29
Пт, март

Не было бы счастья: насколько телемедицина оказалась удобной и востребованной во время карантина?

telemedecinaВведенный из-за эпидемии коронавируса режим самоизоляции резко повысил спрос на дистанционные медицинские услуги. Вкупе с возможными оперативными изменениями законодательства можно ожидать быстрого становления полноценной индустрии телемедицины.

С середины марта в Москве в тестовом режиме был запущен сервис телемедицинских консультаций для граждан с подтвержденным диагнозом COVID-19. Пациенты регистрируются на специальной платформе городского департамента здравоохранения, после чего получают доступ к сервису. Дежурные врачи в онлайн-режиме наблюдают за состоянием пациентов, динамикой изменения их самочувствия и симптомов, дают рекомендации по лечению. В крайнем случае направляют заболевших на очный осмотр. Как отмечали московские власти, по состоянию на 15 мая этой возможностью воспользовались 45 тыс. пациентов, для которых специалисты телемедицинского центра провели более 170 тыс. онлайн-консультаций. На одну консультацию в среднем тратилось около 15 минут.

Большинство пациентов телемедицинского центра успешно лечатся дома до полного выздоровления, уверяют власти города. За все время в связи с ухудшением состояния были госпитализированы лишь 4% обратившихся за удаленной консультацией.

Потенциал телемедицины в период эпидемии демонстрируют не только городские инициативы. Мобильный оператор из «большой четверки», запустивший в сотрудничестве с одной из крупнейших частных клиник страны телемедицинский сервис, в апреле открыл всем желающим бесплатный доступ на месяц к онлайн-консультациям дежурных терапевтов и педиатров. Растет спрос на удаленные консультации и среди клиентов страховых компаний — обладателей полисов добровольного медицинского страхования или страхования жизни с включенным в программы сервисом телемедицины. Страховщики отмечают значительный рост числа обратившихся за дистанционной медицинской консультацией по сравнению с весной прошлого года.

Телемедицинские сервисы удобны для пользователей и имеют беспрецедентное значение в период неблагоприятной эпидемиологической обстановки. Они выполняют своего рода социальную функцию — позволяют людям своевременно получать медицинскую помощь и разгружают медицинские учреждения. А в экстренных случаях удаленные консультации могут спасать жизни — помогать пациентам, пока до них добирается скорая помощь.

Но телемедицинские сервисы не менее полезны и в «мирное» время. Врачи по всему миру отмечают, что в последние десятилетия в общей заболеваемости растет доля хронических недугов. А значит, многие пациенты нуждаются не столько в экстренной помощи при острых состояниях, сколько в регулярном наблюдении и отслеживании показателей жизнедеятельности.

Телемедицинские сервисы представляют собой не только доступ к онлайн-консультациям, но зачастую включают в себя встроенные возможности искусственного интеллекта. Принимая данные с фитнес-гаджетов (часов, браслетов), программа анализирует их и обращает внимание на пограничные значения или отклонения от нормы, после чего выдает рекомендации по физической активности, питанию или обращению за консультацией к врачу. Телемедицинские платформы часто включают в себя кнопку экстренной помощи, функцию хранения медицинских документов, онлайн-чат, «цифровую таблетницу» (напоминание о приеме лекарств) и т.д. Стоит ли говорить, насколько полезны подобные решения в условиях, когда поликлиники по всей стране временно приостановили прием пациентов с жалобами на хронические болезни (не говоря уже о профилактических осмотрах и диспансеризации).

Основная загвоздка на пути развития телемедицины заключается в том, что законодательством Российской Федерации пока запрещено ставить первичные диагнозы и назначать лечение удаленно. На данном этапе телемедицинские технологии могут применяться только для проведения консультаций по вопросам профилактики, диагностики и мониторинга состояния здоровья пациента и принятия решения о необходимости проведения очного осмотра врача. На рассмотрение Госдумы в марте этого года внесен законопроект, который предусматривает право правительства в условиях чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения опасного заболевания устанавливать особые порядки оказания медицинской помощи, в том числе с применением телемедицинских технологий. В первую очередь это необходимо для того, чтобы компенсировать дефицит медицинских работников и повысить доступность медицинской помощи для населения.

Кроме того, другие законодательные поправки могут на постоянной основе разрешить врачам ставить предварительные диагнозы и назначать лечение пациентам с помощью удаленных консультаций. Если это произойдет, онлайн-прием врача фактически будет приравнен к очной медицинской консультации. Во многих случаях это облегчит организацию лечения. Телемедицина, существующая в законодательном поле нашей страны с 2018 года, получит мощный стимул для развития. На этот рынок выйдет большее количество медицинских организаций, стартапов, страховых компаний, информационных сервисов и маркетплейсов, а стоимость услуг будет постепенно снижаться.

Пока услугами телемедицины в России преимущественно пользуются жители мегаполисов, но с развитием этого рынка к ним начнут охотнее обращаться жители регионов, включая отдаленные населенные пункты, во многих из которых нет собственных поликлиник. Пользуясь сервисом онлайн-консультаций, россияне смогут обращаться не только к лучшим московским врачам, но и к их зарубежным коллегам, не тратя денег на дорогостоящие поездки.

Резюмируя, хочется заметить, что многие еще совсем недавно высказывали недоверие к практике удаленной медицины, однако нынешняя ситуация в мире продемонстрировала, что телемедицинские технологии могут быть самым оптимальным решением вопросов здоровья в условиях, когда люди не имеют возможности или желания лишний раз сходить к врачу.

Автор: Андрей ХОРОШИЛОВ, управляющий партнер ГК «ЕЮС», генеральный директор «Теледоктор24»

Источник: Банки.ру