21
Чт, нояб

Цветовые и композиционные решения в страховом мерчандайзинге

Как показывают практика и ряд фундаментальных исследований, чувственные компоненты в той или иной мере влияют на принятие решения о покупке страхового полиса. В новой статье Михаила Сухорукова речь пойдет о выборе стиля оформления интерьера точки продаж. Особое внимание обращается на цветовое и композиционное оформление офиса, помогающее достичь чувства комфорта у потенциального страхователя. В статье также даются исчерпывающие характеристики различных средств наружной рекламы, используемых страховщиками.

 Цветовые и композиционные решения в страховом мерчандайзинге

На атмосферу и весь спектр ощущений в точ­ке продаж влияют многие факторы - интерь­ер, дизайн, профессионально составленные цветовые гаммы, правильное освещение, со­четание шрифтов, иллюстраций и других оформительских компонентов. Иными слова­ми, под атмосферой точки продаж страховых услуг мы понимаем целенаправленное воз­действие на восприятие посетителя офиса страховой компании с помощью совокупно­сти различных внешних факторов. Такое комплексное воздействие позволяет формиро­вать желаемое для продавца психологиче­ское состояние потенциального страхователя с целью стимулирования продаж страховых услуг.

Поскольку купля-продажа страхового полиса - сделка двусторонняя, то и место, где она осуществляется, оценивается по-разному. С точки зрения страхователя - это место приобретения полиса, а с точки зрения страховщика - это точка продаж. Здесь и далее данный вопрос будет рассматриваться под углом зрения продавца страховых услуг.

Ощущение покоя и комфорта

Страховые услуги не являются товарами первой необходимости. В этой связи при опреде­лении их потребительской ценности большое значение приобретают различные внешние и внутренние, психологические факторы. Основной подход заключается в следующем: все чувственные компоненты должны создавать единый образ точки продаж страховых услуг, иметь простой и понятный способ выражения для основной массы потенциальных клиентов.

Оформительский фон не должен довлеть и преобладать над информационно-рекламной составляющей, а количество акцентов должно быть ограничено. При этом никакая ориги­нальность композиционных решений не должна идти во вред удобству и комфорту клиен­та. Передавая внутренний смысл и основное содержание страхования, необходимо доби­ваться, чтобы атмосфера офиса страховщика формировала у клиентов ощущения внутрен­него спокойствия, надежности и уверенности в завтрашнем дне.

Разделяя подходы и взгляды А. Веллхоффа, Ж.-Э. Массона1, степень и направления воздействия инструментов мерчандайзинга2 на потребителя применительно к сфере стра­хования можно предложить в следующим образом систематизированном виде (табл. 1).

______________

1 Веллхофф Ален, Массон Жан-Эмиль. Мерчандайзинг: эффективные инструменты в управлении товарными категориями. М.: Изд. Дом Гребенникова, 2004. С. 38 - 101.

2 Мерчандайзинг - деятельность, направленная на обеспечение максимально интенсивного продвижения товара на уровне розничной торговли, является составной частью маркетинга.

Таблица 1

Статус потенциального

потребителя страховых услуг

Количественный показатель

(в  %)

Элемент воздействия на потенциального потребителя

Реакция потенциального

потребителя страховых услуг

Цель использования дополнительных инструментов страхового мерчандайзинга

Житель

100

Значение окружения (зоны)

Проходит мимо офи­са страховщика, не обращая внимания

Повысить внешнюю привлекательность и наружное оформле­ние офиса

Прохожий

65

Восприятие наруж­ной рекламы и вне­шнего вида офиса

Обращает внимание на наружную рекла­му и оформление офиса

Сделать более яркой и информативной наружную рекламу и указатели

Предполагаемый клиент

42

Оценка привлека­тельности, отделки внутреннего поме­щения, комфорта и сервиса

Решает зайти в офис страховой компании

Создать дополни­тельные удобства для посетителя. Повысить профес­сионализм персона­ла офиса

Статус потенциального

потребителя страховых услуг

Количественный показатель (в  %)

Элемент воздействия на потенциального потребителя

Реакция потенциального

потребителя страховых услуг

Цель использования дополнительных инструментов страхового мерчандайзинга

Потенциальный клиент

23

Наличие страхового интереса (потребно­сти, желания)

Выслушивает пред­ложения по страхо­ванию, задает вопро­сы по условиям и порядку оформле­ния, размышляет над необходимостью по­купки полиса

Наглядно оформить получаемые клиентом вы­годы и преимущества. Обеспечить высокий уровень кон­сультирования и сер­виса.

Покупатель страхового полиса

17

Сравнение предла­гаемых вариантов страхования, оценка предлагаемых усло­вий и своих финан­совых возможно­стей

Принимает решение о покупке страхово­го полиса

Добиться быстроты оформления, качества обслуживания. Вручить сувенир и памятку страхователю, купившему страховой полис

Постоянный страхователь

4

Обращение в офис только данной стра­ховой компании

Продлевает дей­ствующие и прио­бретает новые поли­сы по другим видам страхования

Поддержать постоянный контакт, информировать о новых продуктах, пре­доставлять скидки и преимущества. Обслуживать в удобное время или на дому.

