21
Чт, нояб

На пути создания единого страхового рынка государств - членов ЕврАзЭС

11 февраля 2014 года в столице Республики Беларусь г. Минске состоялся Круглый стол «Вопросы развития страхования и перестрахования» в свете интеграции финансовых рынков и создания общего страхового рынка государств - членов Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС).

 

Организаторами Круглого стола выступили Белорусская ассоциация страховщиков и Всероссийский союз страховщиков при содействии Евразийской экономической комиссии.

В заседании Круглого стола приняли участие представители страхового сообщества Российской Федерации, Республики Казахстан, Республики Беларусь и органов страхового регулирования и надзора.

В работе Круглого стола также приняли участие:

- от Республики Беларусь - руководители страховых компаний;

- от Республики Казахстан - члены Совета Ассоциации страховщиков Казахстана: председатель правления АО «Нефтяная страховая компания» Жаркын Альжанов и главный редактор журнала «Рынок страхования» Марина Шиповалова;

- от Российской Федерации - президент Всероссийского союза страховщиков Игорь Юргенс, председатель Комитета Всероссийского союза страховщиков по перестрахованию, генеральный директор ОАСПО "Москва Ре" Александр Артамонов; руководители ведущих отраслевых страховых союзов - президент Национального союза страховщиков ответственности Андрей Юрьев, президент Национального союза агростраховщиков Корней Биждов, вице-президент Российского союза автостраховщиков Светлана Никитина.

С докладами выступили Бембя Хулхачиев - директор департамента финансовой политики Евразийской экономической комиссии, Сергей Осенко - начальник Главного управления страхового надзора Министерства финансов Республики Беларусь, Арменак Дарбинян - член Совета Центрального банка Армении.

Страховую отрасль представляли и выступили с докладами:

От Республики Беларусь - генеральный директор Белорусской ассоциации страховщиков Ирина Мерзлякова, заместитель генерального директора Белорусского бюро по транспортному страхованию Сергей Рабецкий, заместитель генерального директора БРУСП «Белгосстрах» Юлия Орещенко и другие.

На заседании Круглого стола были рассмотрены вопросы текущей ситуации на страховых рынках Единого экономического пространства (ЕЭП); страховое регулирование и надзор в современных условиях; развитие автострахования в государствах - участниках ЕЭП; перестрахование в регионе ЕЭП и программы финансовой грамотности в странах ЕЭП.

Обмен мнениями с коллегами из Армении, Беларуси и Казахстана, состоявшийся в ходе заседания показал, в том числе, что, несмотря на различия в законодательствах наших стран, представители страхового сообщества поддерживают создание единого страхового рынка государств - членов ЕврАзЭС и готовы к конструктивному диалогу с национальными надзорами и регуляторами по реализации интеграционных процессов.

Несмотря на то, что наши страны исторически и территориально очень близки, всё-таки существуют значительные различия в законодательных нормах, регулирующих страховой рынок, и соответственно этот факт серьёзным образом влияет на текущее развитие страховых рынков и на решение задач, стоящих перед регуляторами и профессиональными участниками на ближайшую перспективу.

Предлагаем нашим читателя ознакомиться с основными темами и вопросами, которые обсуждали участники Круглого стола.

Из выступлений участников Круглого стола

 

Бембя Хулхачиев, директор департамента финансовой политики Евразийской экономической комиссии

 - Процесс глобализации - это на сегодняшний день неотъемлемая часть развития мировой экономики, но для наших стран, которые с 2015 года станут членами Евразийского союза (на сегодняшний день страны объединены в Таможенный союз - прим. Редакции) не столько важна глобализация, как регионизация, которая означает, что уже сегодня необходимо на региональных уровнях предпринимать конкретные меры для создания благоприятных условий для работы финансовых организаций стран Единого экономического пространства, при этом сохраняя жёсткие требования для третьих стран. К примеру, речь может идти о разрешении на открытие филиалов финансовых организаций на территории наших стран. На сегодняшний день это запрещено законодательством, но разрешено открытие дочерних компаний, что довольно затратно и не всегда экономически оправдано. Если мы говорим о том, что к 2020 году будет введено взаимное признание лицензий финансовых организаций на территории стран ЕЭП, то положительное решение в отношении филиалов иностранных финансовых организаций может стать первым шагом в достижении этой цели.

