23
Пн, дек

Юбилейный Международный форум страховщиков состоялся в Алматы

2-13 апреля в Алматы прошла юбилейная Х международная конференция «Страхование Центральной Азии», организованная при содействии ОЮЛ «Ассоциация страховщиков Ка­захстана», стратегическим партнёром выступило АО «Фонд гарантрования страховых выплат», спонсором вечернего приёма - ООО «Страховая и перестраховочная компания «ЮНИТИ РЕ», специальными партнёрами выступили: российское ООО «Диасофт», страховой и перестраховоч­ный брокер «Re Union». Информационную поддержку конференции оказали: международное агентство «XPRIMM», Всероссийский союз страховщиков, Белорусская ассоциация страховщи­ков, специальным медиапартнёром по России выступила медиаинформационная группа «МИГ».

В работе конференции традиционно приняли участие представители страховых и перестра­ховочных организаций из Казахстана, России, Польши, Сербии, Швейцарии, Германии, Велико­британии, представители Национального Банка Республики Казахстан, Банка России, Евразий­ской экономической комиссии, независимые эксперты.

Программа мероприятия затрагивала такие актуальные вопросы, как новые экономические условия и перспективы страхования на локальных рынках, саморегулирование, инновационные технологии.

Новые экономические условия: перспективы развития страхования и перестрахования для локальных рынков

Открывая пленарное заседа­ние, посвящённое перспективам развития локальных страховых рынков в условиях турбулентной экономики, директор Департаме­нта страхового надзора Нацио­нального Банка Республики Казах­стан Жанат Курманов отметил, что страховой рынок Казахстана требует динамичного развития,

основанного на внедрении инно­ваций в страховых продуктах, а также на доступности и качестве страховых услуг. Он сказал, что в настоящее время безотлагате­льных решений требует целый ряд задач: развитие электронных услуг и внедрение электронных страховых полисов, улучшение трансграничного страхования и

перестрахования, повышение инвестиционного потенциала страхового рынка. Ж. Курманов также сказал о важности развития добровольных и обязательных ви­дов страхования и прежде все­го - реального развития отрасли по страхованию жизни и появле­нию в ней долгосрочных накопи­тельных продуктов.

Интеграция государств - членов ЕАЭС в сфере финансовых рынков

Начальник отдела страхового рынка и рынка ценных бумаг Департамента финансовой полити­ки Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Айгуль Жуматаева познакомила участников конференции с последними новациями в государ­ственном регулировании страхового рынка стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) с учё­том новых экономических реалий. Она напомнила, что общий финансовый рынок стран ЕАЭС начнёт работать с 2025 года и обеспечит возможность до­ступа на рынок всем заинтересованным лицам без каких-либо государственных ограничений.

Рассказывая о гармонизации законодательств, спикер уточнила, что унификация будет основывать­ся на международных стандартах, ещё раз подчер­кнув, что задача ЕЭК состоит в том, чтобы гармонизировать финансовый сектор с учётом лучших международных практик. Поэтому ЕЭК уже утвер­дила на заседании профильных комитетов Матрицу оценки соот­ветствия законодательства госу­дарств ЕАЭС основным принци­пам страхования Международной ассоциации страховых надзоров (МАСН). Кроме того, она отме­тила, что регулирование банков будет осуществляться по между­народным стандартам «Базель»,а фондового рынка - по междуна­родным стандартам регулирова­ния рынка ценных бумаг «ИОСКО». Дополнительно на базе ЕЭК будет вестись единый реестр выданных лицензий по финансовым услугам.

Особое внимание предста­витель ЕЭК уделила перестрахо­ванию. Недостаточная ёмкость национальных перестраховочных рынков на фоне усиления крупных рисков поднимает взаимное пере­страхование на государственный уровень. Национальные рынки не заинтересованы в уходе пере­страховочных сумм к сторонним перестраховщикам. А. Жуматаева отметила, что научно-исследова­тельские работы (НИР) по соз­данию общей перестраховочной ёмкости только начались и завер­шатся не ранее октября 2016 года. ЕЭК предложит на рассмотре­ние национальным регуляторам несколько вариантов развития взаимного перестрахования, в том числе с привлечением бизнес-со­общества в формате государствен­но-частного партнёрства (ГЧП) по созданию перестраховочной ём­кости, которая позволит оставлять часть рисков внутри государств - членов ЕАЭС.

