21
Чт, нояб

Игры для взрослых

Деловые игры, вопреки расхожему заблуждению, не являются разновидностью тренингов, а считаются самостоятельным видом обучающих технологий. Тем не менее, в силу наличия большого числа сходств, мы поговорим о них в нашей рубрике «Тренинг».

 


Современность такова, что мы привыкли быть терпимее, снисходительнее к противоречиям и противоположностям, таким, как добро и зло, мудрость и глупость, реальность и вымысел. Поэтому словосочетание «деловая игра» уже не вызывает у нас недоумение, хотя и содержит в себе намек на несерьезность, объединяя две различные сферы обыденной жизни – работу и досуг.

Играть по-деловому

Являясь разновидностью игровых методов обучения, деловая игра активно используется в работе с персоналом. Для того чтобы понять суть данного метода, необходимо сначала разобраться с понятием «игра», таким, казалось бы, знакомым с детства. В истории человечества игра переплеталась с магией, культовым поведением, искусством. Древнегреческие философы считали игру способом сотворения и существования мира. Ни для кого не секрет, что это увлекательнейшее занятие представляет собой уникальный метод аккумуляции и передачи социального опыта. Игру иногда определяют как «непродуктивную» деятельность, подчеркивая важность самого процесса, а не результата.

Одним из основных признаков игры является ее контекст, задающий новую модель мира, воображаемую ситуацию, наполненную интеллектуальными и эмоциональными событиями. Игра несет в себе преображение действительности, в процессе которого изменяются семантические смыслы предметов и действий, появляется больше степеней свободы. Это приводит к переосмыслению привычных моделей и расширению границ понимания мира. В этом смысле ценность результата игры не уступает ее процессу, и именно возможность использования полученного опыта обуславливает популярность и эффективность применения игровых методов в бизнесе.

Сегодня деловая игра – эффективная технология в сфере кадрового и организационного консультирования. Деловые игры появились в России еще в 30-х годах и представляли собой репетицию перевода предприятий на военный режим работы.

Среди активных методов обучения взрослых деловые игры наряду с тренингами занимают одно из ведущих мест.Если бизнес-тренинг ориентирован в основном на развитие умений и навыков сотрудников, то сферой внимания деловых игр является более широкая область управленческих решений и проектирования организационных систем. Тренинги и деловые игры объединяет сочетание особенностей игрового и учебно-диагностического процессов.

Деловые игры – это имитационный метод принятия решений в различных ситуациях по заданным ведущим или вырабатываемым самими участниками правилам. К задачам деловых игр в области управления персоналом можно отнести:

- приобретение навыков решения проблем в условиях, максимально приближенных к реальной ситуации;

- изучение составных частей организационной проблемы и отработка ее комплексного решения;

- определение возможных стратегий собственных действий.

Многообразие деловых игр можно систематизировать по ряду признаков (таблица 1).

 

Таблица 1

Классификация деловых игр


Признак классификации

Вид деловых игр

Содержание

 

Цель

Обучающие

Подготовка профессиональных управленцев, переподготовка и повышение квалификации специалистов.

 

Практические

Постановка и поиск решения проблем; выработка управленческих решений, решение практических задач группы и организации.

Проектировочные

Проектирование организаций, разработка функционально-ролевых структур или их изменение.

 

Исследовательские

1) Диагностические: изучение и анализ поведения группы или отдельных сотрудников в зависимости от изменения условий их деятельности;

2) Научные: вскрытие новых закономерностей в различных научных областях.

 

Степень определенности

Детерминированные

Заданность основных параметров игровой ситуации и однозначность принимаемых решений.

Вероятностные

Вероятностные оценки ситуации и принятие решений с различной степенью риска.

 

Степень свободы

Жесткие

Число возможных решений и поведенческих альтернатив строго ограничено.

 

Мягкие

Действия участников ограничиваются лишь сценарием игры, в рамках которого они сами определяют свои поведенческие стратегии.

Открытость и характер коммуникаций

Открытые

Предусматривают свободные контакты и коммуникации между командами.

Закрытые

Не предусматривают контактов и зависимости между участниками в процессе игры.

 

Области применения

Общие

Охватывают комплекс взаимосвязанных задач и имитируют организационное поведение.

Частные

Имитируют отдельные функции управления или деятельности служб управления персоналом.

 Во всех определениях деловой игры подчеркивается, что это активный метод обучения. Что значит «активный»? Прежде всего вовлекающий, побуждающий к действию, предполагающий активность участников, которую можно условно разделить на физическую (двигательную), социальную (коммуникативную) и познавательную (когнитивную, содержательную).

