Ограничительные меры, введенные из-за пандемии Covid-19, нарушили глобальные цепочки поставок (global supply chains) и заставили политиков говорить о проблемах устойчивости этих цепочек и о возвращения в свои страны производства, выведенного за рубеж (так наз. reshoring). В связи с этим международная страховая компания Euler Hermes – лидер мирового рынка кредитного страхования – решила проверить, что думают об этой проблеме компании в США, Великобритании, Франции, Германии и Италии.
В этих пяти странах были опрошены топ-менеджеры 1181 компании из шести секторов – ИТ, высокие технологии и телекоммуникации, производство машин и оборудования, химическая промышленность, энергетика и коммунальные отрасли, автомобилестроение и агропродовольственный сектор. Респондентов спрашивали об их опыте, связанном с перебоями в цепочках поставок, и об их планах по повышению устойчивости этих цепочек. Опрос проводился с середины октября до начала ноября с помощью онлайн-анкеты.
Основные выводы исследования
Почти все опрошенные компании (94%) сообщили о сбоях в цепочках поставок, вызванных Covid-19. В среднем в пяти странах почти каждая пятая компания (17%) заявила о «серьезных сбоях», при этом в США этот показатель был еще выше – 26%. Наиболее пострадавшими секторами оказались производство машин и оборудования, сектор ИТ, сектор высоких технологий и телекоммуникаций, а также энергетика и коммунальные отрасли. В этих секторах о «серьезных сбоях» сообщили 25% компаний (для сравнения, в химической промышленности и автомобилестроении – 16%).
Чтобы справиться с этой кризисной ситуацией, большинство компаний (52%) прибегли к хеджированию (имеется в виду страхование, накопление запасов, поиск альтернативных решений вопроса о поставках). Компании также усилили наблюдение за функционированием своих цепочек поставок и стараются более досконально понять связанные с этим проблемы. Кроме того, компании прибегли к реорганизации цепочек поставок: четыре из каждых десяти компаний сообщили, что уже меняют некоторых зарубежных поставщиков и частично перемещают производство. В среднем 32% респондентов отметили, что для смягчения проблемы нарушения цепочек поставок они усиливают проверку своих поставщиков на предмет соответствия критериям ESG (охраны окружающей среды, социальной ответственности и корпоративного управления).
55% опрошенных компаний рассматривают вопрос о поиске новых поставщиков в ближайшие 6-12 месяцев, а 62% задумываются о такой возможности в долгосрочной перспективе. 20% компаний предпочли бы искать новых поставщиков в своей стране. Тем не менее, эксперты Euler Hermes считают, что такие результаты не свидетельствуют о конце эпохи поставок из Китая. Судя по ответам респондентов, китайские поставщики сохраняют популярность, что, вероятно, объясняется желанием компаний найти более эффективные по затратам решения в сложившихся условиях высокой неопределенности и после беспрецедентного шока. Стремление «повысить прибыльность» является самой часто называемой причиной поиска нового поставщика.
Означает ли пандемия Covid-19 начало конца глобализации? Не спешите с выводами: пока лишь менее 15% опрошенных компаний рассматривают возможность возвращения в свои страны производства, выведенного за рубеж (reshoring). Но около 30% компаний выступают за перемещение производства поблизости к границам своей страны (nearshoring), особенно если их страна и соседние государства состоят в таможенном союзе или связаны соглашением о свободной торговле. Респонденты называли разные причины подобного выбора: их объяснения варьировались от желания найти поставщиков, обеспечивающих более высокое качество, увеличить оборот и повысить прибыльность до стремления сократить задержки поставок и лучше управлять запасами. Треть французских компаний заявляют о желании создавать рабочие места у себя дома.
Что это значит для мировой торговли? Стратегии, призванные обеспечить устойчивость цепочек поставок, будут многогранными. Решения компаний о налаживании своих цепочек поставок будут определяться традиционными соображениями, такими как производственные затраты, вопросы качества и транспортировки, инвестиционные расходы. Например, 40% опрошенных компаний в случае возвращения производства из-за рубежа намерены переложить увеличившиеся затраты на плечи клиентов. Размещение производства в нескольких странах (multi-shoring) также стоит на повестке дня. При этом компании, похоже, обеспокоены еще и экологическими рисками: они заявляют о возможной тщательной проверке своих цепочек поставок и сокращении тех из них, которые не соответствуют критериям ESG (охраны окружающей среды, решения социальных вопросов и корпоративного управления).