Более подробно она остано­вилась на регулировании пере­страховочной деятельности на локальных рынках, указав, что наиболее либеральные условия для перестрахования установлены в Кыргызстане. Там к перестра­ховщикам выставляют единствен­ное требование - размещать на территории республики не менее 5 % местных рисков.

Республика Беларусь устано­вила самые консервативные и жёсткие требования к перестра­ховочной деятельности. В стране работает Государственная пере­страховочная компания,кото­рой белорусские страховщики в обязательном порядке передают свои риски. И только в том случае, когда национальный перестра­ховщик отказывается от принятия риска, страховая компания имеет право искать альтернативу на сопредельных рынках. Но даже в этом случае для белорусских страховых компаний установлен жёсткий норматив собственного удержания - 20 % от собствен­ного капитала по одному догово­ру страхования. Вместе с тем хорошая новость - белорусское перестраховочное общество имеет право передавать свои риски в ретроцессию.

В других странах регуляторы предъявляют к перестраховщикам определённые условия и прежде всего - высокий уровень рейтинга. Так, в Армении перестраховщик оценивается как «Надёжный», если его рейтинг сохраняется на уро­вне «А-». В качестве критериев также рассматривается финансо­вое состояние перестраховщика: тяжёлое финансовое положение влечёт за собой угрозу интересам страхователя или третьих лиц и квалифицируется регулятором как «Негативный фактор».

В Казахстане к перестрахов­щикам так же предъявляются рейтинговые требования,поэто- му страховая компания обязана формировать дополнительный капитал при низких уровнях рейтинга его перестраховщика. Как отметила А. Жуматаева, такое требование является самым боль­шим препятствием для россий­ских перестраховщиков, которые хотели бы взять на удержание риски из Казахстана или Арме­нии. Поэтому ЕЭК рассматривает рейтинги в качестве барьеров, которые желательно снять при формировании общего финансо­вого рынка.

Российская Федерация в на­стоящее время проводит рабо­ту по созданию национальной перестраховочной компании. Поэтому рассматривается вопрос об обязательной цессии в 10 % от страховщиков Российской Феде­рации, то есть при размещении рисков в перестрахование 10 % в обязательном порядке следует передать в национальную пере­страховочную компанию.

Спикер подытожила, что системы перестрахования раз­ных государств имеют различные степени жёсткости регулирова­ния, но так или иначе ограни­чения базируются на рейтингах международных рейтинговых агентств. В этой связи перед ЕЭК стоит задача по созданию рейтин­гового агентства, работающего на территории ЕАЭС. Но пока что чиновники проводят оценку того, будет ли востребовано рынком вновь созданное наднациональ­ное рейтинговое агентство.

Состояние и перспективы страхового рынка Российской Федерации

Заместитель начальника Управ­ления регулирования деятельности на рынке страхования Департамен­та страхового рынка Банка России Ольга Шелепнёва рассказала о состоянии и перспективах страхо­вого рынка Российской Федерации. Она отметила, что в последние годы Банк России проводит «расчистку» страхового сектора, чтобы избавить потребителей от ненадёжных компа­ний. Главным критерием комплекс­ной оценки страховых организаций является качество их активов. В итоге с марта 2015 года по настоящее вре­мя с рынка ушло 90 страховщиков, не соответствующих требованиям к финансовой устойчивости, предъяв­ляемых регулятором.

Далее спикер рассказала участ­никам конференции о специфике страхового регулирования в России. Прежде всего полномочия мегаре- гулятора позволяют Банку России осуществлять не только прямой надзор, а также обращать внимание на страховщика с точки зрения всего финансового рынка. Департамент страхового рынка получает инфор­мацию, касающуюся страхования, от других департаментов, курирую­щих работу рейтинговых агентств, аудиторов, оценщиков и актуариев. «Получается перекрёстный над­зор: проводя надзорные действия в отношении страховщиков, мы косвенно можем выявить переко­сы в деятельности иных субъектов финансового рынка и вовремя реагировать на происходящие на этих рынках изменениях», - ска­зала О. Шелепнёва.

Ещё одна важная новация - введение института кураторства, когда к концу 2016 года за каждой страховой компанией будет закре­плён куратор. Ещё один большой проект - формирование досье стра­ховщика. Документ будет оцени­вать бизнес-модель, бизнес-план и состояние внутреннего аудита страховщика, чтобы регулятор имел представление о деятельности организации не только в текущем моменте, но также и в перспективе. Дополнительно страховые компа­нии распределили по группам ри­ска, когда их финансовые показате­ли соотносят с величиной риска, что позволяет регулятору внимательней наблюдать за аутсайдерами.