Любые инициативы по регулированию и развитию финансовых рынков должны проходить с учётом не только интересов какой-то конкретной страны, но и учитывать перспективы объединения наших рынков. Поэтому тесное сотрудничество и взаимодействие в процессе выработки решений в рамках интеграционного процесса поможет более эффективно и в более короткие сроки принимать решения по гармонизации национальных законодательств наших стран и создания взаимовыгодных и благоприятных условий для развития бизнеса.

Ирина Мерзлякова, генеральный директор Белорусской ассоциации страховщиков

 - Страховой рынок Республики Беларусь представлен 25 страховыми компаниями, из которых 4 осуществляют страхование жизни и одна компания является государственной перестраховочной компанией, также на рынке работают 9 страховых брокеров. 11 компаний имеют иностранный акционерный капитал.

С 1 мая 2011 года минимальный размер уставного фонда в сумме, эквивалентной: 1 млн евро - для страховщика "не-жизни"; 2 млн евро - для страховщика жизни; 5 млн евро - для перестраховочной организации. По состоянию на 1 октября 2013 года совокупный уставный капитал страховых компаний оставлял $1,1 млрд, совокупный собственный капитал - $1,5 млрд, а страховые резервы - $0,5 млрд. Квота иностранных инвесторов в уставных фондах страховых организаций Республики Беларусь составляет 30 % и выбрана на 3,5 %.

Совокупный объем премий составляет $728,8 млн, а страховые выплаты - $310,4 млн. Основным инвестором на страховом рынке является государство. Оно же остаётся и крупнейшим собственником. Из 20 страховых компаний "не-жизни" частными являются - 14 компаний, на долю которых приходится лишь 17,8 % объёма премий за 2013 год. На рынке страхования жизни сборы премий государственных компаний составляют 71,4 %.

Превалирующая доля государства на страховом рынке обусловлена некоторыми условиями регулирования страхового рынка Республики Беларусь:

- Государственным предприятия и предприятиям с долей государства более 50 % запрещено страхование в частных компаниях;

- Обязательные виды страхования (их на сегодняшний день 9) нельзя проводить частным компаниям;

- Передача рисков зарубежному перестраховщику согласовывается в обязательном порядке с Белорусской национальной перестраховочной организацией;

- Существует обязанность перестраховывать 90 % рисков свыше лимита собственного удержания в Белорусской национальной перестраховочной организации;

- Предусмотрено размещение страховых резервов на специальных счетах;

- Существует ограничение уплаты комиссионного вознаграждения за счёт затрат на один договор (по добровольным видам страхования - 20 %, по обязательным видам страхования - 7 %, по ОСАГО - 4 %);

- Действует ограничение расходов на ведение дела (35 % для компаний "не-жизни" и 12 % - для компаний по жизни).

Дальнейшие приоритеты развития страховой отрасли в рамках запланированных мероприятий на 2014 год белорусские страховщики определили для себя в развитии системы досудебного урегулирования споров, института актуариев, внедрения электронного страхового полиса, создания равных условий ведения бизнеса на страховом рынке. Кроме того, большое значение придаётся мероприятиям для повышения финансовой грамотности среди населения и доверия к страховщикам.

Сергей Осенко, начальник Главного управления страхового надзора Министерства финансов Республики Беларусь

 - Планируемые изменения законодательства о страховании в Республике Беларусь нацелены на повышение привлекательности страхового рынка для инвесторов, усиление конкуренции на страховом рынке, рост качества оказываемых страховых услуг и повышение финансовой устойчивости страховых организаций.

Прежде всего планируется снять ограничения по размеру вклада учредителя в уставный фонд страховой организации (на текущий момент - не более 35 %) и по размеру вклада страховой организации в уставный фонд иной коммерческой организации (не более 35 %). Принятие этих ограничений ранее было нацелено на ограничение доли одного акционера в целях недопущения единоличного принятия решений в ущерб других учредителей или страхователей, а также увеличения рисков при участии в другом бизнесе. Эти меры утратили свою актуальность на текущий момент, и их упразднение позволит упростить процедуру вхождения в уставный капитал страховщика, а также, по нашему мнению, позволит страховым организациям более активно развивать свою инфраструктуру в виде станций технического обслуживания, медучреждений и прочего.