Большего внимания, чем это обычно принято, достойны вопросы оформления вывесок и внешних указателей. Эти атрибуты часто являются первым средством контакта клиента с брендом и корпоративным стилем страховщика. А при неудачном их оформлении это может стать и последней встречей потенциального потребителя страховых услуг с представителями страховой компании. Для размещения названия офиса страховой компании обычно используют фасад здания или козырек (навес) над входом. Вывески могут изготавливаться из различных материалов, а также с использованием элементов подсветки для лучшего восприятия в темное время суток. Стиль и оформление вывески должны отражать корпоративный (внутрифирменный) подход, способствовать пози­тивному восприятию бренда и формированию имиджа компании, а также вписываться в архитектурный облик самого здания и окружающих строений. Как правило, на такой вывеске размещается логотип страховой компании. Необходимо следить за тем, чтобы вывески всегда находились в чистом и опрятном виде. Поддержание их в достойном виде требует внимания и ухода со стороны персонала офиса.

Стиль и оформление вывески должны отражать корпоративный (внутрифирменный) подход, способствовать позитивному восприятию бренда и формированию имиджа компании, а также вписываться в архитектурный облик самого здания и окружающих строений.

Очень важно следить за правильным размещением наружных рекламных материалов. Под наружной рекламой мы понимаем весь спектр средств, приемов и способов передачи информации, рассчитанных на визуальное восприятие потенциальных клиентов. Основная задача наружной рекламы яркостью красок, информативностью текста, усиленными цветосветовыми эффектами, привлечь внимание прохожих и будущих страхователей и побудить их зайти в офис страховой компании.

Таблица 2

 

Средства наружной рекламы

Краткое описание

Предназначение и способы использования

Указатели

Выполняются из различных материалов и могут иметь самую разную форму и размеры

Предназначаются для указания на­правления движения к офису стра­ховой компании. Обычно содержат название компании, указатель направления (стрелку) и расстояние до входа в офис. Выполняются в корпоративном цвете. Могут иметь подсветку для темного времени суток

Штендер

Выносная (уличная) мобильная кон­струкция с одной или несколькими рекламными площадями («раскладушка»). Может иметь разборную конструкцию. Обычно средний размер - 0,8 х1,5 м

Устанавливается непосредственно у входа в офис страховой компании или на пересечении улиц в качестве информационно-рекламного указателя. Может устанавливаться внутри зданий, чтобы выделить место рас­положения точки продаж страховых услуг

Световые короба и панели

Специальные короба с одно- или двусторонней светопропускающей поверхностью и внутренним источ­ником света. Могут быть любой гео­метрической формы и любых раз­меров

Обычно размещаются вдоль наибо­лее оживленных транспортных ма­гистралей и пешеходных потоков. Размещаемая информация должна быть краткой, понятной, призываю­щей к действию. Размер шрифта рассчитывается для возможности чтения с расстояния 10-15 м

Панель-кронштейн

Представляет собой световой короб небольших размеров, предназначен­ный для крепления на зданиях и опорах уличного освещения пер­пендикулярно направлениям движе­ния основного потока пешеходов и транспорта.

Дает возможность разместить реклам­но-информационную продукцию с двух сторон. Может быть с внутрен­ней подсветкой и без нее. Чаще ис­пользуется для размещения наибо­лее общей информации, слогана или девиза. Размещается на высоте 2,5-4 мот уровня земли

Баннеры и баннерные растяжки

Полотна из различных материалов и разных размеров для размещения различной информации и рекламы. Размещаются поперек улиц, на фаса­дах зданий, на наружных огражде­ниях и т. д.

Обычно содержат оперативную ин­формацию о конкретной акции стра­ховой компании и сроках ее прове­дения, сезонных продажах страховых услуг (страховке для от­дыхающих за рубежом, страховке от укуса клеща и т. п.).

Брандмауэры

Рекламные виниловые панно разме­ром от 1 до250 кв. ми более, разме­щаемое на стенах зданий

Размещаются в районах компактного проживания потенциальных клиен­тов с учетом транспортных и пеше­ходных потоков. Обычно в темное время дополнительно освещаются, образуя яркое и красочно цветовое информационное «пятно». Для раз­мещения предпочтительнее «глу­хие» торцевые стены зданий

Биллборд

Щитовая (магистральная) реклама. Размеры могут быть различными. Наиболее популярны размеры 3 х б м и 3 х12 м

Традиционный и сравнительно не­дорогой вид наружной рекламы. Устанавливаются обычно на самых оживленных улицах и трассах. Мак­симальный эффект достигается ком­плексным воздействием и повтором рекламных щитов. Информацион­ные, как правило, обе стороны щита, при этом одна из них является лице­вой частью. В темное время суток обычно подсвечивается. Реклама хорошо воспринимается на расстоя­нии 30-50 м