Несмотря на предполагаемую детальность страхового надзора, российский регулятор считает необ­ходимым повысить ответственность страховщиков путём увеличения уставного капитала к 2018 году: до 300 млн рублей - для КОСов, до 450 млн - для компаний по страхо­ванию жизни и до 600 млн рублей - для перестраховщиков. Проект за­кона находится на втором рассмо­трении Государственной думы.

Банк России намерен навести порядок и в наиболее социально значимых отраслях страхования: гражданско-правовой ответствен­ности - перевозчика перед пасса­жирами, владельцев опасных объ­ектов и владельцев транспортных средств, а также в добровольных видах с участием государства - в частности в сельхозстраховании.

Динамика страховых премий, страховых выплат и коэффи­циента выплат страховых компаний Российской Федерации 2003-2015 годы

Для страхования сельскохозяй­ственных рисков были образованы профессиональные объединения, формирующие компенсационные фонды, из которых производятся выплаты в случае банкротства стра­ховщиков. Однако до сегодняшнего дня деятельность объединений, в том числе по формированию компенсационного фонда, не была подконтрольна Банку России. Это приводило к многочисленным и непрозрачным для сельхозпроиз­водителей правилам страхования. Поэтому с января 2016 года действует 1 общество и идёт процесс передачи ему компенсационно­го фонда ликвидируемых объ­единений. И на данный момент утверждены правила страхования и нормативы, регламентирующие действия единого объединения со стороны Банка России, прежде всего - фонда компенсационных выплат. Банк также получил право контролировать инвестиционный процесс комфонда.

Далее представитель Банка Рос­сии остановилась на таких критич­ных и актуальных, в том числе для Казахстана, видах, как страхование деятельности туроператоров и за­стройщиков.

В России для страхования рисков застройщиков действует обще­ство взаимного страхования (ОВС), но непрозрачность деятельности застройщиков повышает риски страхования и крупные страховщи­ки в данный вид страхования идут с неохотой. На базе Всероссийского союза страховщиков (ВСС) было принято решение о создании пула, в который вошли 13 компаний. Сейчас идёт обсуждение единых правил страхования и правил актуарной оценки рисков в данном направлении.

О. Шелепнёва отметила, что деятельность российскихтуропе- раторов абсолютно не прозрачна и крупные страховщики не идут в эту индустрию. Однако любое банкротство туроператора приво­дит к социальному взрыву. Хотя для операторов существует опре­делённый размер финансового обеспечения, операторы набирают объёмы ответственности, которых не хватает для покрытия убытков всем пострадавшим, что порождает в обществе недовольство страхо­вым бизнесом. Чтобы разрядить ситуацию, туроператорам раз­решили формировать персональ­ный фонд своей ответственности, при достижении уровня которого не нужно будет страховаться или получать банковскую гарантию.

Причём страхование граждан­ско-правовой ответственности туроператоров и застройщиков в Российской Федерации - вменён­ный вид: для страховщиков - добровольный, а для участников рынка - разрешение на вход на профессиональный рынок.

О. Шелепнёва рассказала о теку­щем состоянии российского рынка перестрахования.

«Необходимость поиска нацио­нальной перестраховочной ёмкости обозначилась года два назад. По причине санкций и исключения ряда страховых объектов из спи­сков западных перестраховочных компаний понятно, что в выплатах будет отказано, либо она будет за­морожена. Самостоятельно россий­ский рынок не может обеспечить ёмкость, необходимую для пере­страхования, - уточнила О. Ше- лепнёва. - Рассмотрев варианты по изысканию средств для перестрахо­вочной ёмкости, пришли к выво­ду, что это будут средства Банка России. Перестраховочная компа­ния подлежит лицензированию, но будет коммерческой, то есть соблюдать нормативы финансовой устойчивости, иметь внутренний аудит, станет членом СРО».