Также в целях привлечения иностранных инвесторов на страховой рынок Республики Беларусь мы полностью отказываемся от ограничений по опыту работы для иностранных инвесторов, которые являются страховой компанией. На сегодняшний день ограничение установлено на уровне 10 лет. Кроме того, мы хотим предоставить право страховым организациям с иностранными инвестициями заключать договоры добровольного страхования жизни с гражданами Республики Беларусь.

В целях повышения финансовой устойчивости предполагается повысить требования к минимальному размеру уставного фонда страховых организаций путём его поэтапного (начиная с 1 мая 2015 г.) доведения до суммы, эквивалентной 5 млн евро, к 1 мая 2017 г.

Для дальнейшего стимулирования роста объёмов страховых услуг по добровольному медицинскому страхованию, который в последние годы показывает хорошую динамику, планируется предоставить право организациям-страхователям включать в затраты страховые взносы по добровольному страхованию медицинских расходов вне зависимости от формы собственности страховой организации, с которой заключен договор страхования, и организации здравоохранения, оказывающей медицинскую помощь застрахованным.

В целях создания равных условий ведения бизнеса и развития конкуренции планируется снять ограничение на передачу рисков внутри Республики Беларусь, принятых по договорам страхования, заключенным с государственными юридическими лицами.

Для повышения привлекательности страхования для страхователей предполагается ввести возможность для страховщика осуществлять выплату потерпевшему по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств в размере фактических расходов, понесённых на ремонт повреждённого транспортного средства. А для дальнейшего развития рынка и совершенствования системы обязательного страхования предполагается ввести два новых вида обязательного страхования: гражданской ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за вред, причинённый деятельностью, связанной с эксплуатацией отдельных объектов и гражданской ответственности перевозчика при перевозке опасных грузов.

Ещё одним масштабным проектом, который мы планируем реализовать, - это создание единой информационной базы данных по всем договорам страхования. На сегодняшний день количество действующих договоров страхования приближается к 11 млн, и если население нашей страны составляет порядка 10 млн, то в среднем каждый гражданин имеет один договор страхования. Из общего количества порядка 5,5 млн договоров составляют договоры добровольного страхования, и мы считаем, что в страховой отрасли по аналогии с банковским сектором назрела необходимость создания такого информационного продукта. Нормативная база для этого проекта уже разрабатывается.

Игорь Юргенс, президент Всероссийского союза страховщиков

 - 2013 год был богат на события для российского страхового рынка. Важен факт утверждения ПравительствомРоссийской Федерации 22 июля Стратегии развития страховой деятельности в Российской Федерации до 2020 года, которая определила ориентиры для развития российского страхового рынка на среднесрочную перспективу.

С 1 сентября на Банк России возложены функции мегарегулятора на финансовом рынке и образована Служба Банка России по финансовым рынкам. С 3 марта 2014 года функции регулятора будут возложены на соответствующий департамент Банка России. Нужно отметить, что с момента организации мегурегулятора отмечается активное и открытое взаимодействие с участниками страхового рынка с целью выработки подходов для эффективного развития страхового рынка и взаимодействия регулятора и рынка на основе показателей эффективности деятельности.

Также одной из вех прошлого года можно назвать принятие 2 ноября Закона «Об актуарной деятельности в Российской Федерации».

Из основных трендов на российском страховом рынке можно отметить продолжающийся процесс концентрации. Так, в 2004 году количество страховых компаний составляло 1280, а в 2013 году количество опустилось до 420. Но этот процесс можно охарактеризовать как положительный, поскольку с рынка уходят игроки, которые не способны соответствовать возрастающим требованиям регулятора и неконкурентоспособны в текущий условиях. По некоторым оценкам из числа действующих на 1 января 2014 года 420 страховых компаний ещё около половины компаний не способны выдержать конкуренции и, скорее всего, покинут рынок.