Что это значит для политиков? Правительства должны играть роль в повышении устойчивости своих отечественных цепочек поставок. Но чудодейственного средства для достижения этой цели не существует: в ходе опроса представители компаний называли разные политические меры, что подчеркивает многогранный характер международного производства. В Великобритании наглядно проявляются те опасения по поводу цепочек поставок, которые связаны с Брекзитом, поскольку 51% опрошенных британских компаний упоминают соглашение о свободной торговле с ЕС в числе трех основных мер, призванных повысить устойчивость цепочек поставок. Во Франции компании делают упор на гибкости рынка труда и инвестициях в НИОКР для защиты положения своей страны в глобальных цепочках создания стоимости. В Италии респонденты подчеркивали важность налоговых стимулов внутри страны, чтобы повысить ее привлекательность.
Как компании справляются с перебоями в цепочке поставок после COVID-19?
Каждая вторая компания сообщила о том, что справляется с ситуацией с помощью стратегий хеджирования (страхование, накопление запасов, альтернативные решения по поставкам)
94% компаний, опрошенных нами в США, Великобритании, Франции, Германии и Италии, сообщили о нарушении своих цепочек поставок, вызванном Covid-19, причем одна из пяти сообщила о «серьезном нарушении», включая высоко оцифрованные. Американские компании выделяются тем, что 26% сообщили о «серьезном нарушении» (против 17% в среднем для других компаний); это соответствует более высокой доле ИТ - и технологических и телекоммуникационных компаний в США, которые высоко интегрированы в глобальные цепочки поставок.
Что касается секторов, то 25% компаний работают в машиностроении и оборудовании, IT, технологиях, телекоммуникациях и энергетике, а также коммунальные предприятия столкнулись с перебоями (против 16% компаний в химическом и автомобильном секторах). Региональные цепочки создания стоимости агропродовольственных товаров и их относительная устойчивость во время блокировок (как одного из немногих секторов, которые не были закрыты) объясняют, почему они были менее нарушены.
Как компании отреагировали на это нарушение? Сначала хеджируйте и контролируйте, а затем реорганизуйте и «озелените» цепочку поставок. Большинство компаний (52%) прибегали к хеджированию через страхование, накоплению запасов и поиску альтернативных решений поставок для активации в случае необходимости. Компании также активно занимались улучшением мониторинга и управления цепочками поставок. В качестве следующего приоритета следует реорганизация цепочки поставок: четыре из 10 компаний указывают, что они уже меняют некоторых зарубежных поставщиков и перемещают части своего производства. В среднем 32% респондентов указали, что они увеличивают ESG due diligence поставщиков, чтобы смягчить последствия сбоев. Американские компании приняли ESG due diligence значительно больше, чем все другие компании в выборке
Цифровизация: высоко оцифрованные компании (сообщающие о шести - восьми различных цифровых активностях) предприняли значительно больше действий по смягчению сбоев в цепочке поставок, чем менее оцифрованные (сообщающие о нулевой-двух цифровых активностях), вероятно, из-за их более высокой гибкости и проактивности, когда разразился кризис. Например, 57% высоко оцифрованных компаний использовали потенциальное хеджирования (страхование, накопление запасов и т. д.) против 43% наименее оцифрованных. Кроме того, 47% отметили, что они улучшают свое понимание своих цепочек поставок, а 39% сообщили об увеличении должной осмотрительности поставщиков (по сравнению с 33% и 14% наименее оцифрованных поставщиков соответственно).
Станет ли COVID-19 началом конца глобализации?
Перепрофилирование не поддерживается основной массой предприятий, но многие компании ищут новых поставщиков на родине и в ближайших странах, граничащих с территорией, где локализовано их производство.
На протяжении всего опроса мы спрашивали компании о (i) их поставщиках и (ii) их производственных площадках.
В ближайшие шесть-12 месяцев 55% опрошенных компаний подумывают о поиске новых поставщиков, а 62% - о долгосрочной перспективе. Но в одной трети случаев компании рассматривают возможность перемещения поставщиков в страны, которые уже входят в тройку крупнейших существующих поставщиков. Это объясняет, почему Австралия, Канада, Австрия, Бельгия, Бразилия, Испания, Дания и Индия являются одними из самых привлекательных стран дял перемещения производства.
Компании предпочли бы искать новых поставщиков на родине: в среднем 20% в нашей выборке считают это возможным, а США являются наиболее экономически «патриотичными». Тем не менее, мы находим, что это еще не конец для китайских поставщиков, которые остаются самым популярным после местных поставщиков. Это может быть связано с поиском экономической эффективности во времена большой неопределенности и после беспрецедентного шока: «повышение маржи» называют самой популярной причиной поиска нового поставщика. Только одна из пяти компаний упоминает о желании создать рабочие места на родине.
