22
Пт, нояб

Обзор безопасности и судоходства 2019 года

Обзор безопасности и судоходства от Allianz Global Corporate & Specialty (AGCS) посвящен ключевым событиям в области безопасности на море и анализирует потери и инциденты при транспортировке (суда более 100 брутто-тонн) в течение 12 месяцев, предшествующих 31 декабря 2018 года. Он также определяет некоторые ключевые проблемы управления рисками, которые возникают в морской отрасли.

На международную судоходную отрасль приходится около 90% грузоперевозок мировой торговли. На текущий момент около 60 000 торговых судов осуществляют перевозку всех видов грузов и обслуживаются более, чем миллионом моряков, что означает, что безопасность судов имеет решающее значение. Морская индустрия столкнулась с тем, что общее количество случаев потерь при перевозке судами свыше 100 брутто-тонн в период 2018 года составило 46 случаев, что было самым низким показателем в этом столетии. Для сравнения, в 2000 году было зарегистрировано 207 случаев общих потерь.

Количество случаев убытков в отрасли морских перевозок в 2018 году снизилось до рекордного уровня более чем на 50% в годовом исчислении по сравнению с 98 случаями в 2017 году. Снижение было вызвано значительным сокращением количества горячих точек по всему миру и уменьшением потерь, связанных с погодой, которые сократились вдвое после более года низкой активности ураганов и тайфунов. Показатель потерь в 2018 году является исключительным, по сравнению со скользящим 10-летним средним значением потерь, которое составляет 104 случая (снижение на 55%). Между тем, с 2009 года (132 случая) потери при транспортировке снизились на 65%. Совершенствование конструкции и технологии судна, усиленное регулирование и достижения в области управления рисками и безопасности способствуют долгосрочному снижению случаев потерь в этом секторе. Более надежные системы и процедуры управления безопасностью на судах также способствуют профилактике аварий, несчастных случаев и других ошибок в общих потерях.

Южно-китайский, Индокитайский, Индонезийский и Филиппинский морские регионы остаются основным местом потерь за последнее десятилетие. Более четверти (26%) всех потерь за прошедший год в мире произошло именно здесь. Тем не менее, этот регион продемонстрировал значительное падение количества случаев убытков в годовом исчислении (29 случаев в 2017 году), и это первый случай, когда в регионе отмечается снижение потерь за четыре года, что отражает тот факт, что международные перевозки по Азии, как правило, осуществляются хорошо и имеют частоту претензий наравне с европейским регионом. Более новая инфраструктура, улучшенные портовые операции и более современные графики также помогут решить проблемы безопасности в регионе, такие как общее увеличение частоты и стоимости столкновений, приостановка эксплуатации судов и пожар в некоторых местах. Регион Восточного Средиземноморья и Черного моря является вторым регионом наиболее частых потерь (6 случаев).

Грузовые суда (15 случаев) были вовлечены в треть потерь в течение 2018 года, что было обусловлено активностью в самых горячих точках глобальных потерь. Затопление судна стало причиной более половины всех потерь судов (53%) за последнее десятилетие и было основной причиной 65% потерь (30 случаев) в 2018 году. Анализ более 230 000 требований индустрии морского страхования с убытками почти $10 млрд в период с июля 2013 года по июль 2018 года, проведенный Allianz Global Corporate & Specialty (AGCS) свидетельствует о том, что инциденты с затоплением / столкновением судов являются самой дорогой причиной убытков для страховщиков, что составляет 16% от стоимости всех требований и эквивалентно более $1,5 млрд.

В то время как количество материальных потерь, в частности, значительно сократилось за последний год, число несчастных случаев или инцидентов в отрасли судоходства (2698 человек), остается стабильным, сократившись менее, чем на 1%. Восточное Средиземноморье и Черное море – регион, лидирующий по числу инцидентов, на который приходится один из пяти инцидентов в мире. Активность в этом регионе растет из года в год, что обусловлено повреждениями / отказами оборудования, что также является основной причиной инцидентов при судоходстве во всем мире, составляя 40% (1 079 случаев).

