vozvrat strahovki po kredituПравительство намерено устранить лазейки в законодательстве, позволяющие банкам и страховщикам этого избежать.

В скором времени страховые компании и банки будут обязаны возвращать россиянам часть страховой премии по договору о потребительском кредите в случае его досрочного погашения вне зависимости от статуса сделки. Новые особые правила отношений, разработанные Минюстом, предложено внести в Гражданский кодекс в закон о потребительском кредите и закон об ипотеке. 

 

Берёшь кредит, бери страховку 

Российские граждане, стремясь получить банковский кредит, не всегда внимательно вчитываются в договорные обязательства, из-за чего впоследствии возникает немало волнительных моментов, связанных с потерей денег. Одним из таких противоречивых пунктов в отношениях заёмщика и кредитной организации эксперты называют получившую в последнее время широкое распространение практику введения страховки по договорам потребительских кредитов и ипотеки. 

Практика стандартная, и она применяется во всём мире, с той лишь оговоркой, что в цивилизованных странах страховые компании возвращают часть страховой премии, если заёмщику удаётся погасить кредит раньше срока. У нас — такая справедливая норма как-то до сих пор не прижилась. На первых этапах такое «неправильное» отношение кредиторов к своим клиентам вызывало ропот, но впоследствии он перерос в гул, игнорировать который было уже нельзя. 

Правительство, отчаявшись пробудить совесть банкиров и страховщиков путем увещеваний, подготовило поправки, закрывающие раз и навсегда все лазейки, которые сейчас позволяют обходить закон. 

Объясняя во вторник, 11 сентября, текущую неправильность логики банкиров и страховщиков на заседании думского Комитета по финансовому рынку, замминистра юстиции Юрий Любимов сказал, что в принципе договоры страхования кредитов имеют ярко выраженную обеспечительную природу и направлены на получение займа. В случае если заёмщик гасит кредит досрочно, то и все связанные с ним договорные обязательства с третьей стороной логично могут быть прекращены. Но не прекращаются. Или прекращаются, но деньги не возмещаются. 

Причем, отказывая возвращать части страховой премии за неистекший период страхования, страховщики ссылаются на пункт 3 статьи 958 Гражданского кодекса, согласно которому при досрочном отказе страхователя от договора страхования уплаченная страховщику страховая премия не подлежит возврату, если договором не предусмотрено иное. 

Банковские хитрости не пройдут 

Разработанный Минюстом проект закона, по словам Любимова, вводит особые правила в Гражданский кодекс на случай, если заёмщик погасит кредит досрочно, а также вносит поправки в статью 11 федерального закона о потребительском кредите и статью 91 закона об ипотеке. Устанавливается, что при при выплате заемщиком своего долга уплаченная им страховая премия подлежит возврату за вычетом части страховой премии пропорционально времени, в течение которого действовало страхование. 

При этом гражданин может претендовать на возврат средств только в течение 14 дней с даты досрочного исполнения обязательств по договору. 

На случай, если договоры страхования заключает сам банк, подключая заёмщика к программам коллективного страхования и, соответственно, выводя кредитную организацию из-под действия указания Банка России, предполагающего так называемый период охлаждения, который позволяет расторгнуть договор страхования, представленный Минюстом законопроект предоставляет заёмщику расторгнуть такой договор страхования в течение 10 дней с даты досрочного исполнения обязательств. В этом случае он вправе потребовать у банка возврата средств по страховке вне зависимости от того, какой характер она имеет — коллективный или индивидуальный. 

По словам председателя Комитета Госдумы по финрынку Анатолия Аксакова, принятие закона поспособствует «достижению справедливого баланса интересов коммерческих организаций и потребителей». 

Депутат пояснил, что, так как введение в действие новых правил отношений с клиентами потребует от банков и страховых организаций изменений в их локальных актах, дополнительного обучения персонала и подготовки и утверждения новых форм используемых документов, вступление в силу федерального закона предлагается отложить на 180 дней с момента его официального опубликования. 

Законопроект будет рассмотрен Госдумой в первом чтении 19 сентября. 

Можно ли вообще отказаться от страховки? 