Лайт-бокс

Световой рекламный плафон или короб из светопропускающих мате­риалов и с внутренней подсветкой для темного времени суток

Наиболее эффективен в местах ско­пления людей, например, на оста­новках общественного транспорта. Наилучшим образом подходит для размещения имиджевой инфор­мации о страховой компании. Рек­ламный текст должен быть прост, понятен и рассчитан на восприятие с расстояния 10-15 м

Объемные буквы

Могут быть из светопропускающих материалов с внутренним источни­ком света, из люминесцентных ламп или других материалов с использо­ванием внешней подсветки. Разме­ры от десятков сантиметров до нескольких метров

Обычно располагаются на крышах зданий и чаще всего обозначают название страховой компании

Онинг

Наружная вывеска на козырьке (навесе) передвижной или стацио­нарной точки продаж страховых ус­луг, надпись на тенте в месте продаж. Козырек на здании иногда называют «маркизой

 

».

В рекламных целях может использо­ваться навес над входной группой или окнами, козырек над входом. Обычно содержит название страхо­вой компании и наиболее общую информацию. Например, «Все виды страхования». В зависимости от ис­пользуемых материалов может опе­ративно обновляться

Существует несколько общих правил, которыми пользуются практически все страховые компании, когда устанавливают стандарты размещения своих рекламных материалов. Они должны:

  • · по возможности находиться непосредственно около точки продажи указанного страхового продукта либо по ходу к ней;
  • · быть хорошо видны любому посетителю офиса;
  • · быть актуальными (материалы конкретной рекламной кампании уста­навливаются в начале проведения кампании и изымаются по ее оконча­нии).

Главное правило эффективного страхового мерчандайзинга заключается в том, что он должен быть результатом совместных усилий страховщика, страховых и нестраховых посредников, а также самого страхователя, являющегося потребителем страховых услуг.

Главное правило эффективного страхового мерчандайзинга заключается в том, что он должен быть результатом совместных усилий страховщика, страховых и нестраховых по­средников, а также самого страхователя, являющегося потребителем страховых услуг. Для изучения мнения посредников и клиентов, их восприятия внутриофисного оформления и рекламы используются различные приемы - опросы, анкетирование, интервью и др.

Стиль оформления интерьера - деловой

Все офисное пространство можно разделить на отдельные зоны исходя из их предназна­чения. Каждая из зон в зависимости от планировки помещения и наличия свободных площадей может размещаться в одном помещении или располагаться отдельно. Обычно в офисе страховой компании выделяют следующие зоны (помещения): входная зона, клиентская зона (комната посетителей), функциональная зона (возможно разделение на фронт-офис и бэк-офис), переговорная зона, кассовая зона, бытовая зона и техническая зона. Как правило, имеются две наружные зоны вблизи офиса - парковочная и зона осмотра транспортных средств. Рассмотрим некоторые из этих зон более подробно. Зона входа может включать ресепшн, а также место или помещение для размещения охраны (при необходимости). Одна или несколько функциональных зон, объединенных в одну технологическую цепочку, должны располагаться, по возможности, рядом или размещаться в смежных помещениях.

Размещение рабочих мест персонала осуществляется с учетом заранее составляемых технологических маршрутов, позволяющих упорядочить и сократить излишние переме­щения клиентов внутри офиса. Для этого должны быть рационально размещены рабочие места консультантов, которые обычно располагаются в начале технологической цепочки - на входе или за стойкой ресепшн. В небольших офисах эти функции часто выполняет секретарь или офис-менеджер. Расчетно-кассовый узел должен располагаться в удобном месте как для приема страховых платежей, так и для осуществления выплат. Психологически правильнее было бы разделить места продаж страховых продуктов и осуществления выплат (урегулирования убытков). Причина, думается, понятна - один не удовлетворенный чем-либо клиент способен негативно повлиять на принятие решения о покупке страхового полиса сразу нескольких потенциальных страхователей, пришедших в офис компании. Если эту работу нельзя по каким-либо причинам организовать в различных помещениях, то надо хотя бы постараться сделать разные входы в места продаж и выплат.

Стиль оформления интерьера офиса  страховой  компании должен создавать атмосферу делового сотрудничества и обстановку для сосредоточенной, плодотвор­ной работы.

Для обеспечения комфортной работы персонала необходимо учитывать влияние естественных световых потоков. Для защиты от проникающих лучей солнца, вызывающих блики на экранах мониторов и затрудняющих работу сотрудников, применяются раз­личного вида жалюзи и шторы. Желательно, чтобы условия размещения рабочих мест по­зволяли в светлое время суток максимально использовать естественное освещение. При необходимости выделения отдельных рабочих мест в обособленные зоны используются декоративные перегородки. Применение эффективных систем искусственного освещения и кондиционирования воздуха позволяет повысить работоспособность персонала. При создании системы искусственного освещения обычно используются все виды световых потоков - точечный, прямой, рассеянный и отраженный свет. При этом учитывается, что освещение существенно меняет цветовые ощущения и влияет на пространственное восприятие людей. Поэтому в известном смысле требуется определенная световая режиссура.

