29
Пн, апр

Мы - за ускорение интеграции!

После образования Таможенного союза и декларирования создания Единого экономического пространства правительствами стран-участниц проводится работа по гармонизации законодательства. Но профессиональные участники страхового рынка не занимают выжидательную позицию, а сами проявляют инициативу.

И вот 4 июня 2012 года создано межгосударственное объединение страховщиков - Евразийский конгресс страховых организаций (ЕКСО).

О задачах, намерениях и первых шагах ЕКСО рассказал редакции журнала его президент Сергей Эдуардович САРКИСОВ.

 

 -Сергей Эдуардович, как инициаторы подошли к созданию межгосударственного объединениястраховщиков?

- Практически всё началось, конечно, с процесса создания Единого экономического пространства трёх стран. Образование единого таможенного пространства, которое, надо сказать, проходило с большим трудом, явилось первым и очень важным этапом процесса интеграции.

В настоящее время Евразийская экономическая комиссия, которая руководит интеграционными процессами, имеет вполне конкретные и определённые планы развития.

Совсем недавно подписано Соглашение о создании единого финансового рынка.

На днях Президентом Республики Казахстан было ратифицировано Соглашение о создании единого страхового рынка. Его создание запланировано к 2019 году. А с 2020 года, в соответствии с уже подписанными договорённостями, Россия должна будет открыть свой страховой рынок для стран - участниц Всемирной торговой организации (ВТО). Кстати, и для Казахстана тоже определён семилетний период открытия своего страхового рынка после вступления в ВТО.

По моему глубокому убеждению, ни российский, ни казахский рынок на сегодняшний день не готовы к такой интеграции в рамках Всемирной торговой организации. В создавшихся условиях совершенно очевидно, что первым шагом должна стать внутренняя интеграция Беларуси, Казахстана и России. Всё идёт к тому, что состав участников интеграционного процесса может быть более широким, к примеру, с присоединением Армении, Молдовы, Украины и других стран.

Полагаю, что период в один год или чуть больше с момента создания единого страхового рынка и допуска на рынок международных игроков стран - членов ВТО - это слишком малый срок для того, чтобы наш рынок смог достойно конкурировать с иностранными страховыми организациями. К сожалению, мы еще сильно отличаемся по финансовым возможностям, технологиям и культуре интеграции, и нам ещё надо как следует изучить и применить опыт организации интеграционных процессов региональных рынков. Иначе, как я вижу, вполне реальна угроза для наших рынков - мы просто можем их потерять.

Мною были проведены консультации со всеми заинтересованными сторонами - страховыми компаниями и объединениями страховщиков трёх стран. По результатам их стало очевидно, что процесс образования единого страхового пространства необходимо реализовать в более сжатые сроки, чем запланировано правительствами. Наиболее оптимальный и в то жевремя реальный срок - 2015 год.

Задача, безусловно, сложная и потребует большой работы в части гармонизации национальных законодательств, выработки общих требований к капиталу, надзорным процедурам. Потребуется большой объём организационной работы, а без тесного взаимодействия рынков и правительств стран-участниц этот процесс обречён на неудачу.

Поэтому и было принято решение о создании общественной, неправительственной структуры - Евразийскогоконгресса страховых организаций с целью формирования механизма сотрудничества в страховой сфере на Едином экономическом пространстве. В его состав вошли страховые союзы - Союз Страховщиков Республики Беларусь, Ассоциация Финансистов Казахстана и Союз Страховых Организаций России.

 

 - Опыт каких стран будет учитываться при создании интеграционной модели?

- Как я уже сказал, объединение страховых рынков стран-участниц Таможенного союза мы планируем завершить в 2015 году. При этом нами рассматривается опыт организации интеграционных процессов региональных рынков, и в первую очередь безусловно - опыт Евросоюза. Именно поэтому вице-президентом и членом нашего Экспертного совета стал Бенгт Вестергрен - очень авторитетный специалист, который на протяжении 25 лет возглавлял компанию «AIG» в Европе, включая и Восточную Европу. Его опыт будет особенно важен для того, чтобы при создании интеграционной модели мы могли использовать уже имеющийся положительный опыт многих развитых стран, а не изобретать велосипед.

Мы открыты для сотрудничества со всеми заинтересованными организациями, и у нас нет никаких политических амбиций, наша задача - создать эффективный, устойчивый и надёжный международный страховой рынок, который будет быстро реагировать на различные финансовые вызовы и угрозы.

 

 -Вы сказали, что при формировании состава участников Евразийского конгресса было решено включить в него Союз страховых организаций России. А почему не Всероссийский союз страховщиков- наиболее крупное объединение в стране?

- При создании Евразийского конгресса страховых организаций мы не рассматривали участников по принципу их количественного состава. С учётом основных задач межгосударственного объединения нас больше интересует наличие экспертного потенциала, а также юридического потенциала саморегулирования.

К сожалению, на сегодняшний день Всероссийский союз страховщиков не располагает специалистами, способными оказать содействие в решении этих задач. Но мы открыты для всех и готовы взаимодействовать со всеми участниками рынка.

