04
Ср, дек

Глава 6 ТРАНСПОРТНОЕ СТРАХОВАНИЕ

Для бесперебойного и эффективного функционирования международной торговли необходимы стандартные условия товарных поставок, представленные краткими, но достаточно полными и однозначными формулировками. Эта задача была решена Международной торговой палатой в 1936 г. путем разработки сводного перечня терминов и правил международной торговли Инкотермс (Incoterms). За прошедшие годы это собрание стандартных условий товарных поставок получило широкое распространение во всем мире. Технологический прогресс в системе транспортных сообщений - например, развитие авиационных, контейнерных, комбинированных перевозок с использованием железнодорожного транспорта - сделал необходимым постоянное дополнение условий Инкотермс и их приспособление к новым реалиям.

Условия Инкотермс регулируют распределение транспортных рисков, затрат, содержат требования по упаковке грузов, а также по оформлению соответствующей документации, в том числе и по фрахту. В двух специальных случаях они определяют также условия транспортного страхования, которое должно оформляться продавцом (CIF и CIP) (1).

(1) CIF - cost, insurance, freight (англ.) - стоимость, страхование, фрахт (СИФ). CIP - Carnage and Insurance Paid (англ.) - провозная плата и страхование оплачены (СИП).

В настоящее время существует каталог из 14 оговорок, которые предоставляют сторонам по контракту достаточно много вариантов решения их практических задач, так что включение в договор индивидуальных условий стало исключительно редким явлением.

Согласно условиям Инкотермс, которые стали общепризнанной основой торгового права, покупатель в большинстве случаев несет риск во время транспортировки товара от порта погрузки, начиная с того момента, когда грузы пересекают борт морского судна (при наземных перевозках - с момента их погрузки на транспортное средство). С этого момента риски повреждения и потери товара ложатся на покупателя и продавец не несет за них никакой ответственности. Покупатель должен заплатить за эти товары полную согласованную цену, даже если он получил их в поврежденном состоянии или не получил вовсе.

Импортер, который покупает товары на условиях CIF или CIP, должен полагаться при этом на зарубежную страховую компанию, с которой продавец заключил договор страхования грузов. Поэтому импортеру рекомендуется самому застраховать свою покупку на условиях FOB, С + F или других подобных условиях, так как он имеет право оформить свое собственное страхование.

Экспортеры часто довольствуются предложением заключения контракта на условиях "франко завод" или условиях FOB. Однако именно экспортер должен, исходя из своего собственного интереса, включить в свое предложение страхование товаров, т.е. по возможности заключить контракт на условиях CIF или CIP.

Независимо от того, заключен ли торговый контракт на условиях CIF, FOB или С + F, экспортер несет риск транспортировки товара от внутреннего пункта отгрузки в Германии до пересечения им борта морского судна. При продаже товара на условиях FOB или С + F (2) экспортер в соответствии с торговыми обычаями должен заключить за свой счет договор транспортного страхования груза до борта судна. Покупатель далее сам должен позаботиться о страховании морской перевозки и дальнейшей транспортировки.

(2) FOB - free on board (англ.) - "франко борт" (ФОБ) С + F - cost and freight (англ.) - стоимость и фрахт

В международной торговле риски обычно ложатся на покупателей. С момента передачи груза транспортному предприятию, т.е. железной дороге, почте или иной транспортной организации, риск переходит на покупателя. При этом становится необходимым заключение договора транспортного страхования. Следует отметить, что перевозчики несут ответственность за повреждения или потерю товаров, которые переданы им по договору перевозки, однако их ответственность в случаях ущерба ограничена по своим размерам и часто по условиям наступления ущерба.