Стиль оформления интерьера офиса страховой компании должен создавать атмосферу делового сотрудничества и обстановку для сосредоточенной, плодотворной работы.

Страховые операции и действия персонала требуют максимального внимания и само­контроля при оформлении документов. Оформление интерьера офиса - отличная возможность продемонстрировать успешность деятельности страховой компании. По­этому чаще всего используется классический стиль оформления офиса с применением ка­чественных, чаще натуральных отделочных материалов. Интерьеры в стиле модерн и хай-тек страховщиками используются редко.

Иногда технология оформления тех или иных страховых документов предполагает некоторое время ожидания для клиента. Надо предусмотреть и такой вариант, оборудовав место для ожидания. Это может быть отдельная комната или журнальный столик с удобными креслами или стульями. Здесь же можно разместить рекламные буклеты и предложения по страхованию, страховые и иные периодические издания. Если позволяют условия, то для этих целей оборудуется специальная клиентская зона.

По мнению Р. Колборна3, к основным категориям дизайна в мерчандайзинге относятся баланс, красота, композиционная линия, цвет и текстура. Он выделяет две формы композиционного баланса:

  • · формальный баланс, когда элементы, призванные привлечь внимание посетителей, располагаются симметрично и тем самым формируют впечатление некоторой статичности композиции;
  • · скрытый баланс, когда элементы разного размера и степени важности размещаются вокруг центра на разном расстоянии для создания ощущения динамики.

Помимо функциональности и композиции необходимо, чтобы оформление точки продаж выглядело гармонично и красиво. Важное место в дизайне занимает композиционная линия, которая может заключаться в данном случае в создании видимых линий путем различных способов размещения офисной мебели, рекламных и выставочных стендов и стоек, а также декоративных элементов отделки и оформления помещения. Нельзя за­бывать о создании фокусной точки восприятия наиболее значимой информации о продвигаемых страховых услугах - она должна располагаться таким образом, чтобы вни­мание посетителей непроизвольно и в течение достаточно длительного времени концентрировалось именно на этих предметах. Акцент на определенных композиционных элементах внутриофисной рекламы позволяет устранить чрезмерную монотонность и официальность в дизайне точки продаж. Дизайн офиса страховой компании - это ху­дожественное конструирование и оформление пространства и помещений. Крупные страховые компании обычно предпочитают единый фирменный стиль и корпоративный дизайн оформления интерьеров всех офисов и точек продаж. Пейзажные и архитектурные мотивы, прямо не связанные с темой страхования, придают ощущение композиционной завершенности и служат отличным фоном. Возможно и стилизованное оформление с учетом местных традиций или, например, тематическое оформление композиции, рассказывающей об истории возникновения и развития страхования. Для этого подойдут рисунки или фотографии в любом стиле, а также цветные копии страховых полисов, свидетельств, муляжи страховых досок и знаков.

___________

3 Колборн Роберт. Мерчандайзинг / Пер. с англ. И. О. Черкасовой. СПб.: Изд. Дом «Нева», 2002. С. 82 - 87.

Баланс в цветовых решениях

Большое значение в мерчандайзинге имеют дизайнерские решения и цветовое оформле­ние. Язык цвета появился задолго до рождения вербального языка. Его отличительная черта - подвижность семантических значений, то есть один и тот же цвет может вызывать у различных людей разные эмоциональные реакции и переживания.

Размещение рабочих мест персонала осуществляется с учетом заранее составляемых технологических маршрутов, позволяющих упорядочить и сократить излишние перемещения клиентов внутри офиса.

Цвет - это первое, на что обращает внимание посетитель, заходя в офис страховой компании. Он является одним из важных инструментов дизайна. Более того, цвет стано­вится существенным фактором воздействия на внимание и поведение потребителя в точке продаж страховых услуг, позволяет в нужном направлении влиять на активизацию его познавательных ресурсов. Цвет действует сам по себе и часто формирует общие для многих людей ассоциации и оказывает воздействие на внутреннее состояние. Вместе с тем цвет психологически и эмоционально субъективен. Давно замечено, что сфера эмоционального восприятия тяготеет к полихромии, а рационального - к монохромии. Цветовая гамма активно воздействует на чувства и мысли людей. Проведенные иссле­дования показали, что 80 % цветового воздействия приходится на нервную систему человека и только 20 % воспринимается через органы зрения.

