2-13 апреля в Алматы прошла юбилейная Х международная конференция «Страхование Центральной Азии», организованная при содействии ОЮЛ «Ассоциация страховщиков Казахстана», стратегическим партнёром выступило АО «Фонд гарантрования страховых выплат», спонсором вечернего приёма - ООО «Страховая и перестраховочная компания «ЮНИТИ РЕ», специальными партнёрами выступили: российское ООО «Диасофт», страховой и перестраховочный брокер «Re Union». Информационную поддержку конференции оказали: международное агентство «XPRIMM», Всероссийский союз страховщиков, Белорусская ассоциация страховщиков, специальным медиапартнёром по России выступила медиаинформационная группа «МИГ».
В работе конференции традиционно приняли участие представители страховых и перестраховочных организаций из Казахстана, России, Польши, Сербии, Швейцарии, Германии, Великобритании, представители Национального Банка Республики Казахстан, Банка России, Евразийской экономической комиссии, независимые эксперты.
Программа мероприятия затрагивала такие актуальные вопросы, как новые экономические условия и перспективы страхования на локальных рынках, саморегулирование, инновационные технологии.
Новые экономические условия: перспективы развития страхования и перестрахования для локальных рынков
Открывая пленарное заседание, посвящённое перспективам развития локальных страховых рынков в условиях турбулентной экономики, директор Департамента страхового надзора Национального Банка Республики Казахстан Жанат Курманов отметил, что страховой рынок Казахстана требует динамичного развития,
основанного на внедрении инноваций в страховых продуктах, а также на доступности и качестве страховых услуг. Он сказал, что в настоящее время безотлагательных решений требует целый ряд задач: развитие электронных услуг и внедрение электронных страховых полисов, улучшение трансграничного страхования и
перестрахования, повышение инвестиционного потенциала страхового рынка. Ж. Курманов также сказал о важности развития добровольных и обязательных видов страхования и прежде всего - реального развития отрасли по страхованию жизни и появлению в ней долгосрочных накопительных продуктов.
Интеграция государств - членов ЕАЭС в сфере финансовых рынков
Начальник отдела страхового рынка и рынка ценных бумаг Департамента финансовой политики Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Айгуль Жуматаева познакомила участников конференции с последними новациями в государственном регулировании страхового рынка стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) с учётом новых экономических реалий. Она напомнила, что общий финансовый рынок стран ЕАЭС начнёт работать с 2025 года и обеспечит возможность доступа на рынок всем заинтересованным лицам без каких-либо государственных ограничений.
Рассказывая о гармонизации законодательств, спикер уточнила, что унификация будет основываться на международных стандартах, ещё раз подчеркнув, что задача ЕЭК состоит в том, чтобы гармонизировать финансовый сектор с учётом лучших международных практик. Поэтому ЕЭК уже утвердила на заседании профильных комитетов Матрицу оценки соответствия законодательства государств ЕАЭС основным принципам страхования Международной ассоциации страховых надзоров (МАСН). Кроме того, она отметила, что регулирование банков будет осуществляться по международным стандартам «Базель»,а фондового рынка - по международным стандартам регулирования рынка ценных бумаг «ИОСКО». Дополнительно на базе ЕЭК будет вестись единый реестр выданных лицензий по финансовым услугам.
Особое внимание представитель ЕЭК уделила перестрахованию. Недостаточная ёмкость национальных перестраховочных рынков на фоне усиления крупных рисков поднимает взаимное перестрахование на государственный уровень. Национальные рынки не заинтересованы в уходе перестраховочных сумм к сторонним перестраховщикам. А. Жуматаева отметила, что научно-исследовательские работы (НИР) по созданию общей перестраховочной ёмкости только начались и завершатся не ранее октября 2016 года. ЕЭК предложит на рассмотрение национальным регуляторам несколько вариантов развития взаимного перестрахования, в том числе с привлечением бизнес-сообщества в формате государственно-частного партнёрства (ГЧП) по созданию перестраховочной ёмкости, которая позволит оставлять часть рисков внутри государств - членов ЕАЭС.
