэтому, пожалуйста, не позволяйте рынку слишком сильно ужесточаться. Многие клиенты уже задаются вопросом, стоит ли покупать киберстрахование, учитывая цену и ограничения покрытия. Мы действительно видим, что некоторые клиенты решают не продлевать подписку, хотя в настоящее время это разовые предложения, а не тенденция. Но это вызывает беспокойство», - сказал он.
«Пять лет назад страховщики стучались в двери клиентов и убеждали их покупать киберстрахование. Теперь, когда клиенты хотят покупать, у входа никого нет… Клиенты были шокированы изменением ситуации на рынке, которая продолжает ухудшаться с каждым днем», - сказал Байон Де Ла Тур.
Ставки киберстрахования будут расти в четвертом квартале 2021 года и в 2022 году, но рост цен должен стать умеренным, продолжил он. «В 2022 году рынок успокоится, и я предполагаю, что в следующем году повышение ставок составит от 35% до 45%», - сказал он.
Продления в четвертом квартале 2021 года будут особенно сложными, потому что многие киберстраховщики уже достигли своих целей андеррайтинга на год, сказал Байон Де Ла Тур.
По словам Marsh, общий теоретический потенциал киберстрахования в Европе сократился в этом году до 450 млн евро с 700 млн евро в 2020 году, поскольку многие страховщики пересмотрели свои аппетиты. Страховщики стремились подняться в рамках программ на более высокие «горящие слои», которые больше всего подвержены убыткам. Между тем, некоторые страховщики уклоняются от определенных секторов или более крупных компаний в пользу малых и средних фирм, у которых риски ниже.
По словам Байон де Ла Тура, хотя емкость европейского киберрынка снизилась, количество игроков оставалось стабильным, и появилось небольшое количество новых участников. По его словам, в качестве краткосрочного направления бизнеса кибер-андеррайтеры смогли быстро отреагировать на возросшие убытки, и многие из них уже добились возврата к прибыльности во втором и третьем кварталах.
«Емкость рынка в целом сократилась, но количество игроков на киберрынке осталось стабильным. Я ожидаю, что емкость расширится в 2022 году, поскольку новые емкости будут поступать от новых операторов и управляющих генеральных агентов (MGA), расширяющихся в Европу. «Страховщики, возможно, не были заинтересованы в открытии нового бизнеса в 2021 году, но в следующем году я ожидаю, что страховщики вернутся к осторожному или агрессивному росту», - сказал Байон Де Ла Тур.
Ряд специализированных MGA и страховых компаний, которые обычно сочетают страхование с советами и инструментами по кибербезопасности, быстро расширились в США, привлекая новые инвестиции и поддержку перестрахования. По словам Байон де ла Тура, некоторые из этих новых участников стремятся к международной экспансии и могут иметь большое влияние в Европе.
Хотя киберстраховщики ужесточили политику андеррайтинга в ответ на возросшие убытки, они еще не предприняли никаких шагов для исключения атак программ-вымогателей. Некоторые страховщики ввели дополнительные лимиты и требования совместного страхования для требований о вымогательстве, и большинство из них задают дополнительные вопросы о механизмах кибербезопасности и непрерывности бизнеса. В частности, многие страховщики теперь требуют, чтобы страхователи соответствовали определенным критериям андеррайтинга, таким как демонстрация многофакторной аутентификации, регулярное исправление, обучение и планирование реагирования на инциденты.
«Стоимость выкупа для программ-вымогателей - важное покрытие, и оно должно быть у клиентов. Страховщики по-прежнему открыты для его предоставления, и теперь мы знаем, что им для этого нужно. «Важно, чтобы страховщики поощряли страхователейв быть лучше, а не делали киберстрахование недостижимым», - сказал Байон Де Ла Тур.
Он пояснил, что в ответ на переходный рынок киберстрахования более крупные покупатели реструктурировали свои программы. Многие покупают меньший лимит и увеличивают франшизу, в то время как некоторые обратились к своим кэптивным страховщикам. По словам Байон Де Ла Тура, покупатели также вынуждены выходить на дополнительные рынки, поскольку киберстраховщики сократили доступную емкость на каждый риск.
Marsh также советует корпорациям начать продление киберстрахования на шесть-девять месяцев раньше и подготовиться к критериям андеррайтинга страховщиков. «Мы точно знаем, что страховщики ожидают от страхователей, и можем оценить кибербезопасность клиентов, а также посоветовать им, как они будут восприняты страховщиками и как они могут улучшить ситуацию», - сказал Байон Де Ла Тур.
Подготовлено порталом Allinsurance.kz