О. Шелепнёва пояснила, что перестраховочная компания будет действовать с рядом обременений и прежде всего обязана принимать риски, невозможные застраховать в иных компаниях, и прежде всего - санкционные. Не исключено, что на компанию возложат риски страхова­ния жилых помещений и перестра­хование застройщиков, например 10 % цессии от договоров страхова­ния. Задача Банка России при соз­дании перестраховочной компании не только «закрыть» санкционные риски, но и снизить уровень схем­ного страхования, ввести единые и понятные правила игры на рынке перестрахования. Законопроект уже проходит согласование в Правитель­стве, и определённый консенсус до­стигнут, в том числе по 10 % цессии.

О. Шелепнёва также останови­лась на таком злободневном воп­росе, как саморегулирование.

Саморегулируемая органи­зация - «удобный субъект для дискуссии», так как генерирует консолидированное мнение всего рынка и имеет расширенные пра­ва по участию в законотворчестве и полномочия за контролем дея­тельности своих членов. Поэтому Банк России рассматривает СРО как инструмент дополнительного контроля над рынком. Кратко­срочная задача состоит в том, чтобы все страховые брокеры и организации стали членами СРО. В настоящее время СРО страхов­щиков создаётся на базе Всерос­сийского союза страховщиков, для брокеров - будет создан соб­ственный союз. Интрига, однако, такова, что если участники рынка не договорятся и СРО создано не будет, Банк России не станет настаивать на его создании.

Страховой рынок Казахстана в международных сравнениях

Следующий спикер, анали­тик агентства «Standard & Poor's» Екатерина Толстова, сравнивая страховой рынок Казахстана с аналогичными рынками Велико­британии и Китая, отметила, что в Республике Казахстан пределом рейтинговой оценки страховых ком­паний является «ВВ+», тогда как в Британии компании только начинают свой путь с этой отметки рейтинга и держат его на уровне «АА+».

За последние 5 лет страховой сектор Казахстана сократился на 4 %, а в Российской Федерации - на 32 %. Причина снижения премий - макро­экономические факторы, в том числе девальвация национальных валют, в противном случае страны бы пока­зали рост. В частности корреляция убыточности и курса валюты за 2015 год показывает, что падение тенге мгновенно подстегнула убы­точность: произошла переоценка валютных резервов страховых орга­низаций, что способствовало росту коэффициента убыточности.

Е. Толстова отметила, что теку­щая динамика и объём страхового рынка Казахстана незначительны, поэтому иностранные игроки не ис­пытывают интереса к Казахстану.

Для них сейчас важнее присут­ствие на быстрорастущем рынке Китая, хотя доля международных игроков там несущественна. Но та­кое положение дел связано с осо­бенностями национального регу­лирования, которое более лояльно относится к китайским компаниям. Топ-3 китайских компаний состав­ляют 80 % местного рынка. Тогда как в Российской Федерации и Ре­спублике Казахстан топ-20 компаний охватывают примерно 70 % рынка.

Тем не менее статистика по­казывает, что у казахстанского населения самые низкие расходы на страхование, а значит, потен­циал развития рынка существует. Хотя население Казахстана не такое большое, как в Китае или России, 17 млн человек достаточно, чтобы бизнес проявлял интерес к раз­витию страхового сектора. Плюс Казахстана ещё и в том, что бизнес ведёт учёт в соответствии с МФСО, тогда как китайские компании - по национальным стандартам. И пришедшие в Китай на волне Всемирной торговой организации иностранные инвесторы столкну­лись с несовпадением бизнес-куль­тур, с непониманием финансовых результатов китайских компаний, со специфичным регулированием и надзорными ограничениями.

Ложка дегтя, однако, такова, что драйверов роста у казахстанского рынка не так много. «Standard & Poor's» прогнозирует, что в 2016 году казахстанский страховой сектор может вырасти на 3-5 % (без учёта инфляции), а с учётом инфляции по­казатель роста будет отрицательным.

В то же время «Standard & Poor's» позитивно оценивает рента­бельность страхового сектора, а также порог открытия страхового бизнеса в Казахстане. По примеру Китая и Российской Федерации они в меру бюрократизированы и не позволяют прийти на рынок неподготовленным игрокам. Тогда как в Британии получить лицензию можно меньше чем за месяц, и этот фактор агентство квалифицирует как тревожный.

Что касается специфики от­раслевого риска, то в Казахстане макроэкономика решает, как будет развиваться страховое общество. В Казахстане страновые риски квали­фицируются как «Высокие», поэтому риски страхового сектора значи­тельны. Тогда как в Британии риски страхового рынка в большей степени связаны с отраслью, чем с тем же ли­цензированием и макроэкономикой.