Более подробно она остановилась на регулировании перестраховочной деятельности на локальных рынках, указав, что наиболее либеральные условия для перестрахования установлены в Кыргызстане. Там к перестраховщикам выставляют единственное требование - размещать на территории республики не менее 5 % местных рисков.
Республика Беларусь установила самые консервативные и жёсткие требования к перестраховочной деятельности. В стране работает Государственная перестраховочная компания,которой белорусские страховщики в обязательном порядке передают свои риски. И только в том случае, когда национальный перестраховщик отказывается от принятия риска, страховая компания имеет право искать альтернативу на сопредельных рынках. Но даже в этом случае для белорусских страховых компаний установлен жёсткий норматив собственного удержания - 20 % от собственного капитала по одному договору страхования. Вместе с тем хорошая новость - белорусское перестраховочное общество имеет право передавать свои риски в ретроцессию.
В других странах регуляторы предъявляют к перестраховщикам определённые условия и прежде всего - высокий уровень рейтинга. Так, в Армении перестраховщик оценивается как «Надёжный», если его рейтинг сохраняется на уровне «А-». В качестве критериев также рассматривается финансовое состояние перестраховщика: тяжёлое финансовое положение влечёт за собой угрозу интересам страхователя или третьих лиц и квалифицируется регулятором как «Негативный фактор».
В Казахстане к перестраховщикам так же предъявляются рейтинговые требования,поэто- му страховая компания обязана формировать дополнительный капитал при низких уровнях рейтинга его перестраховщика. Как отметила А. Жуматаева, такое требование является самым большим препятствием для российских перестраховщиков, которые хотели бы взять на удержание риски из Казахстана или Армении. Поэтому ЕЭК рассматривает рейтинги в качестве барьеров, которые желательно снять при формировании общего финансового рынка.
Российская Федерация в настоящее время проводит работу по созданию национальной перестраховочной компании. Поэтому рассматривается вопрос об обязательной цессии в 10 % от страховщиков Российской Федерации, то есть при размещении рисков в перестрахование 10 % в обязательном порядке следует передать в национальную перестраховочную компанию.
Спикер подытожила, что системы перестрахования разных государств имеют различные степени жёсткости регулирования, но так или иначе ограничения базируются на рейтингах международных рейтинговых агентств. В этой связи перед ЕЭК стоит задача по созданию рейтингового агентства, работающего на территории ЕАЭС. Но пока что чиновники проводят оценку того, будет ли востребовано рынком вновь созданное наднациональное рейтинговое агентство.
Состояние и перспективы страхового рынка Российской Федерации
Заместитель начальника Управления регулирования деятельности на рынке страхования Департамента страхового рынка Банка России Ольга Шелепнёва рассказала о состоянии и перспективах страхового рынка Российской Федерации. Она отметила, что в последние годы Банк России проводит «расчистку» страхового сектора, чтобы избавить потребителей от ненадёжных компаний. Главным критерием комплексной оценки страховых организаций является качество их активов. В итоге с марта 2015 года по настоящее время с рынка ушло 90 страховщиков, не соответствующих требованиям к финансовой устойчивости, предъявляемых регулятором.
Далее спикер рассказала участникам конференции о специфике страхового регулирования в России. Прежде всего полномочия мегаре- гулятора позволяют Банку России осуществлять не только прямой надзор, а также обращать внимание на страховщика с точки зрения всего финансового рынка. Департамент страхового рынка получает информацию, касающуюся страхования, от других департаментов, курирующих работу рейтинговых агентств, аудиторов, оценщиков и актуариев. «Получается перекрёстный надзор: проводя надзорные действия в отношении страховщиков, мы косвенно можем выявить перекосы в деятельности иных субъектов финансового рынка и вовремя реагировать на происходящие на этих рынках изменениях», - сказала О. Шелепнёва.
Ещё одна важная новация - введение института кураторства, когда к концу 2016 года за каждой страховой компанией будет закреплён куратор. Ещё один большой проект - формирование досье страховщика. Документ будет оценивать бизнес-модель, бизнес-план и состояние внутреннего аудита страховщика, чтобы регулятор имел представление о деятельности организации не только в текущем моменте, но также и в перспективе. Дополнительно страховые компании распределили по группам риска, когда их финансовые показатели соотносят с величиной риска, что позволяет регулятору внимательней наблюдать за аутсайдерами.