Кроме концентрации рынка довольно устойчивой тенденцией модно назвать низкий уровень доли страхового рынка в ВВП Российской Федерации. В 2001 году это доля составляла 2,76 %, а в 2013 году этот показатель составил всего 1,5 %, хотя в абсолютном выражении сборы страховых премий за этот период увеличились в 3 раза и ежегодно прирастают не менее чем на 10 %. Низкий показатель участия страхового рынка в ВВП обусловлен прежде всего особенностями развития российской экономики, но также имеется и значительное влияние особенностей страхового рынка.

Прежде всего - это структурные проблемы российского страхового рынка, которые обусловлены слабым ростом спроса на страховые услуги, который, в свою очередь, напрямую связан со снижением качества выполнения обязательств страховщиками по договорам страхования и ограниченным перечнем страховых услуг, ориентированных на различные категории потребителей. К сожалению, массовые обязательные виды страхования не стали драйвером развития добровольных видов. Напротив, высокая убыточность ОСАГО и существующие проблемы с уходом с рынка недобросовестных игроков обеспечивают низкую степень доверия страхователей к страховщикам и к механизму страхования в целом. К этому можно также добавить недостаточный уровень страховой культуры и страховой грамотности в обществе и в бизнесе, а также низкий уровень качества оказания посреднических услуг и хроническую инертность рынка.

Для преодоления существующих проблем в рамках реформы регулирования страхового рынка в задачи государства входит укрепление надёжности, стабильности и прозрачности субъектов страхового дела, развитие правовых основ деятельности страховщиков и конкуренции среди них, а также обеспечение защиты прав страхователей, застрахованных лиц и выгодоприобретателей.

В целях развития рынка планируется выработка направлений и подходов к осуществлению видов страхования в добровольной и обязательной форме, особенно по страхованию жизни, которое во всех развитых странах является основным драйвером развития рынка. Для повышения надёжности инфраструктуры страхового рынка, оперативности и эффективности её деятельности необходимо обеспечить повышение эффективности государственного страхового надзора, систематизацию его форм и методов.

Реализация поставленных задач позволит достичь «образа желаемого будущего» для российского страхового рынка. Существенные преобразования на рынке позволят вернуться к привлекательным уровням доходности, создадут быстро растущие сегменты страхования жизни и медицинского страхования, искоренят андеррайтинг на основе движения денежных средств, установят эффективный баланс сил между страховщиками, посредниками и страхователями.

Рынок значительно увеличит масштабы и станет экономически привлекательным для страховщиков. Будет создан класс крупных институциональных инвесторов и новый источник «длинных денег» для экономики. В случае общих кризисов страховой рынок будет стабилизирующим фактором финансового сектора. Будут гарантированы значительные социальные выгоды в части предоставления медицинских услуг. Искоренение некорректных экономических принципов функционирования отдельных сегментов рынка приведет к увеличению прибыли страховщиков и обеспечит снижение тарифов для страхователей.

Интеграция финансовой системы в рамках Единого экономического пространства ставит задачи по обеспечению соответствия базовых финансовых институтов международным стандартам, выработанным Советом по финансовой стабильности, Базельским комитетом, Международной организацией регуляторов финансовых рынков, выстраивание современной электронной системы платежей и расчётов, обеспечение взаимной открытости и инфраструктурной совместимости финансовых рынков и создание равных конкурентных возможностей для финансовых институтов, сближение регулятивных норм, режимов и условий, определяемых национальными законодательствами.

Основные законодательные инициативы, которые планируется реализовать 2014 году, будут способствовать качественному развитию рынка, с одной стороны, но для страхового рынка могут иметь не совсем однозначные последствия. Принятие законодательства о саморегулируемых организациях (СРО) в сфере финансовых рынков повысит роль профессиональных организаций, но одновременно повысит и ответственность, поскольку часть функций по регулированию рынка перейдёт к профессиональной саморегулируемой организации. Механизм взаимодействия регулятора и саморегулируемой организации пока не ясен, и мы предполагаем, что во второй половине года работа над этим законом вступит в самую активную фазу.

Также часть проблем, которые на сегодняшний день связаны с судебным разрешением споров по страховым выплатам, мы надеемся, будут решены с принятием Закона «О финансовом уполномоченном по правам потребителей услуг финансовых организаций». Скорее всего будет создан единый финансовый омбудсман для всех секторов финансового рынка, и мы возлагаем на этот институт большие надежды как на инструмент досудебного урегулирования споров страховщиков и страхователей, который унифицирует подходы к урегулированию страховых споров, снизит количество судебных разбирательств и в конечном итоге положительно скажется на имидже страхового рынка.