Новое в старом

Современные глобальные изменения в характере коммуникаций коснулись и обучения - сейчас деловые игры все больше становятся интерактивными. Пример интерактивного обучения – появление компьютерных имитационных бизнес-игр с все больше повышающейся гибкостью взаимодействия играющих с программой и разветвлением сюжета. Интерактивность обучающих методов имеет внешний и внутренний контур. Внутренний заключается в том, что участники вместе с ведущим не только активно общаются друг с другом, но и обмениваются идеями, действиями и, конечно, самым ценным, что у них есть, – опытом. Интеракция здесь выступает в форме полилога - обсуждения внутри группы, в котором принимают участие все слушатели, результатом чего может быть постановка проблемы и варианты ее решения, программа проекта или бизнес-план.

Кроме интеракции на уровне группы, существует более глубокий ее уровень – диалог каждого участника с самим собой, включая ведущего. В позиции ведущего деловой игры находит отражение феномен «двойного присутствия», он все время существует как минимум в двух ипостасях: проводит игру и постоянно рефлексирует, задавая себе вопросы: «Что сейчас происходит?», «Зачем я это делаю?», «Какова цель?» Таким образом, деловая игра – не только обмен опытом, но и рефлексия опыта.

Инструментально это реализуется через процедуру обратной связи и осмысление результатов, подведение итогов в конце игры. Внешний контур интеракции обусловлен влиянием деловой игры как составляющей программы обучения и развития персонала компании на корпоративную культуру и развитие организации в целом. Обучаясь действиям на модели, участники переносят полученный опыт и навыки на реальную жизнь.

Сейчас много говорят и пишут о том, что почти все кадровые технологии формируют определенное мировоззрение, а не только умения. Таким образом, интерактивность выходит за пределы группового занятия, распространяясь на организацию, которая является своеобразным полем для обмена действиями, реализации знаний и формирования общего видения.

Еще один признак, характерный для современной деловой игры, - это размытость границ, не всегда ясно как для заказчика, так и для исполнителя, где кончается консультирование и диагностика и начинается обучение и развитие, где грань между игрой и жизнью.

Имитация, моделирование и ролевая игра – оттенки игровой деятельности, ее инструментальные составляющие (см. схему).

 

Рисунок 1

Методическое пространство деловой игры

 

 

Моделирование основано на замене реальности обобщенной и иногда даже отстраненной моделью, которая тем не менее сохраняет ее значимые черты. Условность модели позволяет абстрагироваться от действительности, выйти за ее пределы, и в то же время заложенная в модели структура действий позволяет эффективно отрабатывать различные навыки. Например, в известных коммуникативных играх «Кораблекрушение», «Необитаемый остров» участники должны совместно принять решение и выбрать предметы и действия, наиболее важные для выживания в экстремальной ситуации. Модель реализуется, приводится в действие с помощью правил, отражающих сущность и соотношение всех компонентов игры. Если в основе игры лежит формальная модель имитируемых процессов, «рисунок» игровых действий практически полностью задается правилами. Правила могут быть перенесены из культурного контекста, взяты из жизни или придуманы специально для игры. В зависимости от сферы, которая поддается игровому моделированию, игры делятся на экономические, производственные, социально-культурные, организационно-управленческие, политические и т. д.

Имитация – это воспроизведение, повторение, копия реальной жизни. Один из принципов построения деловой игры – достаточность ее элементов, что подразумевает полное, развернутое представление имитируемой ситуации. Таким образом, игровая деятельность задается через имитацию функционирования социальных институтов, организаций, групп и поведения игроков как их представителей. Одной из первых практических областей, в которой применялось имитационное моделирование, было военное искусство, где в процессе командно-штабных учений солдаты обучались различным маневрам и тактикам.В бизнесе предметом имитации становятся финансовые показатели деятельности компании, маркетинговые данные, управленческие взаимодействия. В деловой игре необходимо найти грань между имитацией и моделью, чтобы стереотипы, детали и подробности реальности не мешали, а помогали эффективным решениям, а условность игры способствовала раскрытию творческого начала, при этом не отрывая от рабочего контекста.

Ролевая игра – способ расширения опыта посредством предъявления участникам ситуации, в которой им предлагается принять определенную роль и, действуя в ее рамках, выработать стратегию собственную поведения. Если имитация ориентирована на осмысление и «просчитывание» взаимодействий, то ролевая игра предполагает их проживание и погружение в роль. Разыгрывание ролей делает деловую игру более эмоциональной и яркой. Но в отличие от тренинга, когда важно принятие роли (role-taking), в деловой игре определяющим является активное конструирование роли (role-making). В ролевой игре присутствует совокупность моделей различных сфер человеческой жизни, что приближает ее к реальности. С точки зрения игрового процесса роли составляют деятельностную ткань игры. А с точки зрения развития участников, они формируют мир межличностного взаимодействия, расширяя индивидуальный социально-профессиональный ролевой диапазон. Ролевое поведение участников в деловой игре напоминает танец мангуста перед воображаемой коброй. Совершая быстрые, хаотичные, но очень точные движения, этот хвостатый зверек репетирует предстоящую схватку со змеей. Это и есть игра со всеми ее атрибутами – имитацией, ролью и моделированием.

