5.10. Нормирование риска. Концепция приемлемого риска
Самым кардинальным методом управления риском является его полное устранение (избегание). Но, во-первых, это не всегда возможно. Во-вторых, для спекулятивных рисков избегание означает потерю всех заложенных в него возможных выгод.
Поэтому со временем была сформулирована так называемая концепция приемлемого риска. Суть ее состоит в том, что риск не обязательно полностью устранять, достаточно снизить его до приемлемого уровня, когда он перестает быть угрожающим. Сейчас данная концепция лежит в основе практически всех программ управления риском. При ее использовании одним из ключевых является вопрос, что считать "приемлемым" уровнем риска и как его задать.
Для применения данной концепции должны быть заданы две границы, определяющие:
- уровень чрезмерного риска (или предельно допустимый уровень риска) и
- уровень пренебрежимого риска.
Весь спектр значений риска этими двумя границами разбивается на три области, которые по "принципу светофора" можно обозначить соответствующими цветами:
- красная - область недопустимого (чрезмерного) риска;
- желтая - область приемлемого риска;
- зеленая - область пренебрежимого риска.
Если риск находится в "зеленой" области, никаких особых мер управления им не требуется (кроме контроля возможного повышения его уровня). Если конкретный риск попал в "красную" область, то обязательно проведение мероприятий для его перевода в категорию приемлемого или пренебрежимого риска.
При принятии решений по управлению рисками в "желтой" области используется принцип ALARA/ALARP (по начальным буквам фразы "as low as reasonable applicable / practicable" - "настолько низкий, насколько это оправдано / практически обосновано"). Данный подход подразумевает максимально возможное снижение риска, достигаемое за счет реально имеющихся ограниченных ресурсов. То есть принимаются только те меры, которые считаются разумными и доступными с практической точки зрения. Реализация данных мер не должна требовать неоправданно высоких материальных или трудовых затрат.
Концепция приемлемого риска может применяться, как в отношении отдельных рисков, так и в отношении совокупного риска (например, совокупного риска фирмы или финансовой организации).
Процесс задания предельно допустимого уровня риска называют "нормированием риска". Оно может осуществляться по различным показателям, характеризующим уровень риска, в частности:
а) по вероятности (например, может быть установлена предельная вероятность гибели при аварии);
б) по последствиям (например, неприемлемыми могут считаться все риски, убытки от которых превышают определенную сумму);
в) по комбинированным показателям (например, по произведению вероятности на последствия);
г) по косвенным показателям (например, нормирование предельно допустимых концентраций вредных веществ; их превышение не означает гарантированного причинение вреда, но представляет собой серьезную опасность и требует регулирования).
Выбор предельно допустимого уровня зависит от многих факторов, в частности от:
а) возможностей организации по удержанию риска;
б) возможностей организации по снижению риска;
в) наличия требований и ограничений со стороны социальных систем более высокого уровня (саморегулируемых организаций, государства, международных организаций);
г) отношение к риску общества в целом и конкретных лиц, принимающих решения в организации.
При использовании концепции приемлемого риска в социально-экономических системах предельно допустимый уровень должен быть, с одной стороны, достаточно низким, чтобы не вызывать беспокойства индивидуумов, которые подвергаются ему, и обеспечивать приемлемую безопасность общества. С другой стороны, его соблюдение должно быть технически возможным и не тормозить экономическое развитие из-за слишком высоких затрат на его снижение. Баланс между этими двумя противоположными требованиями зависит от уровня социального и экономического развития общества, в котором функционирует рассматриваемая организация.
При нормировании экономических рисков часто используют только одну границу - границу чрезмерного риска. Она делит весь спектр рисков на те, которые могут быть оставлены на собственном удержании, и те, которые должны быть либо снижены, либо переданы.