Совершенствование действующих норм по обязательным видам страхования будут решены принятием Закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упорядочивания порядка оказания помощи гражданам на восстановление (приобретение) имущества, утраченного в результате пожаров, наводнений и иных стихийных бедствий», а также внесением изменений в законы об ОСАГО и опасных производственных объектах (ОПО). Кроме того, будут предусмотрены дополнительные стимулы для развития добровольных видов страхования, таких как страхование жизни, а также планируется пересмотр целевой модели медицинского страхования в России и решение вопросов, связанных с медицинским страхованием мигрантов.

В целях упорядочения процедуры банкротства страховых организаций, с учётом тенденции к концентрации страхового рынка будет принято законодательство о наделении Государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» функциями по проведению процедуры банкротства страховых организаций.

Марина Шиповалова, член Совета ОЮЛ «Ассоциация страховщиков Казахстана»

 - Институциональная структура страхового рынка. В Республике Казахстан на 1 января 2014 года осуществляли деятельность по страхованию и перестрахованию 34 компании, из них 7 компаний по страхованию жизни. С 2007 года количество КСЖ не менялось, а вот количество компаний по общему страхованию имеет отчётливую тенденцию к снижению. С 2010 года с рынка ушли 6 компаний по общему страхованию, и если учесть обстоятельства по возможным слияниям и поглощениям в 2014 году, количество компаний по общему страхованию может сократиться ещё на 3-4 компании.

За 2013 год на страховом рынке наблюдается увеличение уровня концентрации по страховым премиям и страховым выплатам. На долю 5 крупнейших страховых компаний приходится 37,6 % совокупных страховых премий и 35,0 % страховых выплат. Доля пяти крупнейших страховых компаний в совокупных активах страхового рынка составила 49,1 %.

В связи с повышением требований к уровню квалификации актуариев их количество за последний год сократилось до 72, что создаёт определённую напряжённость на страховом рынке, поскольку актуарий может работать только в одной страховой компании.

Количество страховых брокеров не имеет значительного колебания и держится на ровне 13-14 компаний. Брокерский корпус стабильно представлен дочерними компаниями международных брокерских компаний.

Роль страхового сектора в экономике Республики Казахстан. Доля страхового сектора в экономике Казахстана остаётся ещё крайне низкой. За последние три года она не превысила показателя 0,8 % от ВВП. И, несмотря на динамичный рост активов, их отношение к ВВП остаётся на довольно низком уровне - не более 2 %.

Также несмотря на рост показателя объёма премий в расчёте на душу населения в 2013 году он не превысил порога в $100. На сегодняшний день население Республики Казахстан составляет 17,2 млн человек. Но эти цифры свидетельствуют ещё и об огромном потенциале, которым обладает казахстанский страховой рынок.

Финансовая устойчивость и регулирование страхового рынка. За период с 2008 года активы страховых компаний выросли в 1,95 раза и составили 523,4 млрд тенге(3,4 млрд долларов США). Динамичный рост активов страхового сектора, несмотря на кризисные годы, поддерживался требованием регулятора о поэтапной капитализации страховых и перестраховочных компаний в период с 2010 года по 2012 год. В настоящий момент расчёты нормативов платёжеспособности казахстанских страховщиков соответствуют требованиям "Solvency I" и частично "Solvency II".

С 2003 года казахстанский страховой сектор осуществляет бухгалтерский учёт в соответствии с МСФО и дистанционный мониторинг финансовой деятельности страховых организаций регулятором осуществляется на ежемесячной основе.

С 2001 года закреплена норма о расчёте страховых резервов сертифицированным актуарием, и с 2011 года заключение штатного актуария страховой компании должно быть подтверждено ещё и независимым актуарием.

Страховые резервы с 2008 по 2013 год выросли в 2,8 раза и составили 240,3 млрд тенге (1,56 млрд долларов США).

