Если у Вас недавно произошла авария, и Вы не знаете, как правильно дальше действовать, то данная памятка поможет Вам.
Если Ваш автомобиль пострадал в аварии, Вам необходимо решить 2 проблемы:
- получить официальное решение о том, кто виноват в аварии,
- получить деньги в страховой компании виновника.
Если у виновника страховки нет, то смотрите « Виновник не застрахован. Что делать?»
- 1. получить Официальное решение
Раньше большинство аварий рассматривались по месту их совершения. Например, если авария происходила в Алмалинском районе, то дело рассматривалось в ОДП Алмалинского РУВД.
20 января 2006 г. были внесены изменения в законодательство. Сейчас практически все дела рассматриваются Административными судами.
Процедура регистрации ДТП и рассмотрения дел следующая:
1) выдача протокола - немедленно. Протокол – это документ, который составляется сразу на месте аварии. Протокол выписывается на предполагаемого виновника аварии.
2) формирование пакета документов и предварительная подготовка – 3 дня.
Протокол передается для регистрации в городское или областное управление ГАИ. Затем ГАИ отправляет материалы в отдел дорожной полиции по месту совершения ДТП, а после этого пакет документов отправляется в Административный суд. Вся эта процедура в соответствии с законом должна занимать 3 дня.
3) рассмотрение дела – 15 дней по стандартной аварии. В Административном суде выносится окончательное решение о том, кто из водителей виноват в аварии.
К сожалению, не всегда на месте аварии сотрудники дорожной полиции говорят, куда и в какое время Вам необходимо явится на рассмотрение дела. Вам могут сказать только общие фразы «узнавайте в ГорГАИ» или «документы отправят по месту аварии в районное ГАИ». Поскольку в ГорГАИ и в районных отделах дорожной полиции производится только предварительная подготовка, Вы не сможете узнать подробности ни в ГорГАИ, ни в районных отделах.
Для получения более подробной информации Вам нужно обращаться в Административный суд. В Административный суд документы поступят только через 3 дня после аварии, поэтому раньше этого срока обращаться туда не всегда целесообразно.
При рассмотрении дела должны присутствовать все участники аварии, и виновный и потерпевший. Однако на практике получается так, что потерпевшему говорят, что его присутствие не обязательно. Потерпевшему предлагают забрать документы потом, когда будет вынесено решение, а сейчас нужен только виновник.
Если Вас не пускают на рассмотрение дела – это нарушение Ваших прав.
- 2. обратиться в Страховую компанию
После того, как Административный суд вынесет решение, необходимо сдать документы в страховую компанию. Подробная инструкция о том, как быстрее получить деньги в страховой компании содержится в « Как получить выплату за 7 дней»
ВАЖНО: Вам необходимо узнать у виновника, где он застрахован, и написать заявление в его страховую компанию. Крайний срок подачи заявления – 3 рабочих дня. Раньше данный срок считался с момента вынесения официального решения Административного суда. После внесения поправок в закон (введены в действие 26.05.2007 г.) данную формулировку изменили, и она стала носить расплывчатый характер: не понятно, когда начинается отсчет данного срока, с момента аварии или с момента вынесения решения суда. Чтобы избежать ненужных проблем, желательно подать заявление как можно раньше. Образец заявления Вы можете получить у консультанта страховой компании. Если страховая компания впоследствии будет отказывать Вам в выплате на основании несвоевременной подачи заявления, обратитесь за помощью к юристу-консультанту, Вам помогут решить проблему получения денег.
|
Чаще всего спрашивают…
- Виновник не приходит в Административный суд на разбирательство, что делать?
Если виновник аварии не приходит на судебное заседание, то дело будет откладываться. Если по истечении 15 дней виновник не придет в Административный суд, то решение вынесут без него.
- В ГАИ говорят, чтобы я сам искал виновника. А где я его найду?