Из более, чем 26 000 зарегистрированных инцидентов в отрасли судоходства за последнее десятилетие более трети (8 862 случаев) были вызваны повреждением или поломкой оборудования, что по количеству в два раза превышает количество убытков по следующей причине. За последнее десятилетие количество таких инцидентов возросло на треть, так же как выросли и затраты. Исторически сложилось так, что, согласно AGCS, поломка оборудования - это одна из самых крупных причин морских страховых возмещений, причинившая ущерб на сумму более $1 млрд в течение пяти лет - третья самая дорогая причина предъявления претензий. В настоящее время все большее число производителей двигателей устанавливает устройства «Интернета вещей» для сбора данных в режиме реального времени, которые можно использовать для предоставления рекомендаций судам и проведения технического обслуживания, что может предотвратить поломки до того, как они произойдут.

Риски в центре внимания

Большие суда приносят большие убытки: страховщики годами предупреждают, что увеличение размера судов ведет к повышению кумуляции риска. Эти опасения в настоящее время реализуются, о чем свидетельствует растущее число и стоимость таких инцидентов, как пожары на больших контейнеровозах; крупные потери на автомобильных перевозчиках, которые в среднем происходят два раза в год; отказ двигателя; и даже потеря груза за борт, что потенциально может компенсироваться улучшением безопасности и управления рисками.
Такие инциденты могут легко привести к искам в сотни миллионов долларов, если не больше. В будущем наихудший сценарий, связанный со столкновением и посадкой на мель двух крупных судов в экологически чувствительном месте, может привести к убыткам в размере до $4 млрд, если учесть стоимость повреждений, спасательных работ, удаления последствий аварии и экологических требований. Меры по предотвращению потерь не всегда идут в ногу с темпами роста размера судов.

Увеличиваются риски порчи грузов и возникновения пожаров: объемы контейнерных перевозок за последнее десятилетие почти удвоились, что приносит как проблемы, так и выгоды. Пожары и взрывы на борту продолжают приносить большие убытки, причем инциденты происходят в среднем каждые 60 дней. Пожарная активность увеличилась в 2018 году (174 случая) - тенденция, которая продолжалась до начала 2019 года. Неверно оформленный груз, включая неправильную маркировку и упаковку опасных грузов, считается основной причиной ряда пожаров и является проблемой, которая усугубляется более крупными размерами судов, что может затруднить обнаружение, локализацию и борьбу с пожаром. Правила и руководства по опасным грузам существуют, но не всегда применяются и соблюдаются. Тем не менее, все больше судовладельцев предпринимают инновационные шаги для решения проблемы неопознанных грузов.

Возможности пожаротушения на борту продолжают бросать вызов более крупным судам. Если для контроля над пожарами требуется значительная помощь извне, вероятно, до того, как эта помощь будет получена, может произойти значительный ущерб судну, что значительно увеличит размер заявки на возмещение. Между тем, потеря сотен контейнеров с борта очень большого контейнеровоза в начале 2019 года служит напоминанием о том, что поврежденные товары, включая контейнеры, являются одним из наиболее частых генераторов страховых претензий в сфере судоходства, одна из пяти претензий в течение последних пяти лет. Неправильная укладка и закрепление груза на борту представляют серьезную опасность в плохую погоду.

Грузоотправители сталкиваются с трудностями, связанными с выбросами: регламент, ограничивающий выбросы оксида серы с 2020 года, вероятно, изменит правила игры для судоходной отрасли, что повлечет широкомасштабные последствия в части затрат на соответствие требованиям и для экипажа. Важно, чтобы судоходство сыграло свою роль в создании более устойчивой окружающей среды, но это должно быть сделано таким образом, чтобы не перегружать отрасль, уже находящуюся под давлением. Страховщики обеспокоены потенциальным увеличением частоты и стоимости претензий по поводу поломок оборудования после введения топлива с низким содержанием серы, если переход будет неэффективным. Есть также опасения, что увеличение стоимости такого топлива может привести к намеренной экономии средств в других областях, таких, как обучение экипажа или техническое обслуживание. Существует также вероятность сбоев и задержек в рейсах, если в бункерном порту не хватает совместимого топлива.