Согласно действующему указанию Центробанка № 3854-У, которое относится ко всем договорам кредитования, начиная с 1 июня 2016 года любой гражданин может отказаться от страховки. При этом важно помнить, что полностью отказаться от страхового полиса можно на протяжении 5 дней после даты заключения договора (период охлаждения). В ряде случаев возврат страховой суммы по кредиту выполняется в течение периода, предусмотренного самим договором. 

Действующая норма предполагает возможность отказаться от следующих типов страховки: 

• на случай кончины или достижения заданного возраста; 
• от несчастных случаев; 
• дополнительное медицинское страхование; 
• повреждение и утрата имущества; 
• повреждение или хищение наземных транспортных средств; 
• повреждение или хищение водного транспорта (лодки, катера); 
• ОСАГО; 
• страхование финансовых рисков. 

Как банки и страховые компании могут обойти указание ЦБ:

• Банк может наложить запрет на досрочное погашение кредита. 
• Банковская организация сама выступает страховым агентом. В этом случае подписывается коллективный договор, на который действующие указания Банка России не распространяются. 
• Страховка включена в основной пакет банковских услуг. Такая практика характерна для нецелевых потребительских кредитов, предоставляемых в формате кредитной карты. При оформлении отказа банк может лишить вас и других важных опций пакета или сократить величину кредитного лимита. 
• Если в договоре кредита вами помечен пункт о прочтении документа и полном согласии с его условиями, доказать в суде навязывание услуг будет сложно. 
• Поскольку закон установлен только в отношении страховых полисов, компания может установить низкую стоимость самого полиса и высокие платежи за оформление и комиссию.

 

Источник: Парламентская газета

Читайте также...

Частным страховщикам нужно взаимодействовать с правительством, чтобы сократить пробелы в…

25-09-2020 Просмотров:107

Частным страховщикам нужно взаимодействовать с правительством, чтобы сократить пробелы в защите: Банк Англии

Банк Англии призвал правительство работать со страховщиками Великобритании в целях подготовки к...

Компании сталкиваются с меньшим количеством киберсобытий, но атаки обходятся дороже

25-09-2020 Просмотров:91

Компании сталкиваются с меньшим количеством киберсобытий, но атаки обходятся дороже

Когда речь заходит о киберрисках, сейчас для предприятий ставки выше, чем когда-либо,...

Страховщики могут сократить отчисления в плохо работающий сектор хедж-фондов

25-09-2020 Просмотров:110

Страховщики могут сократить отчисления в плохо работающий сектор хедж-фондов

В течение многих лет жалоб на высокие комиссии и низкую эффективность хедж-фондов,...

Ценность отрасли остается, несмотря на трансформацию рынка перестрахования: Aon

25-09-2020 Просмотров:194

Ценность отрасли остается, несмотря на трансформацию рынка перестрахования: Aon

Перестраховочный брокер Aon продолжает видеть ценность в мировой индустрии перестрахования, даже несмотря...

Munich Re укрепляет базу капитала за счет выпуска зеленых облигаций

25-09-2020 Просмотров:205

Munich Re укрепляет базу капитала за счет выпуска зеленых облигаций

Глобальная перестраховочная компания Munich Re впервые в своей истории выпустила субординированные зеленые...

Пятая часть стран мира подвержена риску разрушения экосистем из-за сокращения…

25-09-2020 Просмотров:169

Пятая часть стран мира подвержена риску разрушения экосистем из-за сокращения биоразнообразия:Swiss Re

В новом отчете Swiss Re Institute утверждает, что пятая часть стран мира...

COVID-19 увеличивает спрос на цифровые возможности insurtech

25-09-2020 Просмотров:135

COVID-19 увеличивает спрос на цифровые возможности insurtech

Согласно новому отчету от Capgemini и Efma, пандемия COVID-19 повысила вовлеченность и...

Урегулирование страхового случая онлайн: как работает и кому выгодно?

24-09-2020 Просмотров:236

Урегулирование страхового случая онлайн: как работает и кому выгодно?

Страхователи больше не хотят видеть страховщиков, предпочитая решать вопросы онлайн. Страховщики отвечают...