Несмотря на предполагаемую детальность страхового надзора, российский регулятор считает необходимым повысить ответственность страховщиков путём увеличения уставного капитала к 2018 году: до 300 млн рублей - для КОСов, до 450 млн - для компаний по страхованию жизни и до 600 млн рублей - для перестраховщиков. Проект закона находится на втором рассмотрении Государственной думы.
Банк России намерен навести порядок и в наиболее социально значимых отраслях страхования: гражданско-правовой ответственности - перевозчика перед пассажирами, владельцев опасных объектов и владельцев транспортных средств, а также в добровольных видах с участием государства - в частности в сельхозстраховании.
Динамика страховых премий, страховых выплат и коэффициента выплат страховых компаний Российской Федерации 2003-2015 годы
Для страхования сельскохозяйственных рисков были образованы профессиональные объединения, формирующие компенсационные фонды, из которых производятся выплаты в случае банкротства страховщиков. Однако до сегодняшнего дня деятельность объединений, в том числе по формированию компенсационного фонда, не была подконтрольна Банку России. Это приводило к многочисленным и непрозрачным для сельхозпроизводителей правилам страхования. Поэтому с января 2016 года действует 1 общество и идёт процесс передачи ему компенсационного фонда ликвидируемых объединений. И на данный момент утверждены правила страхования и нормативы, регламентирующие действия единого объединения со стороны Банка России, прежде всего - фонда компенсационных выплат. Банк также получил право контролировать инвестиционный процесс комфонда.
Далее представитель Банка России остановилась на таких критичных и актуальных, в том числе для Казахстана, видах, как страхование деятельности туроператоров и застройщиков.
В России для страхования рисков застройщиков действует общество взаимного страхования (ОВС), но непрозрачность деятельности застройщиков повышает риски страхования и крупные страховщики в данный вид страхования идут с неохотой. На базе Всероссийского союза страховщиков (ВСС) было принято решение о создании пула, в который вошли 13 компаний. Сейчас идёт обсуждение единых правил страхования и правил актуарной оценки рисков в данном направлении.
О. Шелепнёва отметила, что деятельность российскихтуропе- раторов абсолютно не прозрачна и крупные страховщики не идут в эту индустрию. Однако любое банкротство туроператора приводит к социальному взрыву. Хотя для операторов существует определённый размер финансового обеспечения, операторы набирают объёмы ответственности, которых не хватает для покрытия убытков всем пострадавшим, что порождает в обществе недовольство страховым бизнесом. Чтобы разрядить ситуацию, туроператорам разрешили формировать персональный фонд своей ответственности, при достижении уровня которого не нужно будет страховаться или получать банковскую гарантию.
Причём страхование гражданско-правовой ответственности туроператоров и застройщиков в Российской Федерации - вменённый вид: для страховщиков - добровольный, а для участников рынка - разрешение на вход на профессиональный рынок.
О. Шелепнёва рассказала о текущем состоянии российского рынка перестрахования.
«Необходимость поиска национальной перестраховочной ёмкости обозначилась года два назад. По причине санкций и исключения ряда страховых объектов из списков западных перестраховочных компаний понятно, что в выплатах будет отказано, либо она будет заморожена. Самостоятельно российский рынок не может обеспечить ёмкость, необходимую для перестрахования, - уточнила О. Ше- лепнёва. - Рассмотрев варианты по изысканию средств для перестраховочной ёмкости, пришли к выводу, что это будут средства Банка России. Перестраховочная компания подлежит лицензированию, но будет коммерческой, то есть соблюдать нормативы финансовой устойчивости, иметь внутренний аудит, станет членом СРО».