Непредсказуемый климат привносит новые сценарии потерь: судоходной отрасли не привыкать к экстремальной погоде, которая остается роковым фактором во многих авариях. Изменяющийся климат открывает потенциальные новые маршруты судоходства в ранее труднодоступных районах, таких как Арктика, что вызывает обеспокоенность в связи с проблемами поиска и спасения, которые может обеспечить инцидент с участием большого судна в отдаленном месте, а также потенциальным воздействие на окружающую среду. В течение 2018 года было зарегистрировано 46 происшествий с судами в водах Северного полярного круга. В то же время изменение погодных условий привело к затоплениям и столкновениям судов в США из-за несезонных паводков после сильных летних дождей, так же как рекордно высокие уровни воды в Европе на Рейне и Эльба привели к нарушению цепочки поставок.

Доверие к технологиям: Растущее использование коммуникационных технологий в морском секторе положительно сказывается на безопасности и убытках. Электронные навигационные инструменты, связь между судном и берегом и более широкое использование датчиков могут улучшить навигацию и помочь избежать инцидентов. Датчики также помогут снизить претензии по поломке оборудованию благодаря контролю функционирования и раннему вмешательству, а также помогут снизить потери грузов. В то же время несчастные случаи продолжают происходить из-за чрезмерной зависимости от технологий, к примеру, когда члены экипажа разговаривают по телефону в момент инцидента. Выросло поколение моряков, которое доверяет тому, что они видят на экране, но крайне важно, чтобы экипаж продолжал проходить соответствующую подготовку и выработал глубокое понимание основ звуковой навигации и осведомленности о ситуации.

Автоматизация, беспилотные суда: В связи с продолжающимся прогрессом в области автономного судоходства, особенно в прибрежных водах и на небольших судах и, ожидается, что такие разработки повысят безопасность судоходства. Тем не менее? будут случаи, когда технологии и автоматизация повышают безопасность экипажа, инновации не должны в основном поддерживать только эффективность и учет. Как показывают текущие проблемы с крупными контейнеровозами, пожарами и неправильно заявленными грузами, инновации и технологии не являются панацеей, если не устранить первопричину инцидентов и потерь.

Выявление кибернетических воздействий: технологические достижения также означают, что потери по причине киберинцедентов будут усиливаться в будущем. Страховые компании отреагировали повышением страховых тарифов по программам кибербезопасности, в то время как некоторые страховщики пытаются уточнить так называемые «скрытые» риски. Для борьбы с растущим числом сценариев потерь, таких как вымогательство, необходимо проводить более тщательное планирование и стресс-тестирование систем.

Угрозы безопасности развиваются и бросают вызов: политический риск по всему миру усиливается и все больше создает угрозу для судоходства, торговли и цепочек поставок в результате конфликтов, территориальных споров, кибератак, санкций и, конечно же, пиратства. За последний год число случаев пиратства возросло, и Нигерия сменила Индонезию в качестве главного неблагополучного региона в глобальном масштабе. В Нигерии, в частности в Лагосе, также зарегистрировано наибольшее число инцидентов, связанных с задержками, что является давней проблемой для судовладельцев, которая теперь также бросает вызов коммерческим судам, вызванным продолжающимся кризисом мигрантов. Убежища и спасение мигрантов в море могут иметь серьезные последствия для судовладельцев, вызывая задержки и диверсии и оказывая давление на членов экипажа, в то время, как репатриация является сложной процедурой.

040619 1

040619 2

Подготовлено порталом Allinsurance.kz