Сделай свою игру

Любая игра начинается с идеи, замысла и проектирования. В соответствии с поставленными целями пишется сценарий – это может быть шуточный новогодний конкурс или серьезное мероприятие по реорганизации компании. Но вне зависимости от глобальности и содержания для создания проекта деловой игры необходимо реализовать как минимум четыре роли. В данном случае роль - это профессиональный инструмент, который нужно уметь использовать. Это может сделать как один человек, к примеру, руководитель или менеджер по персоналу, так и творческая команда – тогда в компании выбираются сотрудники, которые с наибольшей вероятностью будут эффективно исполнять данные роли.

Итак, в процессе проектирования деловой игры должны быть задействованы:

«Аналитик» - главный в этой четверке. Он умеет и любит работать с информацией, выделять ключевые моменты, приоритеты и связи. Синтез, обобщение, структурирование, группирование, многовариантность – это то, что у него «на кончиках пальцев», что он делает автоматически. Он разрабатывает бизнес-план, критерии оценки успешности предстоящего мероприятия.

«Сценарист» - это повествователь, он преобразует ситуацию в яркие образы и очень точно говорит про то, как будут разворачиваться конкретные сюжеты и события. Для него главное - феноменология, как раз то, от чего «аналитик» пытается избавиться. Ему свойственна последовательность, некоторая педантичность, а также способность децентрироваться, оказаться на месте другого.

«Держатель фабул» - знает много разных сюжетов, сказок и мифов, для него важен культурный контекст. У него очень развито воображение и образное мышление, он хорошо чувствует, как соединить время и пространство в одну картинку, сюжетную линию. Но в отличие от «сценариста», он не всегда осознает, как задается интрига, где апогей, эмоциональный подъем и какова, собственно, структура игры.

«Распределитель ролей» - роль, включающая в себя диагностику и понимание жизни. Используя свой мысленный «портфельчик с ролями», он всегда знает, кому в организации можно приписать то или иное сценарное задание - в кино это называется кастингом. Например, для компании, в которой доминирует проектная форма работы в деловой игре, необходимо наличие роли «руководителя проекта», а для организации с жесткой иерархией актуальны роли «начальников» и «подчиненных».

Исходный момент практической работы по организации деловой игры – формирование игровой группы, которая включает всех участников и может состоять из нескольких команд. Важный элемент игры – ее состязательность, основанная на естественной склонности человека к конкуренции и соревнованию. Поэтому работа в командах – это не только удобный способ организации группового взаимодействия, но и пусковой механизм активности участников, их стремления к выигрышу.

Безусловно, решающим фактором успеха деловой игры является ведущий, который выполняет множество функций – запускает игровой процесс, излагает сюжет и правила игры, следит за временем и эмоциональной атмосферой, организует обсуждения и выступления участников, подводит итоги. Существенной особенностью деловой игры является то, что она многотактна и подразумевает цепочку действий: процесс выработки решений происходит в условиях поэтапного уточнения необходимых факторов, анализа информации, вырабатываемой в ходе игры. Количество «тактов» не должно быть случайным – ведь в игре, как целостном процессе, есть свой ритм, свои законы, связанные с развитием драматического действия, стадиями командообразования и развития группы, этапами овладения новыми знаниями и навыками. В конце игры подводятся итоги и оцениваются результаты. Это заключительный и чрезвычайно важный для реализации целей деловой игры этап, который помогает участникам адекватно оценить свои сильные и слабые стороны, сделать выводы относительно дальнейшего закрепления изученных образцов поведения. Выход из игры и «разрыв» игрового контекста – своего рода прощальный ритуал, позволяющий участникам переключиться на реальную жизнь.

Для того чтобы все вышесказанное стало еще более понятным, мы предлагаем вам сценарий деловой игры, который вы можете адоптировать и реализовать в своей компании.

Деловая игра «Идеальный страховой агент».

Такт 1. Введение в игру: ведущий задает контекст, смысловое поле, объясняет цель игры.

Цель: создание портрета идеального страхового агента – профессиональной модели компетенций для последующего использования при приеме на работу и проведения аттестации с учетом специфики организации – конкретной страховой компании (15 минут).

Такт 2. Лекция-семинар (30 минут). Проводится менеджером по персоналу или приглашенным «экспертом» (например, из кадрового агентства). Тема – оценка персонала и подходы к разработке критериев этой оценки для страховых агентов. Один из таких подходов – формирование критериев в соответствии с идеальной моделью личности, построенной на анализе «психологического портрета», изучения черт успешного сотрудника. Три вида критериев:

·                    качества – описание индивидуальных свойств успешного страхового агента;

·                    роли – описание работы через задание условий деятельности и особенностей взаимодействия с клиентами и сослуживцами;

·                    деятельности – специальное описание работы через набор типичных действий.