Тем не менее Е. Толстова отмети­ла, что развивающиеся и развитые рынки можно интегрировать, о чём свидетельствует интерес иностранных инвесторов к Китаю. Рынок Казахста­на находится на этапе становления и достаточно концентрирован с преоб­ладанием простых страховых продук­тов. Доля иностранных страховщиков низкая (1 компания) и вряд ли изме­нится в ближайшие годы. Важным становится поведение регулятора и то, как он себя позиционирует в про­фессиональной среде. А правильное развитие законодательств ведёт к прозрачности рынка, росту компетен­ций и новым технологиям и в целом - к развитию страхового сектора.

Обзор и тенденции международного страхового и перестраховочного рынков

Алла Мигашко, старший перестраховочный бро­кер британской компании «AON Benefild», рассказала о тенденциях международных перестраховочных рисков и влиянии этих тенденций на локальные рынки. Она отмети­ла, что мировая экономическая конъюнктура даёт разви­вающимся рынкам определённые возможности.

Мировая перестраховочная отрасль хорошо капита­лизирована. Капитализация достигла пика в 2014 году и составила 575 млрд долларов. За 2015 год капитал снизи­лся на несколько процентов по причине инвестиционной деятельности.

Тенденция такова, что продолжает расти альтернатив­ный капитал, предоставляемый хедж-фондами и компания­ми, занимающимися страховой секьюритизацией, который достиг уровня в 69 млрд долларов по состоянию на 30 июня 2015 года, или 12 % от общего перестраховочного капитала.

Половина альтернативного капитала приходится на перестрахование обеспеченных долговых обязательств. Аналитики «AON Benefild» прогнозируют рост альтерна­тивного капитала до 120 млрд в 2018 году. Традиционные перестраховщики используют аль­тернативный капитал для оптими­зации структуры своего капитала.

Она ознакомила с итогами деятельности 21 перестраховщика за 9 месяцев 2015 года. Рост пре­мий в секторе «Property-Casualty Insurance» (страхование недви­жимости и несчастных случаев) в основном вызван объединением перестраховщиков и расширением бизнеса на развивающихся рынках.

Комбинированный коэффициент андеррайтинга (средний по анали­зируемым компаниям) - 90,6 %. Коэффициент убыточности - 60,5 %, включая 4,9 % уменьшения резервов.

Катастрофические убытки значи­тельно ниже среднего долгосрочного уровня. Доля затрат - 30,6 %, возврат от инвестиций (доходность) - 2,8 %. Общий возврат (рентабельность) 3 %.

2015 год был самым безубыточ­ным по катастрофическим рискам начиная с 2009 года. Показали активность лишь убытки от лесных пожаров и зимней непогоды.

Застрахованный убыток 2015 го­да составил 32 млрд долларов, при этом экономический убыток со­ставил 132 млрд долларов. 80 % убытков пришлось на США и Азиатско-Тихоокеанский регион.

А. Мигашко отметила, что рейтинговые агентства улучшают точ­ность критериев оценки страховой индустрии, улучшают аналитиче­ский подход и прозрачность рейтин­га. В частности рейтинговое агентст­во «АmBest» разрабатывает новую стохастическую модель, основанную на факторах риска - BCAR. Модель не станет революционно изменять текущую модель оценки рисков, однако если раньше капитал на по­крытие катастрофических убытков рассчитывался по PML один раз в 100 лет - период возврата, то сей­час модель оценки будет меняться и капитал будет рассчитываться один раз в 100, 200 и 500 лет. Изменения повлияют на капитал перестраховщика и, скорее всего, приведут к покупке дополнитель­ной катастрофической ёмкости.

В 2015 году интересная ситуа­ция сложилась на рынке слияний и поглощений. Активность дра­матически возросла. Количество сделок составило 770 на сумму 89 млрд долларов по сравнению с 30 млрд долларов на 701 сделку годом ранее. Общая сумма сделок выросла на 179 %. Высокая актив­ность вызвана конкуренцией и страте­гическим желанием покупателей расширить бизнес географически или инвестировать в новые продукты и каналы продаж, укрепить отношения с клиентами, более активно исполь­зовать капитал путем диверсифика­ции. Эксперты прогнозируют высокую активность в «M&A» и в будущем.