До 80 % активов страхового сектора составляют инвестиционный активы: ценные бумаги - 51, %, вклады размещённые - 24,5 %, денежные средства на счетах в банках - 3,7 %, что свидетельствует о высокой ликвидности активов страхового сектора. К тому же в последнее время намечается тенденция превалирующего роста в структуре активов именно инвестиционных инструментов.

Динамика роста премий показывает стабильно высокий результат. С 2010 года динамика роста страхового рынка Республики Казахстан была стабильно выше 20 %. Исключением стал только 2013 год, когда рост рынка был зафиксирован на уровне 19,6 %. В 2013 году объём страховых премий без учёта страховых премий, принятых по договорам перестрахования, составил по отраслям:

Отрасль страхования жизни. С 2010 года отрасль страхования жизни демонстрировала наилучшую динамику прироста премий с 99,8 до 72,0 % в 2012 году. Этому способствовал рост объёмов банковского кредитования населения, что привело к значительному росту объёмов страхования жизни заёмщиков. Кроме того, с 2011 до середины 2013 года значительными темпами увеличивались объёмы пенсионного аннуитетного страхования. С 1 июля 2013 года заключение договоров пенсионного аннуитета законодательно приостановлено, что серьёзным образом сказалось на динамике роста отрасли страхования жизни 2013 году, который составил всего 7,9 %.

Положительна динамика в 7,99 % в 2013 году была обеспечена исключительно за счёт того, что класс обязательного страхования ответственности работодателя был передан на рынок компаний по страхованию жизни. Общий объём премий по отрасли страхования жизни составил за 2013 год 56,6 млрд тенге (367,5 млн долларов США). В дальнейшем прогнозируется либо незначительный рост рынка страхования жизни, либо его регресс, если государство не снимет запрет на заключение договоров пенсионного аннуитета за счёт пенсионных накоплений. Предпосылок роста добровольных видов страхования жизни, к сожалению, пока никаких нет.

Отрасль общего страхования. С 2010 года, первого года положительной динамики роста премий послекризисного периода, отрасль общего страхования показывает довольно стабильные результаты. В 2010 году рост составил - 16,7 %, а в 2013 году рынок вырос на 23,4 % - до 196,5 млрд тенге (1,3 млрд долларов США). Основными драйверами роста за последний год стали классы добровольного имущественного страхования, в том числе страхование от прочих финансовых убытков выросло на 124,5 % (206,4 млн долларов США) в связи с оживлением кредитного рынка, хорошую динамику демонстрируют страхование автомобильного транспорта - рост на 86,4 % (977,8 млн долларов США) и страхование грузов - рост на 64,8 % (46,5 млн долларов США). В классах добровольного личного страхования компании по общему страхованию продемонстрировали рост добровольного медицинского страхования на 18,5 %, и объём этого рынка составляет 553,7 млн долларов США.

Объём страховых премий, переданных на перестрахование в 2013 году составил 75086,0 млн тенге ($486,7 млн), или 29,7 % от совокупного объёма страховых премий по договорам прямого страхования. При этом на перестрахование нерезидентам Республики Казахстан передано 24,0 % от совокупного объёма страховых премий по договорам прямого страхования.

Общая сумма страховых премий, принятых страховыми (перестраховочными) организациями по договорам перестрахования, составляет 26 130,8 млн тенге ($169,7 млн). При этом сумма страховых премий, принятых в перестрахование от нерезидентов Республики Казахстан, составляет 12 959,1 млн тенге ($84,2 млн).Тенденция увеличения объёма входящего перестрахования от нерезидентов за последние 3 года имеет устойчивый характер на уровне более 20 % в год.

Системные проблемы отрасли и пути развития. Несмотря на динамичный рост объёма страховых премий, качественный рост остаётся довольно низким, поскольку основной прирост объёмов обеспечен в обязательных классах страхования и вменённых классах, поддерживающих отрасль банкострахования.

Рост объёма страхового портфеля и одновременный рост расходов на ведение дела даже при текущем снижении доли страховых выплат не обеспечивает роста доходности от страховой деятельности вследствие увеличения страховых резервов.

Зарегулированность возможностей страховщиков по управлению инвестиционным портфелем, которая была оправдана в период финансового кризиса, в 2013 году значительно повлияла на эффективность инвестиционной деятельности страховщиков. Кроме того, дополнительная нагрузка на капитал в части норм по перестрахованию и росту страхового портфеля реально сдерживает рост и показатели рентабельности страхового рынка.

