Деятельность страховых АО, как и любых других акционерных обществ, регулируется Законом об акционерных обществах от 6 сентября 1965 г. (Aktiengesetz - AktG).
Однако страховые АО отличаются от остальных акционерных обществ тем, что они предоставляют финансовые услуги в виде страховой защиты, которая является невидимым товаром. Поэтому в нормативной правовой базе деятельности страховых АО содержится ряд специальных норм, касающихся, главным образом, устава страхового АО, фирменного наименования и требований в отношении размера капитала.
В уставе страхового АО должны быть перечислены все виды страховой деятельности, которые осуществляются этим обществом, а также принципы размещения страховых резервов. Кроме того, в уставе должно содержаться указание на то, занимается ли данное общество только прямым страхованием или наряду с этим также и перестрахованием.
Фирменное наименование страхового АО должно обязательно содержать слово «страховой(ая)». Те общества, которые занимаются только одним видом страховой деятельности, должны включить в свое фирменное наименование название этого вида деятельности. Во избежание схожести фирменных наименований допустимо введение в него вымышленных слов или названий территорий или регионов.
Примеры фирменных наименований страховых акционерных обществ
Компания страхования от ущерба и от несчастных случаев
Компания страхования жизни
Компания медицинского страхования
Перестраховочная компания
Общее страховое акционерное общество «Провиденция»
Акционерное общество страхования жизни «Регенсбуpгep»
Акционерное общество медицинского страхования «Санитас»
Перестраховочное акционерное общество «Саксония»
Как и в любом другом акционерном обществе, уставный капитал страхового АО представляет собой подписанный капитал, т.е. сумму номинальных стоимостей акций, приобретенных акционерами. В страховом АО уставный капитал обеспечивает выплату обществом страховых возмещений при наступлении страховых событий. Таким образом, по сравнению с другими АО он выполняет еще одну важную функцию - функцию гарантирования интересов страхователей и выполнения страховщиком своих обязательств. Поэтому органами страхового надзора выдвигается требование наличия у страховых АО существенно большего уставного капитала, чем это установлено Законом об акционерных обществах для других АО. Обязательный размер уставного капитала зависит от вида страховой деятельности общества.
Как и в остальных акционерных обществах, уставный капитал страховых АО разделен на акции. Особое значение для страховой деятельности имеет деление акции на обыкновенные и именные. Поскольку уставный капитал страхового АО выполняет гарантийную функцию, он может быть не полностью оплачен. Однако не полностью могут быть оплачены только именные акции.
Страховые АО должны получить лицензию на осуществление страховой деятельности, которая выдается органами страхового надзора. В число важнейших документов, подаваемых на лицензирование, входит бизнес-план.
Бизнес план представляет собой целый пакет документов, предоставляющих информацию о правовых, страховых и финансовых основах деятельности страховой компании.
Содержание бизнес-плана
I. Правовая часть
- устав общества в части, не базирующейся на Общих условиях страхования;
- договоры, лежащие в основе системы участий, в которую входит данное АО;
- договоры с другими хозяйственными субъектами о передаче им отдельных участков страховой деятельности, например, сбыта страховых продуктов, управления страховым портфелем, регулирования страховых случаев, бухгалтерского учета или капиталовложений.
II. Техника страхования
- сведения о планируемых видах страховой деятельности и покрываемых рисках с указанием названия и предмета страхового покрытия.
III. Финансовая часть
- документы, подтверждающие наличие собственных средств в размере необходимого уставного капитала;
- оценка затрат по выплате комиссионных вознаграждении и прочих текущих затрат, сумм страховых взносов, предполагаемых затрат по урегулированию страховых случаев и ожидаемого уровня ликвидности в первые три года страховой деятельности.
Бизнес план и любые его последующие изменения должны утверждаться органами страхового надзора. Законом установлено, что Общие условия страхования и тарифы более не включаются в бизнес план, поэтому на них не требуется получение разрешения органов страхнадзора.
Кроме бизнес-плана, в рамках процедуры выдачи лицензии, а также в ходе осуществления страховой деятельности в органы страхового надзора представляется еще целый ряд документов. Среди них следует назвать следующие.