Свет и цвет в природе тесно связаны между собой. При отсутствии света у человека не возникает цветовых ощущений. В природе часть материальных объектов являются источником естественного или искусственного света, а абсолютное большинство объектов, отражая некоторое количество падающего на них света, большую часть его просто поглощают. Зрительное восприятие света человеком является реакцией на воз­действие стимула интенсивности (воспринимается нами как яркость света) и длины электромагнитной волны (собственно свет). Таким образом, то, что мы субъективно вос­принимаем как свет и цвет, зависит от индивидуальной чувствительности зрительной системы человека. Из школьного курса физики каждый помнит, что длина видимого спектра находится в пределах от приблизительно 360 нм (фиолетовый свет) до 750 нм (красный свет). Волны меньшей длины (ультрафиолетовый свет) невидимы для глаза человека, как и более длинные волны - инфракрасный свет. Впрочем, инфракрасный свет воспринимается уже другими органами чувств человека и часто ощущается нами как тепло.

Цветовые решения широко используются в бренде и рекламе практически всех страхо­вых компаний. Например, СК «РОСНО» отдает предпочтение бордово-вишневому цвету, «Согласие» - оранжевому, «РЕСО-Гарантия» - темно-зеленому, а «Россия» - светло-синему. У некоторых страховщиков фирменные цветовые решения совпадают - темно-синий цвет является корпоративным у Ингосстраха, «СОГАЗа» и «УралСиба». Красно-кирпичный цвет используют московская страховая компания и «АльфаСтрахование».

О воздействии цвета на ощущения и внутренний мир человека задумывались издавна. С точки зрения профессионального дизайна цветовые ощущения человека можно классифицировать по трем основным характеристикам: это - оттенки, светлота и насы­щенность. Оттенок - это характеристика, которая разделяет синий, зеленый и красный цвета и в то же время объединяет темно-оранжевый, оранжевый и светло-оранжевый. Этот термин очень близок к тому, что мы подразумеваем под словом «цвет» в повседневной жизни. Оттенки меняются с длиной волны. Светлота - это характеристика, благодаря которой отличают черный цвет (низкая светлота) от белого (высокая светлота) и множество разновидностей серого между ними. Черный, белый и все серые цвета - это ахроматические цвета; у них нет оттенка. Но светлота - это характеристика и хро­матических цветов (пурпурный, красный, желтый и т. д.). Насыщенность - это чистота цвета, показатель его  «хроматичности». Чем больше серого (или черного, или белого) примешано к цвету, тем менее он насыщен4.Светлые цвета часто называют оттенками или пастельными тонами. Темные цвета называют приглушенными. Нужный тон и светлота на практике достигаются путем смешивания оригинального цвета с черным или белым.

Цветовые решения широко используются в бренде и рекламе практически всех страховых компаний. Например, СК «РОСНО» отдает предпочтение бордово-виш­невому цвету, «Согласие» - оранжевому, «РЕСО-Гарантия» - темно-зеленому, а «Россия» - светло-синему.

Обычно в оформлении точки продаж страховых услуг преобладающим является какой-либо один из цветов, называемый в этом случае доминантным. В этих целях может использоваться корпоративный цвет, если он на уровне психологии восприятия не вызывает отторжения или дискомфорта у посетителей. Оформительская радуга должна учитывать основной тип потенциального клиента и ориентироваться на выбранные сегменты страхового рынка. Если основная клиентская группа - это молодые люди, то предпочтение следует отдать «теплой» цветовой гамме с преобладанием цветов актив­ности и энергии (красного, оранжевого, желтого). Люди старшего возраста предпочитают более темные и «приглушенные» цвета и оттенки. Поэтому, выбирая те или иные цвета для оформления офиса, мы заранее настраиваем на определенный лад волны ощущений будущих посетителей. Если рассматривать цвет одежды в качестве символического языка общения человека с окружающим миром, то цветовую гамму интерьера офиса страховой компании можно представить как многоголосый разговор одновременно с каждым посетителем.

В оформительской практике следует учитывать, что темные цвета создают эффект приближения объекта. Крупные предметы, окрашенные в темный цвет, всегда выглядят и воспринимаются меньшими по размерам, чем на самом деле. Различные вариации в этом направлении позволяют значительно изменять внутренний облик помещения. При этом заранее как-то подстроиться под идеального посетителя практически невозможно, поскольку каждый человек имеет определенные цветовые пристрастия, и они довольно редко меняются. Хотя некоторые цветовые предпочтения, связанные с возрастом посетителей, можно учесть заранее. Юные потребители предпочитают яркую, на­сыщенную палитру, в то время как взрослые люди обычно предпочитают приглушенные цветовые тона. Поскольку страхователи и потенциальные клиенты - это в абсолютном большинстве взрослые люди, то и при оформлении внутреннего дизайна точки продаж надо исходить из цветовых и тоновых предпочтений этой целевой клиентской группы.

