4.4. Задача социальной ответственности
Важным требованием к системе управления рисками и на этапе до реализации риска, и после нее, является соблюдение организацией своей социальной ответственности перед обществом в целом и его отдельными представителями. Это составляет так называемый гуманитарный аспект риск-менеджмента, который в последнее время становится все более важным.
Критерий социальной ответственности на этапе до реализации риска: деятельность организации в части управления рисками должна благоприятно восприниматься обществом и его отдельными представителями.
Критерий социальной ответственности на этапе после реализации риска: реализации риска не должна вызвать критического ухудшения отношения к организации со стороны общества и его отдельных представителей.
Под обществом и его отдельными представителями здесь понимается достаточно широкий круг лиц, объединяющий тех, перед кем чувствуют свою ответственность руководители предприятия. В него могут входить свои сотрудники, потребители, партнеры, налогоплательщики, определенные социальные группы, население отдельных городов и т.д.
Понимание того, что считать "критическим ухудшением", зависит от целей, которые стоят перед системой риск-менеджмента на этапе после реализации риска. Если цель заключается только в том, чтобы выжить, то критическим будет считаться такое отношение, которое не позволит компании продолжить свою деятельность, несмотря на сохранение необходимых материальных и финансовых ресурсов.
Пример:
Фармацевтическая компания занимается разработкой и производством вакцин. Если будут выявлены многочисленные случаи причинения вреда здоровью при использовании ее вакцины, то даже при наличии материальных и человеческих ресурсов, а также возможности удовлетворения всех исков потерпевших и штрафов со стороны государства, неприятие фирмы-производителя обществом может помешать ей выжить.
Еще более чувствительными к восприятию обществом являются финансовые цели риск-менеджмента. Даже незначительные происшествия на предприятии при неблагоприятном освещении в средствах массовой информации и при появлении слухов могут нарушить его стабильность и помешать продолжению роста.
Пример:
При появлении сообщений в прессе и (или) слухов о проблемах определенного банка или страховой компании, приток клиентов может существенно сократиться. Люди побоятся доверить им свои деньги. Посредникам будет труднее убеждать клиентов в надежности этой финансовой организации, и они начнут более активно продвигать услуги других банков или компаний. И даже, если с финансовой точки зрения в организации все будет в порядке, прибыль, обороты, доля рынка могут сократиться.
Одной из самых важных задач риск-менеджмента в части социальной ответственности является формирование благоприятного восприятия усилий компании по управлению рисками. Пока ничего не произошло, общество должно быть уверенно, что организация принимает необходимые меры для предупреждения наступления опасных событий. Особенно это важно для населения, проживающего рядом с потенциально опасными объектами (атомными станциями, химическими заводами, нефте- и газохранилищами и т.д.). На отношение людей влияет не только факт аварии, но и ощущении, что она вообще может произойти.
Есть и другая сторона управления риском. Иногда принимаемые различными государственными и частными организациями меры безопасности могут вызывать отрицательное отношение у людей. Особенно, если эти меры связаны с ограничением их свобод и (или) требуют дополнительных усилий и затрат времени с их стороны.
После реализации риска становится важным как можно быстрее принять меры по снижению последствий. Но кроме этого, необходимо донести до общественности, что компания делает все от нее зависящее, чтобы уменьшить или компенсировать не только свои убытки, но и вред, причиненный другим лицам. Для формирования правильного отношения к себе со стороны общества организация должна:
во-первых, действительно проводить реальные мероприятия по предупреждению или ликвидации последствий реализации рисков, и,
во-вторых, правильно информировать широкую публику и заинтересованных лиц об этих мероприятиях.
Компании, уделяющие большое внимание поддержанию и увеличению своей рыночной стоимости, прилагают серьезные усилия для правильного освещения своих действий по ликвидации последствий наступления рисков перед такими группами, как акционеры, инвесторы, финансовые аналитики, ключевые партнеры. Те, от кого зависит стоимость акций фирмы, должны быть уверены в способности фирмы приносить доход, несмотря на реализацию рисков.
Иногда для выживания и поддержания необходимых показателей на требуемом уровне компании достаточно сохранения "репутации", имиджа. Для этого последствия любых неблагоприятных событий должны выглядеть как временные колебания. И, наоборот, ухудшение имиджа может вызвать проблемы в работе. Поэтому в последние время много внимания уделяется так называемым "репутационным рискам", влияние которых существенно возросло.