Около половины опрошенных компаний рассматривают возможность переноса своих текущих производственных площадок в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Картина более тонкая для этого решения, которое подразумевает более высокие затраты и является более стратегическим решением, чем решение искать новых поставщиков. 52% опрошенных компаний рассматривают возможность переноса своего производства в среднесрочной или долгосрочной перспективе (54%). Тем не менее, дисперсия между странами и секторами больше. Менее четырех из 10 британских компаний рассматривают возможность переноса своего производства в долгосрочной перспективе по сравнению с почти семью из 10 американских компаний. Что касается секторов, то машиностроительные компании, скорее всего, рассмотрят возможность увеличения своего производства, в то время как энергетические, коммунальные и агропродовольственные компании - наименее вероятно.
Распределение по компаниям также зависит от выборки. Существует значительно меньше немецких компаний с высокой долей производства за пределами Германии, что также может объяснить, почему более низкая доля немецких компаний рассматривает возможность перепрофилирования цепочек поставок.
Что значит производить внутри страны? 83% опрошенных компаний готовы нести более высокие затраты на производство внутри страны, но половина из них (то есть четыре из 10 опрошенных) поглотят затраты за счет своей маржи, в то время как другая половина передаст их потребителям, тем самым повысив свои цены.
В целом компании считают, что три четверти их клиентов готовы платить больше за товары отечественного производства, в основном в США (89%) и в секторах ИТ, технологий и телекоммуникаций (87%). Это убеждение меньше всего разделяют в Великобритании (65%) и химическом секторе (60%).
Что это означает для мировой торговли и политиков?
Растущий спрос на защиту и многогранная стратегия жизнестойкости - это то, что меняет правила игры после Covid-19, и правительства должны сыграть свою роль в повышении устойчивости внутренних цепочек поставок.
Традиционные вопросы, такие как издержки производства, качество и транспортировка, а также инвестиционные затраты, будут по-прежнему определять решения в цепочке поставок. Другие эксплуатационные расходы, наличие рабочей силы и навыков также довольно часто встречаются в ответах. Однако, рассматривая результаты по странам, мы отмечаем различия по всем направлениям.
В США компании относительно больше, чем в других странах, обеспокоены качеством отечественных поставщиков, если они перейдут к американскому поставщику или переориентируют свое производство (из-за смещения выборки в сторону высококонкурентных отраслей с точки зрения качества и инноваций), а также проблемами затрат.
В Великобритании и Италии, напротив, первоначальные инвестиционные затраты, по-видимому, являются основной проблемой, в то время как во Франции наличие рабочей силы и навыков вызывает большую озабоченность. Немецкие компании, похоже, больше озабочены затратами на рабочую силу. Это имеет потенциальные последствия для государственной политики. Если правительства решат стимулировать переориентацию, их политика должна быть иной.
Фактически, правительства должны играть определенную роль в повышении устойчивости внутренних цепочек поставок. Но чудодейственного лекарства не существует, и реакция компаний разделена на различные политические меры, что подчеркивает многогранное будущее международного производства.
17% компаний, не планирующих структурных сдвигов в своих цепочках поставок, отмечают, что наиболее эффективной мерой повышения устойчивости было бы налоговое стимулирование, которое помогло бы компаниям вернуть часть производства на родину и привлечь новые компании. 15% упоминают меры по повышению квалификации отечественной рабочей силы и доступу к информации о цепочке поставок и управлении рисками.
Здесь более полезно взглянуть на ответы на уровне страны. В Великобритании беспокойство по поводу цепочки поставок, связанное с Brexit, очевидно, поскольку 51% компаний упоминают соглашения о свободной торговле в своих трех главных мерах по повышению устойчивости цепочки поставок, что является самой высокой долей по всем направлениям. Для компаний во Франции, по-видимому, основное внимание уделяется гибкости рынка труда и инвестициям в НИОКР, чтобы утвердить место страны в глобальных цепочках создания стоимости. А в Италии упор делается на внутренние налоговые стимулы для повышения привлекательности.
Обзор подготовлен (публикуется в сокращении) компанией Euler Hermes («Ойлер Гермес»), которая является мировым лидером в области кредитного страхования и управления дебиторской задолженностью. Доля компании на международном рынке кредитного страхования составляет 35%, на российском – 24%. Euler Hermes входит в группу Allianz («Альянс»), крупнейшего в мире поставщика комплексных финансовых решений.
Подготовлено к публикации порталом Allinsurance.kz