Что должно дать гражданам РФ внедрение суперсервиса «Европротокол онлайн» и мобильного приложения «Помощник ОСАГО»? Смогут ли они заметно повлиять на отношение к ОСАГО? На эти вопросы портала «Страхование сегодня» ответил Швецов Сергей, первый заместитель председателя Центрального банка Российской Федерации.
Облегчать жизнь граждан, попавших в ДТП – это великая задача, но еще более великая задача – как можно быстрее убирать машины с проезжей части, чтобы не создавались пробки. Общественный вред от пробок существенно превышает тот ущерб, который причиняется непосредственно транспортным средствам в результате ДТП. Поэтому мы, вместе с Правительством и РСА, запустили этот проект, самая главная цель которого – сократить количество пробок на дорогах.
Европротокол развивался этапами: сначала и его доля, и лимиты по нему были небольшие, затем в четырех регионах начался эксперимент с суммой 400 тысяч рублей, а этой осенью вступил в силу закон, по которому европротокол оформляется по сумме до 400 тысяч рублей уже на всей территории РФ.
И сейчас мы запускаем промышленно-тестовый режим нового сервиса. Он будет распространяться на пять регионов Российской Федерации, где можно будет оформлять европротокол с помощью приложения «Помощник ОСАГО» (это регионы, где произошло ДТП). Сначала речь шла о четырех регионах (Москва, Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область), они были включены законом. Но мы получили обращение Президента Татарстана, исследовали готовность региона присоединиться к эксперименту, увидели, что республика готова, и расширили число регионов до пяти, добавив в этот список Татарстан. В целом, регионы, включенные в первую волну, выбирали по их готовности, нагрузке с точки зрения пробок и по эффекту, который даст там использование европротокола.
Мы исходим из того, что целевое значение времени оформления европротокола – это 10 минут, без учета времени, которые участники ДТП тратят на то, чтобы договориться между собой (это может происходить очень быстро, если все очевидно и стороны рационально подходят к процессу, а может занимать много времени, если все неочевидно или стороны не готовы договариваться). Сегодня в том виде, в каком подготовлено мобильное приложение, это 15 минут. Это связано с тем, что есть элементы работы на бумаге, схему ДТП участники должны нарисовать сами и сфотографировать. Предполагается, что в 2020 году в следующих релизах этот процесс будет также сильно автоматизирован, может быть, даже роботизирован, исходя из понимания геолокации, участникам придется лишь расставить определенные маркеры, это будет экономить время. Кроме того, время будет зависеть от того, заведены ли у участников ДТП на портале госуслуг либо в самом приложении данные автотранспортного средства, полиса ОСАГО, водительских прав, от того, скачано ли само приложение (а это нетрудно, при существующей скорости wi-fi, у меня это заняло 12 секунд), от того помнит ли человек свой пароль от госуслуг (если нет, можно ввести номер телефона и придет sms с паролем). В общем, клиентский путь будет зависеть от предзаполненности и готовности гаджета к его использованию.
Критическим фактором для использования приложения является подключенность к интернету, а по выбранным регионам у нас неплохое покрытие. Если связи нет ни у одного водителя, воспользоваться новацией будет невозможно, но если хотя бы у одного водителя связь есть, он может предоставить точку доступа другому и все сработает. В пяти первых регионах со связью все хорошо и высок уровень проникновения мобильных устройств. По проникновению гаджетов Россия занимает одно из первых мест в мире, и покрытие интернета у нас тоже на качественном уровне, так что узким местом это не будет.
Еще одним ограничением первого релиза (это будет исправлено в следующем году) является наличие каско у водителя. Если необходимо оформить каско, это займет дополнительное время, потому что пока мобильное приложение «Помощник ОСАГО» каско не поддерживает. В следующих релизах, безусловно, это будет доработано.
Оператором суперсервиса, точнее, всех суперсервисов будет Правительство, а оператором мобильного приложения, которое подключено к суперсервису – РСА. Стоимость ОСАГО из-за внедрения данного сервиса не изменится.
Что касается страхового мошенничества, мы анализировали соотношение рисков в бумажном варианте и в приложении. Однозначно, в приложении рисков меньше, на бумаге это сделать гораздо легче, а здесь есть привязка к местности, подтверждение личности. Поэтому с внедрением этого инструмента мошенничество, скорее, упадет. И для общества в целом эффект от снижения количества пробок перекроет все расходы на содержание этого сервиса, поэтому мы, собственно, в этот проект и вошли.
Данный суперсервсис – первый из того набора суперсервисов, которые анонсировало Правительство. Мы ждем обратной связи (замечаний и предложений) от экспертов, тестировщиков и граждан, которые воспользуются приложением, по тому, как можно будет доработать функционал этого приложения. Сервис живой, он будет расширяться, будут появляться не только услуги, связанные с оформлением ДТП, но и другие опции для полиса ОСАГО (где его можно купить, по каким ценам, какие условия), а также для информирования граждан о том, как все это работает. Это не завершающий этап, а начало большого пути, он открывает эпоху суперсервисов.
Это не первый случай успешной реализации государственно-частного партнерства. В 1992 году мы вместе с бизнесом учредили ММВБ, в 1993 в ней заработало ядро, на основе этого ядра были запущены все существующие сегодня финансовые рынки, а дальше ядро уже развивалось без участия Банка России. То же самое мы сделали и с Центральным Депозитарием. Есть большое количество проектов, где Банк России делал такие вещи с инфраструктурой финансового рынка. По страхованию, возможно, это один из первых проектов, но мы это не рассматриваем как уникальный случай взаимодействия по созданию технологий на российском рынке. Так что это первый суперсервис, но точно не первое ГЧП с участниками финансового рынка.
Мы ждем обратной связи: если вы видите, за счет чего может быть улучшен сервис, это то, чего мы ожидаем. Присылайте свои идеи, как можно сделать сервис более удобным.
Источник: insur-info.ru