Влияние цвета на восприятие страхователя

Цветовым тоном называют сам цвет во всех его вариациях интенсивности и насыщенности - от самых темных до предельно светлых оттенков. Взяв за основу первичную чистоту цвета и необходимость смешения с другими цветами для получения необходимого цвета, можно все их разделить на три большие группы:

  • · первичные (базовые) цвета, которые существуют самостоятельно и для получения которых не требуется смешивать какие-либо другие цвета. К ним относятся три цвета - красный, синий и желтый;
  • · вторичные цвета - это те, которые получаются от смешения двух первичных цветов. Например, красный и синий дают пурпурный цвет, красный и желтый - оранжевый и т. д.;

__________

4 Глейтман Г. и др. Основы психологии / Пер. с англ.; Под ред. В. Ю. Большакова, В. Н. Дружинина. Спб.: Речь, 2001.


  • · третичные цвета получают путем смешения равных долей первичных и вторичных цветов. В результате получают сложные цветовые гаммы - красно-оранжевый, желто-зеленый, желто-оранжевый и др.

Швейцарский психолог М. Люшер, изучавший влияние цвета на психику человека, отмечал, что желто-красные тона вызывают чувство взволнованности и активности. Серые и синие цвета, наоборот, действуют успокаивающе. Фиолетовый цвет формирует тревожность и агрессивный настрой. Белый цвет символизирует чистоту и порядок, а ко­ричневый - стабильность и реалистичность. Дизайнеры и оформители обычно работают с пятью цветовыми семействами: красным, желтым, зеленым, синим и нейтральным. При этом к нейтральному цветовому семейству относят бежевый, коричневый, черный, белый и сланцевый цвета. Как отмечает Р. Колборн, в справочно-наглядных целях оформителями и дизайнерами часто используется так называемый цветовой круг, на котором сверху располагается гамма красного цвета, а все остальные цвета распределены по часовой стрелке. Хроматическое распределение получается в результате спектрального раз­мещения цветовых тонов. Есть и другие подходы для определения степени воздействия цвета на человека. В таблице 35 приведены варианты воздействия цвета на психику и восприятие человека.

Относительно формулировок, в виде которых оценивается то или иное воздействие цвета на психику человека, можно спорить и рассуждать, но что касается факта и направ­ления такого воздействия, то, на наш взгляд, они отражают объективные процессы.

В зависимости от цветовой среды, например, существенно меняются тепловые ощущения человека. В комнате, окрашенной в сине-зеленый или синий цвет, кажется холоднее на 3-4 градуса, чем в комнате с такой же температурой, но окрашенной в оранжевый цвет или цвет охры6.

На восприятие цветовых решений существенно влияет степень и сочетание контрастности используемых цветов и их оттенков. Это необходимо учитывать в практике страхового мерчандайзинга. На рисунке 1 представлена смысловая трактовка звучания основных разновидностей цвета при отображении основных и второстепенных цветовых контрастов. В некоторых работах по мерчандайзингу такой способ схематического изображения основных и второстепенных контрастов носит название «треугольников Делакруа». Три цвета образуют самые сильные контрасты друг с другом: желтый - красный - синий. На рисунке они изображены в виде вершин выделенного треугольника.

Таблица 3

 

Цвет

Воздействие цвета на человека при расположении этого цвета

 

 

вверху

на боковых поверхностях

внизу

Оранжевый

Оберегает, концентрирует внимание

Согревает, обволакивает

Обжигает

Коричневый

Прикрывает, тяжелит

Производит впечатление

землистости, вещественности

Вселяет уверенность

Голубой

Создает впечатление легкости, дружественности, неба

Охлаждает, отчуждает

Создает удобство для хождения

Желтый

Облегчает, веселит

Возбуждает

Приподнимает

_________

5 Грачев Н. Н. Психология инженерного труда: Учеб. пособие. М.: Высшая школа, 1998. С. 317.

6 Там же. С. 38.

Рис. 1. Схематическое отображение основных и второстепенных цветовых контрастов

Несколько более слабые контрасты дают сочетания оранжевого, фиолетового и зеленого. На рисунке представлены также в виде треугольника, но со сторонами, обозначенными пунктирными линиями. Принцип контрастности применим не только к спектральным цветам, но и к смешанным, но там он работает менее интенсивно7.

На основе психометрического подхода к изучению цветовой среды в 1967 году в Швед­ском центре цвета была разработана «Естественная цветовая система», позволяющая определять влияние цвета на эмоциональную составляющую психики человека (табл. 4).

Другой важный фактор - это внутренний дизайн и необходимый уровень комфортности пребывания потенциального страхователя в точке продаж. Поэтому площадь помещения точки продаж должна быть рассчитана на ежедневную посещаемость клиентов чуть выше средней и иметь необходимое количество мебели для посетителей.

Таблица 4

Темные цвета

Светлые цвета

Цвет

Ощущение

Цвет

Ощущение

Синий

Фиолетовый

Пурпурный

Холод

Тяжесть

Величие

Оранжевый

Желтый

Желто-зеленый

Тепло Легкость

Привлекательность

Средние цвета

Зеленый

Покой

Красный

Бодрость

____________

7 Канаян К., Канаян Р. Мерчандайзинг. М.: РИП-холдинг, 2002. С. 203.