О. Шелепнёва пояснила, что перестраховочная компания будет действовать с рядом обременений и прежде всего обязана принимать риски, невозможные застраховать в иных компаниях, и прежде всего - санкционные. Не исключено, что на компанию возложат риски страхования жилых помещений и перестрахование застройщиков, например 10 % цессии от договоров страхования. Задача Банка России при создании перестраховочной компании не только «закрыть» санкционные риски, но и снизить уровень схемного страхования, ввести единые и понятные правила игры на рынке перестрахования. Законопроект уже проходит согласование в Правительстве, и определённый консенсус достигнут, в том числе по 10 % цессии.
О. Шелепнёва также остановилась на таком злободневном вопросе, как саморегулирование.
Саморегулируемая организация - «удобный субъект для дискуссии», так как генерирует консолидированное мнение всего рынка и имеет расширенные права по участию в законотворчестве и полномочия за контролем деятельности своих членов. Поэтому Банк России рассматривает СРО как инструмент дополнительного контроля над рынком. Краткосрочная задача состоит в том, чтобы все страховые брокеры и организации стали членами СРО. В настоящее время СРО страховщиков создаётся на базе Всероссийского союза страховщиков, для брокеров - будет создан собственный союз. Интрига, однако, такова, что если участники рынка не договорятся и СРО создано не будет, Банк России не станет настаивать на его создании.
Страховой рынок Казахстана в международных сравнениях
Следующий спикер, аналитик агентства «Standard & Poor's» Екатерина Толстова, сравнивая страховой рынок Казахстана с аналогичными рынками Великобритании и Китая, отметила, что в Республике Казахстан пределом рейтинговой оценки страховых компаний является «ВВ+», тогда как в Британии компании только начинают свой путь с этой отметки рейтинга и держат его на уровне «АА+».
За последние 5 лет страховой сектор Казахстана сократился на 4 %, а в Российской Федерации - на 32 %. Причина снижения премий - макроэкономические факторы, в том числе девальвация национальных валют, в противном случае страны бы показали рост. В частности корреляция убыточности и курса валюты за 2015 год показывает, что падение тенге мгновенно подстегнула убыточность: произошла переоценка валютных резервов страховых организаций, что способствовало росту коэффициента убыточности.
Е. Толстова отметила, что текущая динамика и объём страхового рынка Казахстана незначительны, поэтому иностранные игроки не испытывают интереса к Казахстану.
Для них сейчас важнее присутствие на быстрорастущем рынке Китая, хотя доля международных игроков там несущественна. Но такое положение дел связано с особенностями национального регулирования, которое более лояльно относится к китайским компаниям. Топ-3 китайских компаний составляют 80 % местного рынка. Тогда как в Российской Федерации и Республике Казахстан топ-20 компаний охватывают примерно 70 % рынка.
Тем не менее статистика показывает, что у казахстанского населения самые низкие расходы на страхование, а значит, потенциал развития рынка существует. Хотя население Казахстана не такое большое, как в Китае или России, 17 млн человек достаточно, чтобы бизнес проявлял интерес к развитию страхового сектора. Плюс Казахстана ещё и в том, что бизнес ведёт учёт в соответствии с МФСО, тогда как китайские компании - по национальным стандартам. И пришедшие в Китай на волне Всемирной торговой организации иностранные инвесторы столкнулись с несовпадением бизнес-культур, с непониманием финансовых результатов китайских компаний, со специфичным регулированием и надзорными ограничениями.
Ложка дегтя, однако, такова, что драйверов роста у казахстанского рынка не так много. «Standard & Poor's» прогнозирует, что в 2016 году казахстанский страховой сектор может вырасти на 3-5 % (без учёта инфляции), а с учётом инфляции показатель роста будет отрицательным.
В то же время «Standard & Poor's» позитивно оценивает рентабельность страхового сектора, а также порог открытия страхового бизнеса в Казахстане. По примеру Китая и Российской Федерации они в меру бюрократизированы и не позволяют прийти на рынок неподготовленным игрокам. Тогда как в Британии получить лицензию можно меньше чем за месяц, и этот фактор агентство квалифицирует как тревожный.
Что касается специфики отраслевого риска, то в Казахстане макроэкономика решает, как будет развиваться страховое общество. В Казахстане страновые риски квалифицируются как «Высокие», поэтому риски страхового сектора значительны. Тогда как в Британии риски страхового рынка в большей степени связаны с отраслью, чем с тем же лицензированием и макроэкономикой.