В свете назревших проблем требуется модернизация законодательства о страховой деятельности в части реконструкция системы обязательного страхования, изменения подходов к законодательному регулированию деятельности страховых организаций и надзора.

В течение 2014 года планируется разработка и принятие ряда законопроектов, которые создадут новые ёмкости и станут новым драйвером развития страхового рынка:

- Закона об обязательном страховании недвижимого имущества физических лиц от катастрофических рисков (рисков катастроф: землетрясения, наводнения, сели, оползней, ураганов; гражданско-правовой ответственности собственника недвижимого имущества перед третьими лицами: пожара; затопления; взрыва);

- Закона об обязательном медицинском страховании (участии страховщиков по принципу программ добровольного медицинского страхования, за основу принимается модель Бисмарка).

Айгуль Жуматаева, департамент финансовой политики Коллегии Евразийской экономической комиссии

 - Говоря об интеграционных процессах в рамках Единого экономического пространства и о создании единого страхового пространства, прежде всего мы обращаем внимание на количественные и качественные показатели наших рынков (см. таблицу). Разница в объёмах наших рынков не является препятствием для интеграции, просто это особенности, которые необходимо учитывать в интеграционном процессе.

В рамках интеграционного процесса к 31 декабря 2013 года осуществлено заключение двух базовых соглашений: Соглашения о требованиях к осуществлению деятельности на финансовых рынках в сфере требований и условий выдачи лицензии на осуществление финансовых услуг и Соглашения об обмене информацией, в том числе конфиденциальной, государствами-участниками.

В соответствии с Соглашением об обмене информацией реализуются два режима:

- Обмен доступной информацией, в рамках которого предполагается размещение информации уполномоченными органами Сторон на их официальных вэб-сайтах, сбор и размещение сводной информации на официальном вэб-сайте Комиссии, взаимные консультации между уполномоченными органами. Цель получения информации: инвесторам - оценить открытость рынка и инвестиционную привлекательность, государственным органам - оценить степень гармонизации законодательств государств - участников ЕЭП, комиссии - оценить степень интегрированности рынков, мониторинг;

- Обмен конфиденциальной информацией в письменной форме, а также (по договорённости) в форме очных консультаций и электронной форме по защищённым каналам связи с направлением письменного запроса и регламентацией сроков исполнения запросов и отказа в их исполнении. Цель обмена информацией: углубление интеграционных процессов, обеспечение прозрачности финансовых рынков государств - участников ЕЭП, осуществление надзора на консолидированной основе.

Соглашение о торговле услугами и инвестициях предполагает следующие этапы гармонизации:

- К 31 декабря 2013 года - заключение Соглашения о требованиях к осуществлению деятельности на финансовых рынках в сфере требований и условий выдачи лицензии на осуществление финансовых услуг;

- К 2015 году - рассмотрение сторонами возможности создания и функционирования наднационального органа по регулированию финансового рынка ЕЭП;

- К 1 января 2020 года - завершение процессов гармонизации национальных законодательств в области финансовых услуг и взаимного признания лицензий.

В рамках Соглашения предусматриваются направления, порядок и сроки гармонизации национальных законодательств в финансовой сфере с целью: формирования единого финансового рынка, взаимного признания лицензий, обеспечения недискриминационного доступа на финансовые рынки, совершенствования контроля и надзора на финансовом рынке.

- Завершение процесса гармонизации намечено к 1 января 2020 года.

 

Вопросы краткосрочной перспективы до 31 декабря 2015 года. Рассмотрение возможности создания наднационального органа по регулированию финансового рынка и гармонизация норм законодательства в отношении: использования единой терминологии, понятия участников финансового рынка и их юридического статуса, требований к профессиональной квалификации и деловой репутации руководящих работников и отдельных участников финансового рынка, требований к эмитенту и ценным бумагам, допускаемым к торгам, и раскрытию информации о них на организованном рынке, законодательства по защите прав потребителей финансовых услуг.