«Суммируя сказанное, можно выделить следующую рыночную динамику: сложная макроэконо­мическая среда, замедление эко­номики Китая, геополитические риски становятся нормой. Ёмкость и конкуренция на перестраховочном рынке создают давление на цены и условия перестрахования. Альтер­нативный капитал съедает прибыль­ность традиционных страховщиков. Низкий инвестиционный доход. Высокая капитализация требует эф­фективного управления капиталом. Для сохранения этой эффективности можно ожидать дальнейшее слияние компаний, - уточнила А. Мигашко. - На этом фоне возможности для ло­кальных рынков таковы, что благо­даря «M&A» на рынке появляются объединённые команды андеррайте­ров. Перестраховщики делают боль­ше инвестиций в бизнес-процессы и продукты, чтобы принимать более широкий спектр рисков клиентов в перестрахование».

Спикер также указала, что традиционные рынки и альтерна­тивный капитал позволяют пере­страховщикам оптимизировать структуру капитала: например увеличивать период перестрахова­ния, уменьшать стоимость восста­новления ёмкости, давать лучшие условия по оговоркам по катастро­фическим событиям.

Оптимизация капитала проис­ходит в нужное время: появляются новые риски, вызывающие зна­чительные убытки. И в будущем количество таких рисков только увеличится. Эти убытки диктуют спрос на новые продукты страхо­вания. Например кибер-риски, или риски наводнения, остаются самым недострахованными вида­ми при громадных экономических убытках.

В частности доля страхования от наводнений составляет всего 13 % в отличие от 35 % страховок от тропических циклонов и 55 % от ураганов. Страхование от наво­днений таит большой потенциал. Например в США всё чаще на­воднение случается в тех местах, которые традиционно считались неподверженными затоплениям.

Новые виды востребованного страхования - ответственность больших корпораций, аннуитетное страхование и перестрахование ответственности: комбинация демографического и инвестицион­ного кризисов на фоне увеличения продолжительности жизни ведёт к большому спросу на этот вид страхования.

Саморегулирование и конкуренция: в поисках баланса интересов

Страховой рынок Республики Казахстан: как создать конкурентные преимущества

Вторую секцию конференции, посвящённую раз­витию саморегулирования, открыла председатель Совета ОЮЛ «Ассоциация страховщиков Казахстана» Жанар Калиева. Она отметила всё ещё низкую роль страхового сектора в национальной экономике: «Мы никак не вырвемся из пресловутого 1 % от ВВП». Тем не менее страховой потенциал в Казахстане огром­ный, страхование граждан и корпоративного сектора в абсолютном выражении в разы отстаёт от аналогичных показателей европейских стран. Как следствие - око­ло 90 % активов Казахстана недострахованы либо застрахованы номинально. Поэтому первоочередная задача Ассоциации - увеличить ёмкость страхования.

Опыт Германии по развитию частного страхового бизнеса в условиях регулирования и самоуправления

Старший менеджер по Центральной и Восточной Европе по международным делам Германской ассо­циации страховщиков Франк Тирольф рассказал об опыте Германии по развитию частного страхового бизнеса в условиях регулирования и самоуправления. Он указал на важность того, чтобы существовало еди­ное представление интересов бизнеса через институт Саморегулируемых организаций.

Например в Германии отсутствует обязательность членства в СРО для страховых компаний, однако 98 % страховщиков являются членами ассоциации, так как им выгодно участвовать в профессиональном объединении. Страховая отрасль Германии насчиты­вает почти 500 тысяч работников и является пятым по значению работодателем страны, в которой проживает 82 млн жителей. Половина работников включена в штаты компаний, половина - свободные агенты в раз­витой сети продаж. Структура агентов такова, что 50 % продают полисы имущественного страхования и от несчастных случаев, а треть - по страхованию жизни.

В Германии заключено 427 млн страховых догово­ров, из которых на страхование жизни приходится 91 млн договоров. Таким образом, статистический немец имеет несколько различных полисов.

«Должны быть общее понимание необходимости страховаться и об­щий подход к страхованию», - обо­сновал формулу успеха Ф. Тирольф.

Совокупная сумма инвестиций немецкого страхового бизнеса в экономику составляет 1,5 млрд евро при государственном бюджете в 307 млрд евро. Высокая пенетрация указывает на значительную роль страхования в германском обществе и в его экономике, что определено се­рьёзным отношение немцев к лично­му страхованию, развитием линейки продуктов и каналов продаж.