Тем не менее Е. Толстова отметила, что развивающиеся и развитые рынки можно интегрировать, о чём свидетельствует интерес иностранных инвесторов к Китаю. Рынок Казахстана находится на этапе становления и достаточно концентрирован с преобладанием простых страховых продуктов. Доля иностранных страховщиков низкая (1 компания) и вряд ли изменится в ближайшие годы. Важным становится поведение регулятора и то, как он себя позиционирует в профессиональной среде. А правильное развитие законодательств ведёт к прозрачности рынка, росту компетенций и новым технологиям и в целом - к развитию страхового сектора.
Обзор и тенденции международного страхового и перестраховочного рынков
Алла Мигашко, старший перестраховочный брокер британской компании «AON Benefild», рассказала о тенденциях международных перестраховочных рисков и влиянии этих тенденций на локальные рынки. Она отметила, что мировая экономическая конъюнктура даёт развивающимся рынкам определённые возможности.
Мировая перестраховочная отрасль хорошо капитализирована. Капитализация достигла пика в 2014 году и составила 575 млрд долларов. За 2015 год капитал снизился на несколько процентов по причине инвестиционной деятельности.
Тенденция такова, что продолжает расти альтернативный капитал, предоставляемый хедж-фондами и компаниями, занимающимися страховой секьюритизацией, который достиг уровня в 69 млрд долларов по состоянию на 30 июня 2015 года, или 12 % от общего перестраховочного капитала.
Половина альтернативного капитала приходится на перестрахование обеспеченных долговых обязательств. Аналитики «AON Benefild» прогнозируют рост альтернативного капитала до 120 млрд в 2018 году. Традиционные перестраховщики используют альтернативный капитал для оптимизации структуры своего капитала.
Она ознакомила с итогами деятельности 21 перестраховщика за 9 месяцев 2015 года. Рост премий в секторе «Property-Casualty Insurance» (страхование недвижимости и несчастных случаев) в основном вызван объединением перестраховщиков и расширением бизнеса на развивающихся рынках.
Комбинированный коэффициент андеррайтинга (средний по анализируемым компаниям) - 90,6 %. Коэффициент убыточности - 60,5 %, включая 4,9 % уменьшения резервов.
Катастрофические убытки значительно ниже среднего долгосрочного уровня. Доля затрат - 30,6 %, возврат от инвестиций (доходность) - 2,8 %. Общий возврат (рентабельность) 3 %.
2015 год был самым безубыточным по катастрофическим рискам начиная с 2009 года. Показали активность лишь убытки от лесных пожаров и зимней непогоды.
Застрахованный убыток 2015 года составил 32 млрд долларов, при этом экономический убыток составил 132 млрд долларов. 80 % убытков пришлось на США и Азиатско-Тихоокеанский регион.
А. Мигашко отметила, что рейтинговые агентства улучшают точность критериев оценки страховой индустрии, улучшают аналитический подход и прозрачность рейтинга. В частности рейтинговое агентство «АmBest» разрабатывает новую стохастическую модель, основанную на факторах риска - BCAR. Модель не станет революционно изменять текущую модель оценки рисков, однако если раньше капитал на покрытие катастрофических убытков рассчитывался по PML один раз в 100 лет - период возврата, то сейчас модель оценки будет меняться и капитал будет рассчитываться один раз в 100, 200 и 500 лет. Изменения повлияют на капитал перестраховщика и, скорее всего, приведут к покупке дополнительной катастрофической ёмкости.
В 2015 году интересная ситуация сложилась на рынке слияний и поглощений. Активность драматически возросла. Количество сделок составило 770 на сумму 89 млрд долларов по сравнению с 30 млрд долларов на 701 сделку годом ранее. Общая сумма сделок выросла на 179 %. Высокая активность вызвана конкуренцией и стратегическим желанием покупателей расширить бизнес географически или инвестировать в новые продукты и каналы продаж, укрепить отношения с клиентами, более активно использовать капитал путем диверсификации. Эксперты прогнозируют высокую активность в «M&A» и в будущем.