Показательным является факт решения некоторых членов Всероссийского союза страховщиков вступить вЕвразийский конгресс. При этом противопоставление и избирательность в вопросах членства в Евразийском конгрессеполностью отсутствует, поскольку изначально мы заинтересованы в интеграции. Чем шире круг участников, тем представительнее и эффективнее будет межгосударственное объединение.

Мы решаем задачи не какой-то отдельной компании, или удовлетворения амбиций какого-то отдельного человека, мы работаем на общее дело - интеграцию страхового рынка. Без единого страхового пространства нам будет невозможно создать систему равноправного партнёрства и составить достойную конкуренцию иностранным страховым концернам Европы и Азии.

 

-Отчего такая уверенность, что именно Евразийский конгресс сможет содействовать эффективному решению вопросов по интеграции наших страховых рынков в такие короткие сроки?

-Обратите внимание: именно в рамках Евразийского конгресса создан Экспертный совет, в который вошли авторитетные эксперты в области страхования и юриспруденции. В частности, мне удалось собрать экспертов в страховании супервысокого уровня - бывших руководителей страхового надзора России: Константина Ивановича Пылова - разработчика Закона о страховой деятельности в России, Юрия Степановича Бугаева, Александра Павловича Коваля, который в настоящее время возглавляет Экспертный совет в Государственной Думе Федерального собрания Российской Федерации. В Экспертный совет также вошли известные учёные, финансисты, страховщики.

Экспертному совету в том числе предстоит решать такие задачи, как разработка документов для заинтересованных ведомств и надзоров стран-участниц. Но ещё раз хочу обратить внимание, что проведение этой работы только на уровне общественных организаций трёх стран невозможно безучастия ведомств, отвечающих за интеграцию.

Поэтому в структуре Евразийского конгресса действует Высший Совет, в который вошли очень известные и авторитетные в области макроэкономики и финансов специалисты: Григорий Александрович Марченко - Председатель Национального Банка Казахстана, академик Сергей Юрьевич Глазьев - помощник Президента России, который отвечал за создание Таможенного союза, руководитель Центрального банка Армении Артур Джавадян, представители Министерства финансов Республики Беларусь и другие авторитетные люди в области интеграции, политики, международных отношений, имеющие реальный политический вес и опыт реализации крупных международных проектов.

 

 -По каким основным направлениям Евразийский конгресс намерен разворачивать свою деятельность?

-Основное внимание на первом этапе будет уделяться прежде всего созданию единого информационного пространства.

К сожалению, мы сегодня слишком мало знаем о рынках друг друга, несмотря на то, что некоторые российские компании имеют дочерние компании в ряде стран бывшего Советского Союза. До конца не отстроены процессы в области страхового образования надлежащего уровня в наших странах. Поэтому мы намерены много работать в этом направлении, в том числе используя такие формы, организация «круглых столов», конференций и семинаров, чтобы создать благоприятную среду для подготовки квалифицированных кадров для страховой отрасли, способных в будущем конкурировать с европейскими и азиатскими страховщиками.

Нами уже налажен контакт с крупнейшим образовательным центром в области страхования и риск-менеджмента St. John's University, USA.

Важный для нас вопрос - это отсутствие на сегодняшний день единого перестраховочного пространства. Существующие требования национальных регуляторов не позволяют пока организовать свободный перестраховочный процесс даже в рамках стран Таможенного союза. Такое положение серьёзно снижает конкурентоспособность наших перестраховочных операций внутри страны, делает их дороже, поскольку западные перестраховщики, в связи с отсутствием альтернативных каналов перестрахования внутри Таможенного союза, поднимают цены и на облигаторное, и на факультативное перестрахование. В итоге происходит увеличение стоимости страхования для конечного потребителя. Поэтому решение этого вопроса жизненно важно не только для страховщиков, но и для их клиентов, которые страхуют крупные имущественные комплексы, грузы и так далее.

Не стоит недооценивать также и катастрофические риски, поскольку, как показывает жизнь, - эта категория рисков требует особого внимания и интеграции. Ведь ни один национальный рынок в одиночку не способен справиться с серьёзной катастрофой, будь то Япония или США, не говоря уже о наших странах.

Ещё один важный момент - это трансграничное страхование. Отсутствие единых подходов к решению этой проблемы у стран - участниц Таможенного союза создаёт проблемы автоперевозчикам при страховании ответственности, не позволяет комфортно и удобно гражданам пересекать уже не существующие границы. Даже незначительное изменение законодательных норм может решить эту проблему. Например, покупка и взаимное признание аддендумов - дополнений к договорам по обязательному страхованию автовладельцев - могло бы решить проблему беспрепятственного пересечения границ.

 

-А будут ли, по Вашему мнению, установлены какие-либо взаимные привилегии для страховых рынков Казахстана и России в целях ускорения интеграционных процессов?

- Я бы избегал таких понятий, как привилегии. В большей степени наши страны нуждаются в конкретных шагах для преодоления существующих барьеров и преград к интеграции.

