22
Ср, янв

Глобальный гнев, похоже, заставляет Китай открывать рынки

china 12Сорок лет спустя после того, как Китай начал открываться для внешнего мира, страна все больше закрывается для бизнеса. 

Большой и растущий контингент мирового бизнес-сообщества, который заинтересован в размещении своего бизнеса в Китае, убежден, что Китай никогда не позволит иностранным компаниям честно конкурировать на материковой части страны. Разочарование в китайской промышленной политике и рыночных ограничениях обостряется. По иронии судьбы, те же самые разочарованные иностранные фирмы рискуют упустить лучший момент для инвестиций в Китай.

Именно потому, что глобальный гнев, наконец-то, начинает оказывать влияние, даже самые идеологизированные китайские политики не могут не признать, что в иностранных бизнесменах они рискуют потерять некоторых из своих исторически величайших союзников.

Европейские переговорщики настаивают не только на доступе к рынку, но и на менее заметной тактике, которую Китай использует, чтобы поставить в невыгодное положение иностранные компании, в части предоставления лицензий на ведение бизнеса и чрезмерно агрессивных расследований в отношении соблюдения требований законодательства.

Со своей стороны политики рассматривают возможность серьезного пересмотра своей промышленной политики «Сделано в Китае до 2025 года», которая является основой жалоб правительств иностранных государств. В течение 2018 года китайские чиновники также неоднократно подчеркивали необходимость одинакового отношения к компаниям, будь то отечественные или иностранные. «Конкурентный нейтралитет» стал модным словом в Пекине.

Циники правы, указывая на то, что такие обещания были слышны и раньше. ТО, чем эти заявления отличаются сейчас, так это то, что высшие китайские лидеры, похоже, готовы лично взять на себя более амбициозные инициативы.

Множество факторов движут ими. Во-первых, учитывая скорость и интенсивность изменения настроений против промышленной политики Китая, руководители Китая отчаянно пытаются изменить слухи о том, что страна больше не стремится к иностранным инвестициям. За последние несколько месяцев иностранные компании заключили несколько крупных сделок в Китае. И, по общему мнению, высокопоставленные китайские чиновники решительно поддержали соглашения, дистанцируясь от внутренних корыстных интересов и сопротивляющегося бюрократического аппарата.

Например, в октябре немецкий автопроизводитель BMW AG объявил, что намерен приобрести контрольный пакет акций своего совместного предприятия с Brilliance China Automotive Holding Ltd. в объеме 75 % по сравнению с нынешними 50 %. В сентябре Exxon Mobil Corp. подписала соглашение о сотрудничестве с правительством провинции Гуандун для строительства нового крупного химического комплекса в провинции. А в июле немецкая химическая компания BASF SE подписала соглашение о строительстве полностью находящегося в его собственности химического комплекса, стоимость которого может составить до 10 миллиардов долларов. Ни одно из этих соглашений не имело бы какой-либо реальной перспективы даже три года назад.

Важно отметить, что объявления BMW и Exxon Mobil сопровождались индивидуальными встречами между высшим руководством и премьер-министром Китая Ли Кэцяном. Такие встречи один на один являются редкостью в наши дни и свидетельствуют о том значении, которое Китай придает этим инвестициям.

Во-вторых, осуществляя такие масштабные сделки, китайские лидеры, похоже, гарантируют, что они не смогут отложить или отказаться от обещаний открытия рынка, как это было в прошлом. Каждая из вышеуказанных сделок займет годы и, в некоторых случаях, политика, которая помогла бы им продвигаться вперед, еще не была полностью принята. Например, правила, которые позволят иностранным компаниям получить контрольный пакет акций в традиционных автомобильных предприятиях, не вступят в силу до 2022 года. Но, сделка с BMW свидетельствует о приверженности тому, чтобы это действительно происходило.

Точно так же, хотя правила, которые позволят иностранным страховщикам владеть контрольными пакетами акций своих китайских предприятий, еще не завершены, переговоры о таких разрешениях уже ведутся. Страховой регулятор дал немецкому страховщику Allianz SE разрешение на создание первой страховой холдинговой компании, полностью принадлежащей иностранным учредителям. Это еще один способ показать, что китайские лидеры понимают усталость от обещаний среди иностранных деловых кругов и принимают меры для обеспечения того, чтобы чиновники придерживались своих политических обещаний.

Наконец, замедление внутреннего экономического роста в Китае и еле заметные темпы роста прямых иностранных инвестиций еще больше способствуют прагматизму Пекина. Как Национальное бюро статистики, так и глава центрального банка Китая недавно подчеркнули «растущее понижательное давление», с которым сталкивается экономика Китая. А поскольку традиционные меры макростимуляции менее эффективны, чем в прошлом, Китаю приходится искать новые способы оживления роста. Усилия по улучшению внутренней деловой среды и привлечению иностранных инвестиций являются частью мер оживления роста.

Безусловно, иностранные компании должны подходить к ускоренным мерам открытия китайского рынка с осторожным оптимизмом. Более того, иностранные правительства должны будут продолжать оказывать давление на Китай, чтобы предотвратить смену политического курса в отношении иностранных инвесторов. Это означает, что любые новые возможности для иностранных компаний возникнут в условиях напряженной и неопределенной геополитической обстановки. Это не типичный рецепт для крупных новых инвестиций на зарубежном рынке. Пока что это лучшее, на что могут надеяться иностранные компании.

Подготовлено порталом Allinsurance.kz по статье Эндрю Полка, www.insurancejournal.com