«Суммируя сказанное, можно выделить следующую рыночную динамику: сложная макроэкономическая среда, замедление экономики Китая, геополитические риски становятся нормой. Ёмкость и конкуренция на перестраховочном рынке создают давление на цены и условия перестрахования. Альтернативный капитал съедает прибыльность традиционных страховщиков. Низкий инвестиционный доход. Высокая капитализация требует эффективного управления капиталом. Для сохранения этой эффективности можно ожидать дальнейшее слияние компаний, - уточнила А. Мигашко. - На этом фоне возможности для локальных рынков таковы, что благодаря «M&A» на рынке появляются объединённые команды андеррайтеров. Перестраховщики делают больше инвестиций в бизнес-процессы и продукты, чтобы принимать более широкий спектр рисков клиентов в перестрахование».
Спикер также указала, что традиционные рынки и альтернативный капитал позволяют перестраховщикам оптимизировать структуру капитала: например увеличивать период перестрахования, уменьшать стоимость восстановления ёмкости, давать лучшие условия по оговоркам по катастрофическим событиям.
Оптимизация капитала происходит в нужное время: появляются новые риски, вызывающие значительные убытки. И в будущем количество таких рисков только увеличится. Эти убытки диктуют спрос на новые продукты страхования. Например кибер-риски, или риски наводнения, остаются самым недострахованными видами при громадных экономических убытках.
В частности доля страхования от наводнений составляет всего 13 % в отличие от 35 % страховок от тропических циклонов и 55 % от ураганов. Страхование от наводнений таит большой потенциал. Например в США всё чаще наводнение случается в тех местах, которые традиционно считались неподверженными затоплениям.
Новые виды востребованного страхования - ответственность больших корпораций, аннуитетное страхование и перестрахование ответственности: комбинация демографического и инвестиционного кризисов на фоне увеличения продолжительности жизни ведёт к большому спросу на этот вид страхования.
Саморегулирование и конкуренция: в поисках баланса интересов
Страховой рынок Республики Казахстан: как создать конкурентные преимущества
Вторую секцию конференции, посвящённую развитию саморегулирования, открыла председатель Совета ОЮЛ «Ассоциация страховщиков Казахстана» Жанар Калиева. Она отметила всё ещё низкую роль страхового сектора в национальной экономике: «Мы никак не вырвемся из пресловутого 1 % от ВВП». Тем не менее страховой потенциал в Казахстане огромный, страхование граждан и корпоративного сектора в абсолютном выражении в разы отстаёт от аналогичных показателей европейских стран. Как следствие - около 90 % активов Казахстана недострахованы либо застрахованы номинально. Поэтому первоочередная задача Ассоциации - увеличить ёмкость страхования.
Опыт Германии по развитию частного страхового бизнеса в условиях регулирования и самоуправления
Старший менеджер по Центральной и Восточной Европе по международным делам Германской ассоциации страховщиков Франк Тирольф рассказал об опыте Германии по развитию частного страхового бизнеса в условиях регулирования и самоуправления. Он указал на важность того, чтобы существовало единое представление интересов бизнеса через институт Саморегулируемых организаций.
Например в Германии отсутствует обязательность членства в СРО для страховых компаний, однако 98 % страховщиков являются членами ассоциации, так как им выгодно участвовать в профессиональном объединении. Страховая отрасль Германии насчитывает почти 500 тысяч работников и является пятым по значению работодателем страны, в которой проживает 82 млн жителей. Половина работников включена в штаты компаний, половина - свободные агенты в развитой сети продаж. Структура агентов такова, что 50 % продают полисы имущественного страхования и от несчастных случаев, а треть - по страхованию жизни.
В Германии заключено 427 млн страховых договоров, из которых на страхование жизни приходится 91 млн договоров. Таким образом, статистический немец имеет несколько различных полисов.
«Должны быть общее понимание необходимости страховаться и общий подход к страхованию», - обосновал формулу успеха Ф. Тирольф.
Совокупная сумма инвестиций немецкого страхового бизнеса в экономику составляет 1,5 млрд евро при государственном бюджете в 307 млрд евро. Высокая пенетрация указывает на значительную роль страхования в германском обществе и в его экономике, что определено серьёзным отношение немцев к личному страхованию, развитием линейки продуктов и каналов продаж.
