Как проходит передача информационной системы РСА в НСИС? Успеют ли страховщики адаптироваться к предстоящим нововведениям? Как будет осуществляться взаимодействие между НСИС и страховщиками в новых условиях? На эти вопросы портала «Страхование сегодня» ответил Николай Галушин, генеральный директор АО «Национальная страховая информационная система» (НСИС).
13 апреля исполнился год с момента регистрации юридического лица – АО «НСИС» – оператора АИС страхования. 1 апреля 2024 года была запущена АИС страхования, как и должны были мы сделать по закону. У граждан – страхователей по договору ОСАГО – появилась возможность на портале Госуслуг получить информацию по действующему договору ОСАГО.
Как единый оператор АИС страхования формально мы будем функционировать с 1 октября 2024 года, а до этой даты фактически существует две информационные системы – АИС ОСАГО и АИС страхования. До 1 октября ответственность за функционирование АИС ОСАГО несет Российский Союз Автостраховщиков, а АО «НСИС» обеспечивает техническую поддержку АИС ОСАГО и формирует в АИС страхования более широкий массив предоставляемой страховщиками информации по 4 видам страхования (ОСАГО, добровольное страхование автогражданской ответственности, каско транспортных средств и страхование жилья граждан). За эти полгода будет произведена подготовка переключения процедуры заключения договоров ОСАГО с РСА на АО «НСИС», сопряжение АИС страхования с информационными системами государственных органов.
Со временем можно будет получить не только визуализацию своего полиса ОСАГО, но и значение текущего КБМ (коэффициента, значение которого в значительной степени влияет на стоимость договоров ОСАГО, и определяемого количеством ДТП у страхователя).
Помимо информации по договору ОСАГО на портале Госуслуг для пользователя АИС страхования (фактически любое лицо, информация о котором содержится в передаваемых в АИС страхования договорах страхования) в личном кабинете на сайте АО «НСИС» будет доступна история страхования с отражением всех договоров страхования, а также история страховых случаев и прочие сервисы.
С точки зрения покупателя страховых услуг (страхователей) процесс заключения договоров страхования в дальнейшем меняться не будет. Задача АИС страхования повысить доверие к страховой отрасли, обеспечить доступность страховых услуг, создать механизм предотвращения страхового мошенничества, а также сформировать вокруг пользователя (страхователя), его договора страхования и страховой истории набор инструментов (сервисов), которые будут повышать качество оказываемой страховой услуги, способствовать росту уровня проникновения, повышать качество и скорость урегулирования страховых случаев и т. д. Собрать все вокруг договора страхования человека на одной площадке с качественным клиентским путем и востребованным набором сервисов – такова задача, которую мы ставим перед собой.
Оператор АИС страхования должен стать единственным входом для пользователя страховых услуг по всем вопросам, связанным с прохождением его договора страхования, его страховой историей, страховыми случаями и т. д. АО «НСИС» претендует на роль диспетчера во взаимоотношениях между страхователями и страховыми компаниями.
После 1 октября заключение договоров по ОСАГО будет происходить на платформе АИС страхования. Страховщик загружает документы, которые необходимы для заключения договора, АИС страхования во взаимодействии с федеральными ведомствами осуществляют проверку данных, предоставление подтверждение страховщикам о корректности всех предоставленных документов. Осуществляется выпуск договора страхования, его оплата. По времени это должно происходить в считанные минуты.
Взаимодействие с государственными органами будет носить двусторонний характер. Например, АИС страхования запрашивает подтверждение валидности паспорта или водительского удостоверения. А со стороны ГИБДД при проверке документов у водителя через портал «Госуслуги Авто» или непосредственно на трассе сможет проверять валидность договора страхования ОСАГО. Это исключит такие, например, ситуации, когда недобросовестный водитель заключил годовой договор ОСАГО, на следующий день его расторг, но у него осталась бумажный документ уже недействующего полиса ОСАГО, который он может предъявлять ГИБДД. Чтобы этого не было, информационная система сотрудников ДПС будет взаимодействовать с нашей системой и определять действительность договора ОСАГО на конкретную дату.
Новая информационная система потребовала осуществления доработок на стороне страховщиков собственных корпоративных информационных систем, но поскольку за базис при создании АИС страхования был взять модуль АИС ОСАГО, на основе которого строились другие модули АИС страхования, то для страховщиков, которые являются членами РСА, сложностей в доработках не должно было быть вовсе. Да, были жесткие сроки между моментом принятия нормативных актов и датой вступления в силы положений Закона о запуске АИС страхования. Но почти все страховые компании успели к указанной дате завершить процесс интеграции информационных систем. Для страховщиков, которые не осуществляли страхование ОСАГО (а к страховщикам ОСАГО относятся все крупнейшие российские страховые компании), процесс доработок собственных ИС был более длительным и сложным.
С 1 октября 2024 года должен быть развернут полный функционал Бюро страховых историй – инструмент для построения скоринговых моделей в отношении «качества» клиентов и предотвращения страхового мошенничества. При этом защита персональных данных и другой чувствительной информации, содержащейся в АИС страхования, относится к приоритетным задачам АО «НСИС». По запросу не могут быть переданы кому бы то ни было персональные данные страхователями, но вот агрегированная информация о его страховом портфеле, истории убытков в виде оценки будет доступна по запросам. При этом скоринговые модели должны распространяться только на добровольные виды страхования, по ОСАГО с публичным договором страхования в силу закона важна доступность услуги.
Во исполнение норм Закона решением Совета директоров АО «НСИС» был в 2023 году создан Комитет пользователей, в состав которого вошли представители 10 крупнейших страховщиков, а также представители Всероссийского Союза Страховщиков и Российского Союза Автостраховщиков. Существует порядок принятия определенных документов оператора АИС страхования, которые до утверждения Советом директоров компании должны получить одобрение Комитета пользователей.
В рамках подготовки к запуску АИС страхования с середины прошлого года АО «НСИС» продуктивно взаимодействует со страховыми компаниями, создав отдельные рабочие группы по видам страхования и по общим подходам к интеграции информационных систем, которые проводят свои заседания в еженедельном режиме.
Основное изменение парадигмы заключается в том, что теперь в основе информационной системы – клиентоцентричная модель. Все построено на том, что это не информационная система сообщества страховщиков, занимающихся одним видом страхования (как раньше), а достаточно универсальный информационный инструмент управления своим страховым портфелем, развернутый вокруг пользователя. Если информационная система становится более прозрачной, а информация – более доступной для тех, кто покупает страхование, если потребитель может в одном месте получить ответы на большую часть своих вопросов по своему текущему портфелю договоров, то и само страхование становится более доступным и прозрачным.
В свою очередь, косвенно это влияет и на уровень страхового мошенничества, оно будет снижаться естественным образом, потому что на одной площадке можно будет увидеть какие-то характеристики, попадающие под признаки мошенничества (например, в аварию попадает одна и та же пара машин, или жилое помещение страхуется в нескольких страховых компаниях на сопоставимых условиях и т. п.). А снижение уровня страхового мошенничества и выплат по мошенническим случаям ведет в целом к снижению тарифов, они становятся более персонифицированными. Тем самым страхование становится более доступным для тех категорий клиентов, кто относится к страхованию именно как к защите своих имущественных интересов. А это важный шаг к реализации моей мечты – что страхование будет иметь другую значимость в масштабах страны.
Источник: "Страхование сегодня"