Такт 3. Разделение на группы (10 минут). Участники деловой игры делятся на три команды. Возможно жесткое разделение: ведущий задает алгоритм, например, жеребьевка, и свободное, произвольное распределение. Участникам сообщается, что каждая команда будет разрабатывать один из трех видов критериев:

Команда 1 обсуждает и принимает решение о необходимых личностных качествах, которыми должен обладать страховой агент для успешного выполнения профессиональной деятельности.

Команда 2 формулирует список профессионально важных ролей, которые должен

реализовывать идеальный страховой агент;

Команда 3 разрабатывает критерии в терминах деятельностей, ключевых особенностей работы страхового агента и его функций и задач.

Такт 4. Но прежде чем команды приступят к обсуждению, для «разогрева» и актуализации творческого потенциала они должны пройти через «Карусель». Для проведения этой игры ведущему нужны три помощника, которые будут «обслуживать» три рабочих пространства (это могут быть столы или отдельные комнаты). Команды по очереди подходят к каждому помощнику и выполняют задания. (Таким образом, для каждой команды – одна из трех последовательностей «катания на карусели»: «1-2-3»; «2-3-1» и «3-1-2».)

1. Коллаж «идеальный страховой агент» - группе предлагаются журналы, ватман, ножницы и клей. Участники должны за 15 минут сделать коллаж - собрать из кусочков изображение «страхового агента» в соответствии со своим типом критериев (то есть по заданным личным качествам, ролям или функциям для каждой команды).

2. Шарада - придумать шараду на один из критериев и отрепетировать ее (показать по очереди части слова, а потом все вместе) (15 минут).

Примеры:

·                    личное качество: об-щит-ель-нос-ть или труд-о-любие;

·                    роль: орган-и-затор; за-водила;

·                    деятельность: пере-го-воры; кон-т-роль.

3. Пословицы – придумать три пословицы или поговорки, иллюстрирующие критерии (для каждой команды свой) (15 минут), например:

качество – «Кто ищет - тот всегда найдет»мотивация к достижению, целеустремленность);

роль («Куры – отдельно, яйца – отдельно» - «Аналитик»)

деятельность («Дают тому, кто хорошо просит» - работа с клиентами).

Такт 5. Групповая дискуссия – работа в командах. В результате совместного обсуждения в каждой команде должно быть принято решение и сформирован и обоснован список из 10 критериев (соответственно качеств, ролей и деятельностей) - характеристик идеального страхового агента, которые фиксируются на ватмане (15 - 20 минут).

Возможно задание трех различных форм работы в командах:

1. «Профессиографическое интервью». Один в группе становится «заказчиком», второй – «рекрутером», остальные – наблюдатели, фиксирующие беседу. Рекрутер проводит интервью с заказчиком (непосредственным руководителем, хорошо знающим деятельность страхового агента). Далее все вместе в группе обсуждают и принимают решение о критериях.

2. «Фотография рабочего дня» - описание типичного рабочего дня страхового агента с указанием основных видов работ и временных затрат на них и на основании этого – формулировка критериев.

3. «Групповая дискуссия с распределением ролей» - участники выбирают для себя роль: «лидера», «генератора идей», «эксперта», «критика». Находясь в рамках своей роли, участники обсуждают, какие качества (роли, функции) являются наиболее важными для страхового агента. Возможно задание последовательности этапов дискуссии, например, сначала предлагается как можно больше вариантов, потом следует их анализ и в конце принимается решение. Можно задать механизм принятия решения о критериях – лидером, голосованием, совместным обсуждением.

Такт 6. Перерыв 10 - 15 минут

Такт 7. Выступления команд по следующей схеме:

Вывешивается коллаж, и участники рассказывают, что на нем изображено.

Команда показывает шараду – все остальные участники деловой игры должны догадаться, что они загадали.

Зачитываются пословицы, остальные догадываются, какие критерии они обозначают.

Торжественно зачитывается итоговый список критериев.

На каждое выступление отводится 15 - 20 минут.

Такт 8.Обобщение результатов.Слово ведущего – потрет идеального страхового агента. Слово эксперта.Возможные методы оценки выбранных качеств, ролей, деятельностей

(45 минут).

Такт 9. Рефлексия. Что мы получили? Что я беру с собой из игры в реальную жизнь – каждый участник игры отвечает на вопросы (45 минут).

Такт 10.Завершение игры. Награждение команд - призы «за артистизм», «за лучшее выступление», «за лучший результат» (это оценивается экспертной комиссией или самими участниками – по силе аплодисментов).