Показательна эволюция немецкого саморегулирования. Исторически, с 17-го века существовали отраслевые профессиональные союзы: морских страховщиков, страховщиков от пожаров и т. д, которые постепенно сливались и окончательно в 1996 году объединились в единую ассоциацию.
Центробанк Германии не ведёт страховую статистику, это - прерогатива страховой ассоциации, которая использует её для расчёта страховых тарифов, но ценообразованием ассоциация не занимается. Кроме того, в рамках страхового союза создан кризисный центр быстрого реагирования в случае возникновения киберугрозы, и прежде всего хакерских атак, риски которых возрастают.
Рынки Республики Казахстан и Российской Федерации. Конвергенция. Гармонизация. Сближение?
Игорь Шеховцов, заместитель генерального директора российского ООО СПС «Юнити Ре» назвал свою презентацию «Конвергенция. Гармонизация. Сближение?», поставив вопрос о том, насколько выполняются меры по сближению рынков к 2019 году. Особенно в плане перестрахования, которое, по мнению спикера, является своеобразным барометром близости российского и казахстанского страховых рынков,поскольку позволяет увязывать риски страхования.
Спикер отметил, что ситуация в перестраховании не изменилась, и по-прежнему допуск перестраховщиков к ёмкости зависит от их рейтинговой оценки, что создаёт определённые сложности. Устанавливать формальный барьер в виде рейтинга, часто находящегося значительно выше уровня развития национального рынка, вряд ли является хорошей идеей: административные барьеры ведут к ещё большему сужению потенциальных рынков.
«По факту получается виртуальная статистика. Все полагают, что перестрахование полностью уходит на Запад. Однако фронтинг помогает части ёмкости найти пристанище в местных перестраховочных компаниях, то есть выступает инструментом обхода регулятивных требований.
Ситуация не устраивает перестраховщиков, так как процесс передачи риска усложняется, премия перестраховщика снижается на размер фронтинговой комиссии, где минус 5 % в системе нынешних цен - серьёзный дисконт, то есть минус 5 % к финансовой устойчивости перестраховщика. В итоге эффективность перестрахования в разрезе премий, выплаченных на полученные убытки, непонятна. Этого мы добились высокими требованиями к перестраховщикам», - сказал И. Шеховцов.
По поводу близости рынков спикер отметил, что прошедший год не ознаменовался решением имеющихся проблем, наоборот, всё стало ещё сложнее. Добавились ещё минус 5 % к цене перестрахования, поскольку теперь следует нотариально заверять опреде лённые документы, то есть нести дополнительные затраты.
Необходим пересмотр подходов к оценке перестраховщика. Следует диверсифицировать список провайдеров рейтинговых услуг, так как степень политизированности принимаемых американскими рейтинговыми агентствами решений - есть. В частности можно привлечь к оценке перестраховщиков китайские агентства. Сам рейтинг давно стал формальным критерием, которому передаётся полная ответственность за принимаемые решения, и мало кто самостоятельно анализирует перестраховщика через его финансовые показатели и деловую репутацию. Необходимо пересмотреть подходы к регулированию в сторону более взвешенного анализа перестраховщика с учётом реалий и упором на экономические показатели.
Трансграничное страхование: проблемы и перспективы
Елена Брыскова, начальник юридического управления казахстанской «Нефтяной страховой компании», сделала презентацию на тему «Трансграничное страхование: проблемы и перспективы». Она рассказала, что с 1 января 2016 года был увеличен коэффициент с 2,96 % до 4,4 %, влияющий на расчёт страховой премии при въезде на территорию Республики Казахстан. Шаг позволил гармонизировать тарифы страхования пригранички с российскими коллегами. Однако законодательные изменения никак не коснулись деятельности агентов. Следует рассмотреть вопрос о предоставлении агентам возможности трансграничного страхования на территории другого государства.