Необходимо иметь удобные места для заполнения документов и бланков.

Чувство меры и композиционная завершенность

Информационно-рекламное оформление точки продаж является важным направлением страхового мерчандайзинга. Основные по силе психологического воздействия контрасты должны работать вместе с основными информационными элементами. Это означает, что основные информационные элементы должны использовать наиболее сильные контрасты и представлять собой единую группу рекламно-наглядных материалов, чтобы концентрировать внимание клиента.

Информационно-рекламное оформление точки продаж является важным направлением страхового мерчандайзинга. Основные по силе психологического воздей­ствия контрасты должны работать вместе с основными информационными элементами.

 

Дробный фон или мелкие изобразительные элементы могут отвлекать и рассеивать внимание потребителя, затрудняя восприятие основного содержания.

Для определения тонального решения необходимо разбить цветовое поле на три основные группы тонов:

А - самые светлые тона;

Б - средние (и (или) основные);

В - самые темные тона.

Отсутствие выраженного композиционного центра, соподчиненности, четко прос­матриваемой структуры и осмысленной динамики тональных пятен безошибочно указывают на слабый дизайн. В этом случае требуются коррективы.

Должна учитываться сочетаемость и взаимовлияние цвета и формы. Светлые объекты кажутся ближе и крупнее, чем темные. Объекты теплых тонов воспринимаются ближе, чем такие же объекты холодных цветов. Изменяющаяся толщина и цвет линий могут придать им выразительный и энергичный характер.

Приведем некоторые практические рекомендации по разработке страховой рекламы, которые могут быть полезны в работе продавца страховых услуг.

1. Разумно используйте цветовую палитру.

Не обязательно делать цветным каждый рисунок или текстовый блок.

Не стоит «раскрашивать» уже имеющееся рекламное объявление.

2. Объединяйте материалы из разных средств рекламы.

Если дается реклама в разных источниках, то используйте образцы этих объявлений, чтобы создать интегрированный маркетинговый подход.

Опасайтесь скучных страховых реклам.

Используйте необычные формы, для того чтобы отвлечь внимание от ваших конкурентов. Посмотрите, как оформлено большинство рекламных материалов и объявлений, - и сделайте по-иному.

4. Где это возможно, используйте иллюстрации.

Визуальные образы привлекают взгляд. Избегайте устаревших, несовременных картинок и фотографий, если только это не является элементом корпоративного стиля.

5. Оставляйте больше свободного пространства.

Перегруженные текстом или иллюстрациями сообщения не привлекают внимания. Слова, вокруг которых есть свободное пространство, будут скорее прочитаны.

6. Всегда помните, что хорошая страховая реклама должна способствовать увеличению продаж страховых продуктов, а не только привлекать внимание потенциальных страхователей яркостью своего оформления или изысканностью рекламного текста. Главная цель - рост и рентабельность продаж.

Шире используйте средства внутренней рекламной полиграфии: плакаты, в том числе самоклеящиеся; листовки; наклейки; мобайлы (подвесные макеты); воблеры (от англий­ского wobble - колебаться, качаться) на подвижной ножке, которая одним концом крепится к поверхности; муляжи - увеличенные или в натуральную величину копии полисов, лицензий и т. п.; флажки, вымпелы, гирлянды и другие средства наглядности. При этом следует помнить о том, что наиболее востребованными сейчас являются оформительские стили, подчеркивающие лаконичность и завершенность форм, сочетающие в себе многофункциональность, эргономичность и практичность.

Настенные информационные стенды должны располагаться так, чтобы основной текст находился на высоте глаз человека среднего роста. Основную по смыслу и содержанию информацию необходимо располагать в центре стенда, распределяя остальные тексты по степени их важности - от центра к краям.

 

Настенные информационные стенды должны располагаться так, чтобы основной текст находился на высоте глаз человека среднего роста. Основную по смыслу и содержанию информацию необходимо располагать в центре стенда, распределяя остальные тексты по степени их важности - от центра к краям. Информация о сопутствующих и дополняющих страховых услугах должна располагаться рядом с информационным блоком, посвященным основной страховой услуге. Например, продвигая услуги по страхованию КАСКО, рядом логично расположить предложения по обязательному и добровольному страхованию гражданской ответственности автовладельцев.

Хорошим подспорьем в оформлении интерьера страхового офиса могут стать живые цветы и коллажи из сухих растений. Флористический коллаж снимает напряжение, при­дает уют и завершенность всей дизайнерской композиции.

Удачно вписываются в интерьер офиса специально подобранные картины и крупнофор­матные фотографии. Представленные вниманию посетителей в тонких стильных рамках дипломы, благодарности, сертификаты и лицензии страховой компании формируют имидж, подчеркивают надежность, выделяют высокий профессионализм персонала и приз­нание заслуг со стороны деловых партнеров и коллег по профессиональному сообществу.