Так вот, возвращаясь к вопросу об основных направлениях деятельностиЕвразийского конгресса, могу сказать, что на первом этапе, в частности, это должно быть снижение требований к рейтингу перестраховщиков для открытия перестраховочных рынков, решение проблем приграничного страхования по обязательному страхованию гражданской ответственности и обязательному страхованию гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств через принятие законодательных норм, которые позволят осуществлять взаимное признание аддендумов.

Уже сегодня нами начат процесс разработки «Дорожной карты» по созданию единого рынка. Это довольно сложный и поступательный процесс. Кроме решения проблемы перестрахования нам нужно решать и проблему приграничного страхования, потому как решение новых задач, таких как: обязательное страхование ответственности перевозчиков, страхование опасных объектов, ответственности работодателей и других обязательных видов страхования, принятых в одной из стран Единого экономического пространства потребует довольно серьёзной работы над законодательствами стран-членов и соответственно - много времени.

Мы не собираемся изначально ставить перед собой невыполнимых задач. Задачи должны быть реальны и по ним должны устанавливаться конкретные сроки исполнения.

При создании «Дорожной карты» будут учтены все плюсы и минусы рынков стран, которые участвуют в интеграционном процессе. Наша задача - взять всё лучшее от каждого рынка и приблизить нашу модель к европейской для того, чтобы в конечном итоге облегчить интеграцию в Европейский и мировые рынки.

Сейчас в России происходит ужесточение финансовых требований к страховщикам, а к примеру, в Казахстане требования по размещению активов страховщика - самые строгие. Но при этом невозможно однозначно ответить на вопрос: хорошо это или плохо? Для финансовой надёжности - хорошо, для доходности от инвестиций - плохо. Для России казахстанский опыт может быть положителен, поскольку страховщики должны зарабатывать на страховании, а не на инвестициях. Хотя крупнейшие мировые страховщики зарабатывают именно на инвестициях, но там срабатывает эффект масштаба резервов и активов, но при этом доходность на эти активы минимальна.

На мой взгляд, с одной стороны, государство должно работать над ужесточением требований к капиталу, инвестиционной политике и продуктам, а с другой стороны - должно работать над развитием рынка.

Вот, к примеру, на самом большом рынке - США принято на федеральном и местном законодательном уровне более 2000 видов обязательного страхования, а у нас все виды обязательного страхования можно пересчитать по пальцам одной руки.

Регулирование рынка безусловно должно предусматривать и его стимулирование, но при этом государство должно бороться с неэффективными и ненадёжными страховщиками, которые ломают и дискредитируют рынок, поскольку негативный опыт общения страхователей с недобросовестными компаниями подрывает имидж и добросовестных страховщиков, что отрицательно сказывается на развитии страхования в целом.

Вполне естественно, что на этапе становления вопросов больше, чем ответов. Работа только начинается.

В настоящее время мы занимаемся формированием функциональной структуры Евразийского конгресса. Уже создано и начало работу Правление, в которое вошли руководители страховых союзов стран - участниц Таможенного союза. Примечательно также, что желание стать ассоциированными членами Евразийского конгресса выразили Лига страховых организаций Украины и Союз страховщиков Армении.

Уверен, что начатое нами дело сложное, но интересное и крайне важное. Поэтому я посвящаю ему достаточно много времени, хотя не могу сказать, что располагаю им с избытком.

 

 -Ограничит ли Евразийский конгресс свою деятельность только рамками стран СНГ?

- Конечно, нет. Мы уже сотрудничаем с международными страховыми профессиональными организациями.

В июне 2012 года крупнейшая международная профессиональная организация страховщиков - International Insurance Society (IIS) - со штаб-квартирой в Нью-Йорке, объединяющая страховщиков Западного и Восточного полушарий, на своём съезде в Рио-де-Жанейро приняла наш Евразийский конгресс страховых организаций в свои члены и номинировала его Президента, то есть меня, в члены Совета директоров IIS. В истории этой авторитетнейшей организации это первый случай участия представителя Восточной Европы в Совете директоров и первый случай принятия в действительные члены объединения страховщиков из Восточной Европы.

Кроме того, зимой 2013 года будет рассматриваться вопрос о приёме Евразийского конгрессастраховых организаций в члены Global Federation of Insurance Associations (GFIA) - организации, объединяющей на сегодняшний день страховые союзы всего мира.

Надо полагать, если наши страховой иперестраховочный рынки выстраиваются прежде всего на признании совсем молодого межгосударственного объединения такими авторитетными организациями, то это подтверждает наш высокий уровень профессионализма и возможность внести вклад в развитие международной интеграции страховых и перестраховочных рынков.

Для Евразийского конгресса присутствие в профессиональном международном страховом пространстве - это прежде всего возможность получить опыт и принять участие в формировании современных, отвечающих новым вызовам стандартов финансовой устойчивости и платёжеспособности, открытии информационных границ, подготовке профессиональных кадров, создании оптимальных условий по перестрахованию и налогообложению для эффективного функционирования страхового рынка на региональном пространстве.

 

Источник: Журнал «Рынок страхования»  № 11 (98), ноябрь 2012 г.