m.pichuginПочему страховые компании стараются минимизировать свое присутствие на туристическом рынке, “Ъ” рассказал гендиректор «Cherehapa Страхование» Максим Пичугин.

 

— Крупные компании обычно предпочитают не страховать ответственность туроператоров. С чем это связано?

— На рынке было уже немало прецедентов («Нева», «Лабиринт», «Южный крест» и другие), когда туроператор объявлял себя неспособным к выполнению обязательств и благополучно сворачивал деятельность, а вся вина за неправильную организацию перекладывалась на страховую компанию. Ни одному страховщику не нравится нести убытки, поэтому они предпочитают не страховать туроператоров вообще. Фактически туроператор в нашей стране не несет серьезной ответственности за свою деятельность: он может собрать деньги с клиентов и не заплатить контрагентам за услуги. Страховщики в своей массе в такой ситуации не готовы нести риски.

— В каком случае ситуация могла бы измениться?

— Сейчас много говорится о страховании каждого отдельного тура от банкротства туроператоров, но в такой ситуации пострадают как туристы, так и порядочные туроператоры, ведь стоимость тура возрастет на размер страхового тарифа. Тут нет волшебной таблетки, нужно принимать меры на государственном уровне, когда руководители и акционеры туроператоров будут нести персональную ответственность за свой бизнес. Как показала практика, ни внедрение института страхования ответственности туроператоров, ни фонд персональной ответственности, ни организованная «Турпомощь» не смогли уберечь туристов от мошенничества со стороны многих туроператоров.

— Могут ли туристы самостоятельно оценить надежность страховщика, который работает с туроператором?

— Теоретически да. Есть такие критерии, как известность компании, отзывы о ней. Но по факту оценить надежность страховщика сложно. Та же «Натали турс» была застрахована в надежной компании «Ингосстрах», но обязательств они взяли настолько много, что страховщик сможет выплатить незначительные компенсации туристам: денег на всех не хватит. Туроператоры, как правило, не страхуют весь оборот, а всего лишь выполняют требование закона с минимальным лимитом покрытия.

— Часто после ухода с рынка заметного туроператора ЦБ отзывает лицензию и у его страховщика. Формально это не освобождает компанию от выполнения обязательств. На практике это происходит?

— Это тренд последних лет. Для обеспечения деятельности туроператор обязан купить полис ответственности, а часто это сделать негде. Крупные страховщики не будут брать на страхование сомнительную компанию, туроператору остается пойти в компанию-«помойку». У таких структур могут быть сотни клиентов-туроператоров, но фактически они не готовы, да и не собирались никому платить. У них, может, и есть активы, но практически обычно их не хватает на покрытие убытков. ЦБ остается отозвать лицензию и начать процедуру банкротства.

— Почему страхового покрытия туроператора зачастую оказывается недостаточно для покрытия обязательств перед туристами за выкупленные туры?

— Как правило, туроператор страхуется по минимальному лимиту покрытия, чтобы не платить больше за страховой полис. Стоимость полиса зависит от множества факторов, включая сумму годовой финансовой отчетности. Если оборот у туроператора за прошедший год был 10 млн руб. и под него он купил полис, это не означает, что в следующем году оборот его не станет 100 млн, под который не хватит лимита покрытия. Выходит, компания может продать туров на 1 млрд руб., а лимит покрытия будет 150 млн руб.

— Какую часть стоимости выкупленного тура обычно удается компенсировать туристам?

— Были случаи и фактически полного покрытия обязательств. Были случаи, когда туристы получали 0,3% стоимости тура, когда туроператор имел минимальный лимит покрытия, а обязательств много.

 

По материалам Коммерсантъ

Больше новостей

Читайте также...

Масштаб имеет значение ... до некоторой степени: игра в масштабирование…

04-03-2021 Просмотров:32

Масштаб имеет значение ... до некоторой степени: игра в масштабирование в страховании

Одно из основных убеждений многих отделов стратегии заключается в том, что размер...

Казахстанские компании общего страхования пережили пандемический 2020 год практически без…

04-03-2021 Просмотров:63

Казахстанские компании общего страхования пережили пандемический 2020 год практически без потерь

На фоне публикации отчетных данных за 2020 год глобальными страховщиками, которые сообщают...

Иран одобрил запуск пятой перестраховочной компании

04-03-2021 Просмотров:74

Иран одобрил запуск пятой перестраховочной компании

Согласно отчетам Financial Tribune, иранские регулирующие органы одобрили запуск Тегеранской перестраховочной компании....

Индия: инновации и современные технологии стимулируют рост страховой отрасли

04-03-2021 Просмотров:75

Индия: инновации и современные технологии стимулируют рост страховой отрасли

Пандемия COVID-19 актуализировала акцент на инновационные страховые решения на индийском страховом рынке.

Aon и Praedicat сотрудничают для устранения пробелов в перестраховочном покрытии…

04-03-2021 Просмотров:96

Aon и Praedicat сотрудничают для устранения пробелов в перестраховочном покрытии несчастных случаев

Новое сотрудничество между перестраховочным брокером Aon и Praedicat, компанией, занимающейся аналитикой возникающих...

Перестрахование поможет страховщикам справиться с необычно серьезными убытками от урагана…

04-03-2021 Просмотров:97

Перестрахование поможет страховщикам справиться с необычно серьезными убытками от урагана Ури: S&P

Согласно S&P Global Ratings, ранние оценки страховых убытков для необычно сильного зимнего...

Китай: страховщики увеличивают использование цифровых платформ для страховых сделок

04-03-2021 Просмотров:79

Китай: страховщики увеличивают использование цифровых платформ для страховых сделок

По мнению Fitch Ratings, технологические инновации и растущая популярность электронной коммерции изменят...

Google предложит пользователям облачных сервисов киберстрахование от Allianz и Munich…

03-03-2021 Просмотров:385

Google предложит пользователям облачных сервисов киберстрахование от Allianz и Munich Re

Google объединяется с двумя глобальными перестраховщиками, чтобы покрыть киберпреступления и связанные с...