Ни одна компания в мире не застрахована на 100% от кризисных ситуаций. Кризис, случается как у новичков рынка, так и уже имеющих большой опыт работы. Мировая практика показывает, что с кризисом успешнее справляются те, кто заранее разработал эффективные коммуникационные стратегии и грамотно их применил. Примеров этому не мало. Очевидно, что защитить свою репутацию во время кризисной ситуации вполне возможно.
Насколько готовы страховые компании Казахстана «подстраховать» себя, чтобы достойно отреагировать на кризисные ситуации? С этим и ещё несколькими вопросами компания Action Global Communications Kazakhstan в ноябре 2013 года обратилась к игрокам отечественного страхового рынка.
Ответственным работникам страховых компаний были заданы вопросы, касающиеся наличия кризисного коммуникационного плана, периодичности его обновления и определения основных угроз для деятельности организации.
Наличие кризисного коммуникационного плана
Кризисный коммуникационный план разрабатывается с целью подготовки к кризисным ситуациям и эффективного реагирования на них. Для этого организации проводят исследования, изучают опыт других, определяют основные возможные угрозы, отрабатывают сценарии развития кризисных ситуаций и варианты их решения, формируют кризисную коммуникационную команду, систему нотификации, заранее готовят заявления, шаблоны пресс-релизов и т.д. Мировой опыт показывает, что ликвидация кризисных ситуаций по заранее разработанному плану обходится компаниям дешевле, чем решение проблем по мере их возникновения. Плюс, даже если кризис случился, то в кризисном коммуникационном плане разрабатываются меры по урегулированию кризисной ситуации и стратегия по улучшения имиджа и репутации в пост - кризисный период.
Согласно результатам проведенного исследования, среди 34 страховых компаний кризисный коммуникационный план имеется только у 4: «Коммеск - Өмір», «Казкоммерполис», «Казкоммерц Life» и «Kaspiстрахование». У компании «НСК» нет кризисного плана, но методы реагирования на кризисные ситуации прописаны в должностных инструкциях. «Номад Life», «Архимедес Казахстан» и «Виктория» такого плана в своём арсенале не имеют, причем в последней пока и не видят реальной необходимости в разработке данного документа.
«Аско», «БТА Страхование», «БТА Жизнь», «Евразия», «Нурполис», «PPFInsurance» и «AmanatInsurance» отказались предоставлять какую-либо информацию, сославшись на её конфиденциальность.
На вопрос о наличии кризисного коммуникационного плана, к сожалению, ответы не предоставили: «Альянс Полис», «TrustInsurance», «КазЭкспортГарант», «Зерновая страховая компания», «Халык-Казахинстрах», «КСЖ ГАК», «СК Казахмыс», «London-Almaty», «Номад Иншуранс», «Сентрас Иншуранс», «Цесна Гарант», «Чартис Казахстан», «Халык - Life», «Kompetenz», «Standart», «Alliance-Страхование Жизни», «Алатау».
С компаниями «КК ЗиМС «Интертич» и «ТрансОйл» по указанным на их интернет сайтах контактам, увы, связаться не удалось.
Обновление кризисного коммуникационного плана
Учитывая постоянные изменения, происходящие в бизнес пространстве и информационной среде, компаниям необходимо регулярно обновлять свои кризисные коммуникационные планы, отрабатывать новые сценарии реагирования на кризисные ситуации. В ходе опроса, страховым компаниям, имеющим кризисный коммуникационный план, был также задан вопрос о том, когда они в последний раз его обновляли.
Выяснилось, что в «Kaspiстрахование» он обновлялся в ноябре этого года, а в «Коммеск Өмір» - в августе 2013 года. Остальные две компании - «Казкоммерполис» и «Казкоммерц Life» - информацией не поделились, указав на её конфиденциальность.
Основные угрозы для рынка страхования Казахстана
Финальной частью исследования стал вопрос определения наиболее острых для страховых компаний угроз. На него ответили «НСК», «Коммеск Өмір» и «Kaspi страхование». Остальные отвечать не стали, сославшись на конфиденциальность.
В «Коммеск Өмір» основными угрозами считают угрозы, исходящие из внешней среды. «Kaspi страхование» видит для себя опасность во всём, что несёт репутационные риски. Для «НСК» ключевыми угрозами являются: потеря доверия у широкого круга клиентов в результате невыплат по страховым случаям (включая невыплату по какому-либо резонансному случаю крупному клиенту) и отток клиентов, а также действия конкурентов (их банкротство, массовые невыплаты, что крайне негативно отразится в целом на страховом рынке и подорвет доверие, к действующим участникам страхового рынка).
Заключение
Результаты проведенного исследования говорят сами за себя. Судя по тому, что из 34 страховых компаний только 4 подтвердили наличие кризисного коммуникационного плана, возникают определённые сомнения в готовности страхового бизнеса страны эффективно реагировать на кризисные ситуации. Да и сам факт того, что абсолютное большинство респондентов не озвучили наиболее острые для себя угрозы, лишний раз усиливает эти сомнения. Если сравнивать страховой рынок с банковским сектором, то видно, что банкиры более подготовлены к кризисным ситуациям, нежели страховщики.
Action Global Communications Kazakhstan