Показательна эволюция немец­кого саморегулирования. Истори­чески, с 17-го века существовали отраслевые профессиональные союзы: морских страховщиков, страховщиков от пожаров и т. д, которые постепенно сливались и окончательно в 1996 году объеди­нились в единую ассоциацию.

Центробанк Германии не ведёт страховую статистику, это - преро­гатива страховой ассоциации, которая использует её для расчёта страховых тарифов, но ценообра­зованием ассоциация не занимае­тся. Кроме того, в рамках страхово­го союза создан кризисный центр быстрого реагирования в случае возникновения киберугрозы, и прежде всего хакерских атак, риски которых возрастают.

Рынки Республики Казахстан и Российской Федерации. Конвергенция. Гармонизация. Сближение?

Игорь Шеховцов, заместитель генерального директора россий­ского ООО СПС «Юнити Ре» назвал свою презентацию «Конвергенция. Гармонизация. Сближение?», по­ставив вопрос о том, насколько выполняются меры по сближению рынков к 2019 году. Особенно в плане перестрахования, которое, по мнению спикера, является свое­образным барометром близости российского и казахстанского стра­ховых рынков,поскольку позволяет увязывать риски страхования.

Спикер отметил, что ситуация в перестраховании не изменилась, и по-прежнему допуск перестра­ховщиков к ёмкости зависит от их рейтинговой оценки, что создаёт определённые сложности. Устанав­ливать формальный барьер в виде рейтинга, часто находящегося значи­тельно выше уровня развития нацио­нального рынка, вряд ли являе­тся хорошей идеей: административ­ные барьеры ведут к ещё большему сужению потенциальных рынков.

«По факту получается вирту­альная статистика. Все полагают, что перестрахование полностью уходит на Запад. Однако фронтинг помогает части ёмкости найти при­станище в местных перестраховоч­ных компаниях, то есть выступает инструментом обхода регулятивных требований.

Ситуация не устраивает пере­страховщиков, так как процесс передачи риска усложняется, пре­мия перестраховщика снижается на размер фронтинговой комиссии, где минус 5 % в системе нынешних цен - серьёзный дисконт, то есть минус 5 % к финансовой устойчи­вости перестраховщика. В итоге эффективность перестрахования в разрезе премий, выплаченных на полученные убытки, непонятна. Этого мы добились высокими тре­бованиями к перестраховщикам», - сказал И. Шеховцов.

По поводу близости рынков спикер отметил, что прошедший год не ознаменовался решением имеющихся проблем, наоборот, всё стало ещё сложнее. Добавились ещё минус 5 % к цене перестрахо­вания, поскольку теперь следует нотариально заверять опреде­ лённые документы, то есть нести дополнительные затраты.

Необходим пересмотр подходов к оценке перестраховщика. Сле­дует диверсифицировать список провайдеров рейтинговых услуг, так как степень политизированно­сти принимаемых американскими рейтинговыми агентствами реше­ний - есть. В частности можно при­влечь к оценке перестраховщиков китайские агентства. Сам рейтинг давно стал формальным критери­ем, которому передаётся полная ответственность за принимаемые решения, и мало кто самостоятель­но анализирует перестраховщика через его финансовые показатели и деловую репутацию. Необходимо пересмотреть подходы к регули­рованию в сторону более взвешен­ного анализа перестраховщика с учётом реалий и упором на эконо­мические показатели.

Трансграничное страхование: проблемы и перспективы

Елена Брыскова, начальник юридического управления казахстан­ской «Нефтяной страховой компа­нии», сделала презентацию на тему «Трансграничное страхование: про­блемы и перспективы». Она рас­сказала, что с 1 января 2016 года был увеличен коэффициент с 2,96 % до 4,4 %, влияющий на расчёт страховой премии при въезде на территорию Республики Казахстан. Шаг позволил гармонизировать тарифы страхования пригранички с российскими коллегами. Однако законодательные изменения никак не коснулись деятельности аген­тов. Следует рассмотреть вопрос о предоставлении агентам возмож­ности трансграничного страхования на территории другого государства.

Особенности законодательства Российской Федерации в этой части таковы, что там отсутствуют анало­гичные нормы о трансграничном страховании, что не позволяет ис­пользовать норму, закреплённую в законодательстве Казахстана. То есть на границе невозможны взаимодей­ствие страховых компаний Республи­ки Казахстан и Российской Федера­ции и взаимная реализация полисов, так как российское законодательство регулирует отношения на территории конкретного государства.