В Ваши обязанности поиск виновника не входит. Это задача сотрудников дорожной полиции и/или судей. Иногда сотрудники дорожной полиции пытаются переложить эту проблему на потерпевшую сторону, понимая, что потерпевший, как никто другой заинтересован в быстром решении дела. Однако Вам решать – оказывать содействие в поиске виновника или пусть сотрудники ГАИ сами выполняют возложенные на них обязанности.
- После аварии мне ничего не выдали на руки, никакого документа. Разве это правильно?
На месте аварии обычно составляются следующие документы:
- схема аварии,
- объяснительные участников аварии,
- протокол (выписывается на предполагаемого виновника аварии).
На руки водителям должны выдать:
- копию протокола (выдается тому водителю, на кого он выписан),
- справку о ДТП (выдается для того, чтобы водитель при передвижении по городу на разбитом автомобиле мог объяснить при проверке, почему автомобиль в таком состоянии),
- направление на прохождение мед. освидетельствования.
Схема аварии и объяснительные, как правило, водителям не выдаются. Они подшиваются к делу. В соответствии с законом, любой участник аварии имеет полное право получить доступ ко всем материалам дела (ст. 584, 585 КОАП). Что делать в том случае, если Вас не знакомят с материалами дела, Вы можете узнать в компании «АвтоАдвокат».
- В какие сроки ГАИ (Административный суд) рассматривает дело?
Срок рассмотрения стандартной аварии – 15 дней. Если в аварии есть пострадавшие, травмы которых носят достаточно тяжелый характер (серьезные ушибы, переломы и т.п.), то срок рассмотрения дела составляет 2 месяца.
В особых случаях срок рассмотрения дел может быть продлен, но не более чем на 1 месяц. Основаниями для продления дела является проведение дополнительных экспертиз (автотехнические, автотрассологические), доследование, когда кто-то из участников дела заявляет ходатайства о привлечении дополнительных свидетелей и т.п.
- ГАИ (суд) уже вынесло решение, но не выдает документы, пока виновник не оплатит штраф. Что делать?
В соответствии с законом постановление (решение о признании виновности) должно быть немедленно вручено всем участникам аварии, в том числе и пострадавшей стороне, независимо от того, оплачен штраф или нет (ст. 635 КОАП). Подробную информацию, а также выдержки из законодательства Вы можете получить у юриста-консультанта.
- Как узнать, где застрахован виновник?
В большинстве случаев эта информация есть в материалах дела по ДТП. В объяснительной виновника либо в протоколе есть название страховой компании. Адреса и телефоны всех страховых компаний Вы можете получить у юриста-консультанта.
- Что делать, если виновник не застрахован?
Ответ содержится в «Виновник не застрахован. Что делать?»
- Я боюсь, что страховая компания выплатит мне не всю сумму, как положено. Как мне правильно себя вести?
Ответ содержится в «Страховая компания насчитала мало»
- Я хочу сразу сделать независимую экспертизу, чтобы отдать ее в страховую компанию. Назовите мне адреса экспертных компаний.
Не рекомендуется делать независимую экспертизу до проведения осмотра автомобиля страховой компанией. Во-первых, в соответствии с законом Вы должны предоставить страховой компании возможность осмотреть Ваш автомобиль и произвести оценку. Во-вторых, услуги независимого эксперта обойдутся Вам в сумму 7 500 –20 000 тенге. В том случае, если Вас устроит оценка страховой компании, деньги, оплаченные независимому эксперту, Вам, к сожалению, никто не вернет.
Дополнительную информацию также смотрите в «Как получить выплату за 7 дней» и «Страховая компания насчитала мало»
- Почему я должен сам все делать за виновника? Я же потерпевший!
В соответствии с законом у потерпевшего нет никаких обязанностей, у него есть только права. Однако в этих правах указано, что потерпевший имеет право вместо виновника произвести сбор документов, написать заявления и т.п. Поэтому «права» потерпевшего на практике зачастую оборачиваются «обязанностями». Пренебрегать этими «обязанностями» не желательно. Если у Вас нет времени заниматься этими вопросами или вы не уверены в своей компетенции обратитесь к профессиональному адвокату.