Дистанционное медицинское обслуживание получило уникальный шанс для рывка в период локдауна. Воспользуются ли этой ситуацией страховщики?
Пандемия COVID-19 привела к росту опасений населения за свое здоровье. В то же время из-за карантина и сопутствующего ему замедления экономики доходы падают, издержки корпораций, напротив, растут, что может негативно отразиться на динамике заключения новых договоров добровольного медицинского страхования (ДМС). А в итоге привести к его изменению. «Классическое ДМС «ото всех рисков» уступает место более доступным программам с усеченным набором услуг или франшизой», — прогнозируют авторы доклада Банка России, опубликованного в марте 2020 года.
На рынок будет влиять и такой фактор: из-за повторного резкого роста заболеваемости COVID-19, ставшего очевидным в сентябре, многие остерегаются бывать в местах скопления людей. К таким местам можно отнести и поликлиники. Наиболее очевидны сейчас шансы у телемедицины — как медицинской услуги, так и страхового продукта.
Законные основания
Телемедицина в России легализована в 2018 году с вступлением в силу закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам применения информационных технологий в сфере охраны здоровья». Телемедицинские технологии можно применять при оказании первичной медицинской помощи, скорой, паллиативной, в том числе в стационаре. Возможны дистанционные консилиумы врачей, консультации. Медучреждениям для этого нужно регистрироваться в Федеральном реестре медицинских организаций Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения, а врачам — в Федеральном регистре медицинских работников Единой системы. Программное обеспечение для диагностики и лечения также подлежит регистрации. Закон позволяет оказывать телемедицинскую помощь в рамках программы госгарантий за счет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, нет препятствий и для включения этой опции в программы ДМС.
Сегодня страховые компании все чаще предлагают коробочные решения, в которых телемедицина идет в качестве дополнения к основному продукту в рамках ДМС, предлагаются услуги телемедицины и в качестве самостоятельного продукта.
«Включение телемедицинских сервисов повышает привлекательность страхового продукта для клиента. Потребителю они позволяют во многих случаях пообщаться с врачом удаленно, если нет необходимости в очном приеме, например в случае корректировки лечения. Особенно актуальным такой продукт становится в период пандемии, когда взаимодействие с внешней средой приходится сильно ограничивать», — рассуждает Дамир Сухов, директор практики по работе с компаниями сферы здравоохранения и фармацевтики КПМГ в России и СНГ.
С ним согласен директор по цифровой трансформации группы компаний «Медси» Александр Пилипчук: «Мировой опыт показывает, что расходы на телемедицину стандартно покрываются страховыми контрактами, что позволяет сэкономить как пациентам, так и страховым компаниям».
Большие возможности для телемедицины открываются и в сегменте предварительных консультаций перед госпитализацией, рассказывает генеральный директор Национального медико-хирургического центра имени Н.И. Пирогова Олег Карпов. «С ее помощью возможно также продолжить наблюдение и лечение пациентов, выписанных из стационара. И конечно, дистанционные медуслуги важны для людей с ограниченными функциями, которым сложно или невозможно самостоятельно приехать в больницу. Отдельно стоит отметить онлайн-взаимодействие врачей: это прежде всего консилиумы и оперативный обмен информацией по диагностике и лечению», — добавляет эксперт.
Интерес отечественных потребителей к рынку страховой телемедицины растет, но рядовой, привычной эта услуга еще не стала. «В отличие, допустим, от США в России при выборе — обратиться к врачу онлайн или пойти в клинику — пациент выбирает личный визит, если это не телемост с консилиумом врачей в рамках второго мнения. В наших клиниках доля телемедицинских услуг составляет пока порядка 8–10%», — рассказывает Егор Сафрыгин, директор по цифровой трансформации Европейского медицинского центра. Для этого есть объективные причины. В рамках предоставления услуг телемедицины не разрешено ставить диагноз и проводить первый прием.
Пандемия как триггер
Так называемый закон о телемедицине, установив для нее запрет на первичный прием и дистанционную постановку диагноза, сузил рынок телемедицины до мониторинга ранее очно назначенного лечения, уверен Дамир Хусаинов, директор группы по обслуживанию предприятий отрасли медико-биологических наук и здравоохранения, «Делойт, СНГ». «Это не позволяет в полной мере раскрыть возможности, которые предоставляет телемедицина. Для ряда нозологий врачу для постановки диагноза не обязательно встречаться с пациентом очно, достаточно изучить результаты анализов, снимки и поговорить», — объясняет эксперт. Ожидалось, что соответствующие корректировки в закон будут внесены летом, проект поправок подготовлен, но не был одобрен Госдумой.
Кроме того, «телемедицина на текущий момент не включена в тариф по обязательному медицинскому страхованию (ОМС), не прописана в стандартах лечения, не является обязательным модулем в медицинских информационных системах (МИС) поликлиник», — говорит Александр Пилипчук. В том числе по этим причинам телемедицина остается дополнительным инструментом повышения лояльности клиентов. «С точки зрения экономического эффекта ставить телемедицину в один ряд с классической пока рано. Это направление, скорее, является выгодным как дополнение к привычному сервису за счет расширения клиентской базы, расширения географического присутствия, оптимизации загрузки врачей и выстраивания долгосрочных взаимоотношений с пациентами», — уверен Дамир Сухов. Участники рынка предпринимают собственные попытки ускорить этот процесс. Медицинская компания «Доктор рядом» в сентябре объявила о запуске пилотных проектов по официальному включению услуг телемедицины в программы ОМС в пяти регионах: Татарстане, Калужской, Нижегородской, Ивановской, Ульяновской и Сахалинской областях.
Для дальнейшего развития телемедицины в России нужен дополнительный спусковой крючок. Таким триггером должна стать эпидемия COVID-19, которая уже изменила отношение потребителей к услуге. «Период пандемии показал, что локдаун увеличивает популярность удаленных медицинских консультаций. В нашем случае рост популярности таких услуг составил 680%», — подтверждает Егор Сафрыгин.
Телемедицина требует современной технологической базы, объемных инвестиций в цифровизацию процессов, в том числе страхового бизнеса. Нужны системы видеонаблюдения, специальные станции для быстрого анализа показателей пациента, трекеры и другие гаджеты. Оснащенные на должном уровне компании в России есть. «У нас внедрен комплекс удаленной реабилитации, включающий упражнения для двигательного, психологического, нейропсихологического и речевого восстановления. Он используется для пациентов, которые прошли стационарный курс реабилитации и продолжают наблюдаться удаленно. С помощью библиотеки видеофайлов для них собираются индивидуальные программы, которые могут адаптироваться по мере улучшения состояния. Данные об изменении состояния пациентов поступают в их медицинские карты, так как комплекс интегрирован с медицинской информационной системой. Заниматься на платформе можно при помощи любого устройства с экраном, подключенного к интернету», — говорит Олег Карпов.
В Банке России не раз отмечали, что развитию рынка ДМС будут способствовать новые медицинские технологии и Insurtech. Масштаб их внедрения будет зависеть от цифровизации всей отрасли.
Автор: Алексей НЕКРАСОВ
Источник: РБК+