Гармонизация законодательств Российской Федерации и Республики Казахстан в части трансграничного страхования заключается в следую­щих критериях. Во-первых, в разра­ботке механизма страхования граж­данско-правовой ответственности владельцев транспортных средств лиц, выезжающих за пределы границ стран проживания. Во-вторых, в обеспечении клиентов страховых компаний высоким уровнем серви­са, когда, например, казахстанцы могут купить страховку по страхо­ванию здоровья, которая действует на территории другого государства. Сейчас, например, застраховать свою ответственность в качестве владельца транспортного средства на территории другого государства невозможно. В-третьих, исключить монополизм страхования по ОСАГО и ГПО ВТС на границе, когда возмож­ность покупки полиса присутствует только на границе, но не на террито­рии другого государства.

В целях оптимизации норм, ре­гулирующих трансграничное стра­хование, следует снять запрет на перечисление премий по догово­рам страхования, заключенным на территории Казахстана между агентами страховых организа­ций-нерезидентов и физлицами - резидентами Республики Казахстан.

В качестве гармонизации за­конодательства Российской Фе­дерации и Республики Казахстан спикер предложила ряд инициатив. Первое - установить единые усло­вия трансграничного страхования в национальных законодательствах, прописав аналогичную норму, которая уже есть в казахстанском законодательстве. Второе - предус­мотреть возможности осуществле­ния посреднической деятельности страховыми агентами, а не только брокерами и страховыми компа­ниями. Третье - снять запрет на перечисление денежных средств, которые будут в этой связи пере­числяться агентами.

Агентская деятельность в Республике Казахстан. Обзор текущих тенденций

Директор международной ком­пании «MMA Central Asia» Иван Михайлов сделал обзор текущих тенденций в агентской деятельно­сти в Республике Казахстан. Он отметил, что репутация агентов на страховом рынке весьма нега­тивная. Во многом этому способ­ствуют пробелы в законодательстве. В частности агентская деятельность слабо прописана в законах. Напри­мер в Законе «О страховой деятель­ности» определено,что функция агентов - посредническая деятель­ность по заключению договора стра­хования и на агентов Закон других обязанностей не возлагает.

Он также посетовал, что ми­нимальная программа обучения агентов страховщиком по слож­ности похожа на полноценный курс страхования в вузе. Когда агент обязан знать сущность страхования, источники формирования капитала и резервов страховой организации, госрегулирование и все виды стра­хования, имеющиеся в портфеле его компании. Хотя понимать сущность страхования без понимания сущ­ности финансов довольно сложно, а нужно всё это выучить и сдать экзамен, отмечает спикер.

Если взять обязательные виды страхования, где основной канал продаж - агенты, и расходы по агентским вознаграждениям, то они либо вровень, либо превы­шают расходы компании на зара­ботную плату. Часто бюджет агент­ского вознаграждения превышает бюджет оплаты труда всей страхо­вой компании. Тем самым на кону стоят очень серьёзные деньги. Но, к сожалению, подсчитать общее количество агентов и понять их структуру невозможно. Единый реестр регулятор не транслирует, в свободном доступе находятся списки, составляемые страховыми компаниями по своим агентам.

12 компаний, с которыми «MMA Central Asia» сотрудничает, имеют 20 тысяч агентов - физических лиц и 829 агентов - юридических лиц. «Это странно, когда на предприятие или в банк приходит агент - фи­зическое лицо, так как корпора­тивному сектору проще работать с агентами-компаниями. Вызывает недоумение, что 96 % агентов страхуют корпоративный сектор по таким сложным рискам, как стра­хование авиационного транспорта. Оставшиеся 4 % агентов - юри­дических лиц являются туристиче­скими агентствами, страхующими выездных туристов, и для них это не прямой бизнес, а сопутствующая услуга», - уточнил И. Михайлов.

Он привёл в пример из между­народной практики, когда агент­ский бизнес является главной частью страхового сектора, законо­дательно оформлен и капитализи­рован. По мнению спикера, наве­дение порядка в агентском бизнесе Казахстана будет лишь способство­вать повышению собираемости премий и развитию добровольных продуктов.

 


Источник: Журнал «Рынок Страхования»