Маркетинг отношений - одно из современных направлений маркетинга. Маркетинг отношений требует нетрадиционных подходов к разработке новых страховых продуктов. Обычно это делает страховщик, но гораздо эффективнее, когда это делается вместе с потенциальным потребителем. Например, на основе партнерских отношений с крупными клиентами, в том числе корпоративными, можно создавать совместные подразделения или рабочие группы для этих целей. Хорошим подспорьем может стать проведение маркетинговых исследований по изучению потребительских ожиданий и предпочтений. Результаты обсуждения новинок страховых продуктов на встречах с экспертами и в фо­кус-группах позволяют своевременно устранять недочеты и максимально адаптировать предлагаемую страховую услугу к потребностям потенциального страхователя.

План по реализации выбранной модели страхового мерчандайзинга может быть осу­ществлен только в том случае, если он учитывает интересы всех участников процесса продаж и при этом ставит во главу угла потребности и нужды потребителя страховых услуг.

Определенное значение при этом имеет осуществляемый маркетинг каналов продаж (Trade Channel Marketing). Кластер потребительского поведения (Con­sumer Activity Cluster) - первый уровень классификации розничных клиентов (физических лиц) - это группа точек продаж страховых услуг, в которых поведение потенциальных страхователей примерно одинаково.

Канал продаж (Trade Channel) - дальнейшее разделение кластера - группа торговых точек, в которых страхователям предлагается похожий ассортимент страховых продуктов и уровень сервиса, а также одинаковый метод продаж. Каналы продаж могут далее разделяться на подканалы, если страховой компании необходима более точная информация о группах розничных клиентов, с которыми она работает.

На наш взгляд, существует три основные причины, согласно которым страховые компании нуждаются в распределении всех розничных клиентов по конкретным каналам продаж страховых и сопутствующих услуг:

- Повышение эффективности маркетинговых стратегий продвижения страховых брендов и конкретных (как правило, новых или перспективных) страховых продуктов.

- Потребность в различных уровнях сер­виса и ассортимента дополнительных (сопутствующих) для каждого канала продаж.

- Внедрение в практику работы стандартов страхового мерчандайзинга.

Основой для распределения торговых точек по каналам продаж страховых услуг служат:

•  потребности страхователей - конечных потребителей страховой продукции;

Рис. 2. Организационные изменения, характерные для маркетинга страховых взаимоотношений

• потенциальные возможности, место расположения и специфика работы конкретной точки продаж страховых услуг;

• деятельность конкурентов в примыкающих сегментах и нишах страхового рынка, а также вблизи точек продаж страховых услуг;

• работа точки продаж в зонах действия других страховых компаний.

Одно из важнейших положений страхового мерчандайзинга - это удовлетворение по­требительского спроса как по ассортименту, так и по качеству предоставляемых компани­ей страховых услуг. Эффективно используя методы и приемы страхового мерчандайзинга, можно существенно увеличить поступления от точек продаж, если свойства страхового продукта, дополнительные и сервисные услуги, прилагаемые к нему, рассчитаны на удовлетворение возрастающих потребностей в страховой защите. Этому во многом должен способствовать позитивный образ точки продаж страховых услуг, являющийся результатом эффективного использования инструментария страхового мерчандайзинга и маркетинга территорий. Профессионально оформленный интерьер, современный дизайн офиса страховой компании, учитывающий и использующий все факторы психоло­гического, эмоционального воздействия на поведение потенциального страхователя, способствуют повышению рентабельности страхового бизнеса. При этом цвет, деловая радуга оформления офиса определяют креатив визуального мерчандайзинга, выступают в роли генератора настроения клиентов, привлекая и концентрируя внимание на про­двигаемых страховых продуктах. В этих случаях страховой мерчандайзинг выступает в роли своеобразного «языка общения» между формой, содержанием и атмосферой офиса страховой компании и покупательским настроением и поведением потенциального страхователя.

Эффективно используя методы и приемы страхового мерчандайзинга, можно суще­ственно увеличить поступления от точек продаж, если свойства страхового продукта, дополнительные и сервисные услуги, прилагаемые к нему, рассчитаны на удовлетворение возрастающих потребностей в страховой защите.

Страховой продукт покупается с целью удовлетворения определенных потребностей кли­ента. Поэтому комбинация методов направленного воздействия на покупателя в точке продаж должна применяться с целью оказания влияния на его решение о приобретении той или иной страховой услуги, а также учитывать все возможности наиболее полного удовлетворения его потребностей. Повышение степени лояльности страхователя к опре­деленной страховой организации, ее бренду, конкретным страховым продуктам должно способствовать созданию благоприятного имиджа страховщика. Рыночный потенциал многих страховых компаний и современная ситуация на российском страховом рынке по­зволяют сделать это.