Особенности законодательства Российской Федерации в этой части таковы, что там отсутствуют аналогичные нормы о трансграничном страховании, что не позволяет использовать норму, закреплённую в законодательстве Казахстана. То есть на границе невозможны взаимодействие страховых компаний Республики Казахстан и Российской Федерации и взаимная реализация полисов, так как российское законодательство регулирует отношения на территории конкретного государства.
Гармонизация законодательств Российской Федерации и Республики Казахстан в части трансграничного страхования заключается в следующих критериях. Во-первых, в разработке механизма страхования гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств лиц, выезжающих за пределы границ стран проживания. Во-вторых, в обеспечении клиентов страховых компаний высоким уровнем сервиса, когда, например, казахстанцы могут купить страховку по страхованию здоровья, которая действует на территории другого государства. Сейчас, например, застраховать свою ответственность в качестве владельца транспортного средства на территории другого государства невозможно. В-третьих, исключить монополизм страхования по ОСАГО и ГПО ВТС на границе, когда возможность покупки полиса присутствует только на границе, но не на территории другого государства.
В целях оптимизации норм, регулирующих трансграничное страхование, следует снять запрет на перечисление премий по договорам страхования, заключенным на территории Казахстана между агентами страховых организаций-нерезидентов и физлицами - резидентами Республики Казахстан.
В качестве гармонизации законодательства Российской Федерации и Республики Казахстан спикер предложила ряд инициатив. Первое - установить единые условия трансграничного страхования в национальных законодательствах, прописав аналогичную норму, которая уже есть в казахстанском законодательстве. Второе - предусмотреть возможности осуществления посреднической деятельности страховыми агентами, а не только брокерами и страховыми компаниями. Третье - снять запрет на перечисление денежных средств, которые будут в этой связи перечисляться агентами.
Агентская деятельность в Республике Казахстан. Обзор текущих тенденций
Директор международной компании «MMA Central Asia» Иван Михайлов сделал обзор текущих тенденций в агентской деятельности в Республике Казахстан. Он отметил, что репутация агентов на страховом рынке весьма негативная. Во многом этому способствуют пробелы в законодательстве. В частности агентская деятельность слабо прописана в законах. Например в Законе «О страховой деятельности» определено,что функция агентов - посредническая деятельность по заключению договора страхования и на агентов Закон других обязанностей не возлагает.
Он также посетовал, что минимальная программа обучения агентов страховщиком по сложности похожа на полноценный курс страхования в вузе. Когда агент обязан знать сущность страхования, источники формирования капитала и резервов страховой организации, госрегулирование и все виды страхования, имеющиеся в портфеле его компании. Хотя понимать сущность страхования без понимания сущности финансов довольно сложно, а нужно всё это выучить и сдать экзамен, отмечает спикер.
Если взять обязательные виды страхования, где основной канал продаж - агенты, и расходы по агентским вознаграждениям, то они либо вровень, либо превышают расходы компании на заработную плату. Часто бюджет агентского вознаграждения превышает бюджет оплаты труда всей страховой компании. Тем самым на кону стоят очень серьёзные деньги. Но, к сожалению, подсчитать общее количество агентов и понять их структуру невозможно. Единый реестр регулятор не транслирует, в свободном доступе находятся списки, составляемые страховыми компаниями по своим агентам.
12 компаний, с которыми «MMA Central Asia» сотрудничает, имеют 20 тысяч агентов - физических лиц и 829 агентов - юридических лиц. «Это странно, когда на предприятие или в банк приходит агент - физическое лицо, так как корпоративному сектору проще работать с агентами-компаниями. Вызывает недоумение, что 96 % агентов страхуют корпоративный сектор по таким сложным рискам, как страхование авиационного транспорта. Оставшиеся 4 % агентов - юридических лиц являются туристическими агентствами, страхующими выездных туристов, и для них это не прямой бизнес, а сопутствующая услуга», - уточнил И. Михайлов.
Он привёл в пример из международной практики, когда агентский бизнес является главной частью страхового сектора, законодательно оформлен и капитализирован. По мнению спикера, наведение порядка в агентском бизнесе Казахстана будет лишь способствовать повышению собираемости премий и развитию добровольных продуктов.
Источник: Журнал «Рынок Страхования»