- Общие условия страхования - для страховых компаний, осуществляющих субститутивное медицинское страхование (1) и обязательные виды страхования, такие как, например, страхование гражданской ответственности владельцев автотранспорта.
- Принципы расчета страховых премий и математических резервов - для страховых компаний, осуществляющих субститутивное медицинское страхование.
- План по перестрахованию.
- Расчет затрат по содержанию административно-хозяйственного аппарата и агентской сети (представляется документ, подтверждающий наличие средств в фонде организационных затрат).
- Сведения об исполнительных директорах страховой компании, подтверждающие их профессиональную пригодность и соответствие занимаемой должности.
- Сведения о наиболее значимых дочерних и зависимых обществах.
- Сведения об ответственном актуарии, подтверждающие его профессиональную пригодность.
(1) Субститутивное медицинское страхование представляет собой добровольное медицинское страхование, которое в противоположность дополнительному медицинскому страхованию не дополняет, а заменяет обязательное медицинское страхование - О.К.
Органы страхового надзора выдают лицензию по каждому виду страховой деятельности в отдельности. Ее действие распространяется на все страны - члены ЕС. Страховые компании могут осуществлять свою деятельность за рубежом через свои филиалы или непосредственно из своего головного бюро в Германии. Однако в любом случае они обязаны поставить в известность об этом немецкие органы страхового надзора, которые осуществляют финансовый над юр за деятельностью страховых компании, в том числе и за рубежом.
После выдачи органами страхового надзора лицензии на осуществление страховой деятельности производится государственная регистрация страховой компании в торговом реестре. С этого момента страховое общество приобретает все права и обязанности юридического лица и может приступать к страховой деятельности.
Отчетность страховых акционерных обществ
По завершении хозяйственного года страховые АО обязаны подготовить годовой баланс и отчет о состоянии дел. Сроки представления, вид и форма этих документов строго установлены инструкция ми органов страхового надзора.
В отчете о состоянии дел должна быть представлена общая кар тина развития предприятия. В приложении к балансовому отчету, являющемся его составной частью, дается разъяснение по отдельным позициям баланса, а также счета прибылей и убытков.
Годовой баланс, документы бухгалтерской отчетности, положенные в его основу, и отчет о состоянии дел представляются на проверку аудитору, назначаемому наблюдательным советом акционерного общества. Только после этого документы годовой финансовой отчетности могут быть утверждены наблюдательным советом.
Годовой балансовый отчет подлежит публикации в деловом ин формационном издании и вместе с отчетом о состоянии дел представляется в государственную регистрационную палату.
Страховые акционерные общества также обязаны представлять все документы финансовой отчетности
- в органы страхового надзора, наделенные законом широкими правами контроля за деятельностью страховых компаний;
- страхователям по их запросу, так как они, как и акционеры, вправе получать информацию о деятельности страховщика.
Органы акционерного общества
Органами страхового акционерного общества являются правление, наблюдательный совет и общее собрание акционеров. Право рабочих и служащих на соучастие в управлении обществом реализуется через наблюдательный совет. Треть членов наблюдательного совета избирается работниками страхового АО В страховых акционерных обществах с числом занятых свыше 2000 человек наблюдательный совет избирается акционерами и работниками на паритетных началах: половина членов наблюдательного совета избирается акционерами и половина работниками компании. Кроме того, в состав правления страхового АО вводится директор по персоналу.
Использование прибыли
Ввиду двойной ответственности руководства страхового акционерного общества перед акционерами и перед страхователями решение об использовании прибыли должно быть взвешенным и продуманным. Законом о страховом надзоре установлено, что в прибыли страхового АО должны участвовать не только акционеры, но и страхователи. Решение о распределении прибыли и отчислениях в резерв возврата страховых взносов принимает правление страхового АО. Оно подлежит утверждению наблюдательным советом. Так, акционерные общества по страхованию жизни отчисляют, как правило, более 90 % своей чистой прибыли в резерв возврата страховых премий. Далее свободный остаток прибыли распределяйся в соответствии с Законом об акционерных обществах, как описано в главе 1, п. 1.2.5.3.