Вопросы среднесрочной перспективы до 31 декабря 2017 года. Возможность размещения и обращения ценных бумаг эмитентов Сторон на территории ЕЭП и гармонизация лицензионных требований, в том числе в отношении: порядка и условий создания участников финансового рынка, порядка и условий выдачи или отказа в выдачи лицензий, оснований для её отзыва, приостановления и ограничения, требований, предъявляемых к деятельности участника финансового рынка, требования к финансовой устойчивости и достаточности собственного капитала участника финансового рынка, порядка и условий раскрытия информации участниками финансового рынка, требований, направленных на противодействие легализации доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма.

Вопросы долгосрочной перспективы до 31 декабря 2019 года. Гармонизация порядка осуществления надзора, в том числе в отношении: порядка осуществления уполномоченными органами каждой из сторон надзора за деятельностью участников финансового рынка, порядка, процедуры и условий ликвидации или реорганизации (в том числе принудительной) участников финансового рынка, порядка и условий применения санкций, перечня правонарушений на финансовом рынке, правил бухгалтерского учёта и осуществления аудиторских проверок в соответствии с МСФО и Международными стандартами аудита.

Этапы гармонизации в страховом секторе:

- Унификация терминологии;

- Обеспечения финансовой устойчивости профессионального участника страхового рынка, в том числе в отношении: страховых резервов, состава и структуры активов, принимаемых для покрытия страховых резервов, минимального уровня и порядка формирования уставного и собственного капиталов, условий и порядка передачи страхового портфеля;

- Требования к бухгалтерской (финансовой) отчётности на основе международных стандартов финансовой отчётности, правил бухгалтерского учёта и осуществления аудиторских проверок;

- Порядок и условия создания и лицензирования страховой деятельности;

- Порядок осуществления надзора за деятельностью профессионального участника страхового рынка;

- Порядок, условия и размеры санкций за нарушение порядка осуществления деятельности;

- Требования в отношении профессиональной квалификации руководящих работников;

- Основания для отказа в выдаче лицензии на осуществление страховой деятельности;

- Порядок, процедура и условия ликвидации (в том числе принудительной ликвидации/банкротства) или реорганизация;

- Основания для отзыва лицензии на осуществление страховой деятельности, приостановления действия лицензии;

- Порядок реорганизации;

- Требования к составу страховых групп и страховых холдингов и их финансовой надёжности

 

2009

2010

2011

2012

Страховые премии, млн долларов США

Беларусь

390

447

283

506

Казахстан

764

950

1183

1403

Россия

16086

18361

20807

26627

Всего по ЕЭП

17240

19758

22273

28627

Страховые выплаты, млн долларов США

Беларусь

221

268

160

241

Казахстан

187

171

291

451

Россия

9033

9830

9529

12195

Всего по ЕЭП

9441

10270

9980

12887

Отношение страховых премий к ВВП

Беларусь

0,81

0,82

0,80

0,82

Казахстан

0,67

0,64

0,64

0,70

Россия

1,25

1,12

1,20

1,30

Всего по ЕЭП

1,19

1,15

1,15

1,23

Отношение страховых выплат к ВВП

Беларусь

0,46

0,49

0,45

0,39

Казахстан

0,16

0,12

0,16

0,23

Россия

0,70

0,65

0,55

0,59

Всего по ЕЭП

0,65

0,60

0,51

0,55

Активы страховых организаций, млн долларов США

Беларусь

1012

1072

613

1672

Казахстан

2004

2328

2612

2937

Россия

29093

30748

32100

36773

Всего по ЕЭП

32109

34148

35325

41382

Капитал страховых организаций, млн долларов США

Беларусь

653

660

324

1267

Казахстан

1217

1416

1558

1590

Россия

8441

8561

9169

10272

Всего по ЕЭП

10311

10636

11050

13129

Прошедший в Минске Круглый стол, можно сказать, положил начало более тесному знакомству с состоянием страховых рынков стран Единого экономического пространства и пониманию направлений дальнейшего развития рынков как на локальном уровне, так и в рамках ЕЭП.

По итогам Круглого стола принято решение продолжить обсуждение темы создания общего страхового рынка на форуме Евразийской экономической комиссии в Москве - в марте и Международной конференции в Алматы - в апреле 2014 года.

Журнал "Рынок страхования", февраль 2014 г.