m.pichuginПочему страховые компании стараются минимизировать свое присутствие на туристическом рынке, “Ъ” рассказал гендиректор «Cherehapa Страхование» Максим Пичугин.

 

— Крупные компании обычно предпочитают не страховать ответственность туроператоров. С чем это связано?

— На рынке было уже немало прецедентов («Нева», «Лабиринт», «Южный крест» и другие), когда туроператор объявлял себя неспособным к выполнению обязательств и благополучно сворачивал деятельность, а вся вина за неправильную организацию перекладывалась на страховую компанию. Ни одному страховщику не нравится нести убытки, поэтому они предпочитают не страховать туроператоров вообще. Фактически туроператор в нашей стране не несет серьезной ответственности за свою деятельность: он может собрать деньги с клиентов и не заплатить контрагентам за услуги. Страховщики в своей массе в такой ситуации не готовы нести риски.

— В каком случае ситуация могла бы измениться?

— Сейчас много говорится о страховании каждого отдельного тура от банкротства туроператоров, но в такой ситуации пострадают как туристы, так и порядочные туроператоры, ведь стоимость тура возрастет на размер страхового тарифа. Тут нет волшебной таблетки, нужно принимать меры на государственном уровне, когда руководители и акционеры туроператоров будут нести персональную ответственность за свой бизнес. Как показала практика, ни внедрение института страхования ответственности туроператоров, ни фонд персональной ответственности, ни организованная «Турпомощь» не смогли уберечь туристов от мошенничества со стороны многих туроператоров.

— Могут ли туристы самостоятельно оценить надежность страховщика, который работает с туроператором?

— Теоретически да. Есть такие критерии, как известность компании, отзывы о ней. Но по факту оценить надежность страховщика сложно. Та же «Натали турс» была застрахована в надежной компании «Ингосстрах», но обязательств они взяли настолько много, что страховщик сможет выплатить незначительные компенсации туристам: денег на всех не хватит. Туроператоры, как правило, не страхуют весь оборот, а всего лишь выполняют требование закона с минимальным лимитом покрытия.

— Часто после ухода с рынка заметного туроператора ЦБ отзывает лицензию и у его страховщика. Формально это не освобождает компанию от выполнения обязательств. На практике это происходит?

— Это тренд последних лет. Для обеспечения деятельности туроператор обязан купить полис ответственности, а часто это сделать негде. Крупные страховщики не будут брать на страхование сомнительную компанию, туроператору остается пойти в компанию-«помойку». У таких структур могут быть сотни клиентов-туроператоров, но фактически они не готовы, да и не собирались никому платить. У них, может, и есть активы, но практически обычно их не хватает на покрытие убытков. ЦБ остается отозвать лицензию и начать процедуру банкротства.

— Почему страхового покрытия туроператора зачастую оказывается недостаточно для покрытия обязательств перед туристами за выкупленные туры?

— Как правило, туроператор страхуется по минимальному лимиту покрытия, чтобы не платить больше за страховой полис. Стоимость полиса зависит от множества факторов, включая сумму годовой финансовой отчетности. Если оборот у туроператора за прошедший год был 10 млн руб. и под него он купил полис, это не означает, что в следующем году оборот его не станет 100 млн, под который не хватит лимита покрытия. Выходит, компания может продать туров на 1 млрд руб., а лимит покрытия будет 150 млн руб.

— Какую часть стоимости выкупленного тура обычно удается компенсировать туристам?

— Были случаи и фактически полного покрытия обязательств. Были случаи, когда туристы получали 0,3% стоимости тура, когда туроператор имел минимальный лимит покрытия, а обязательств много.

 

По материалам Коммерсантъ

Читайте также...

WTW запускает климатическую аккредитацию, чтобы помочь компаниям получить страховое покрытие

06-05-2021 Просмотров:583

WTW запускает климатическую аккредитацию, чтобы помочь компаниям получить страховое покрытие

Willis Towers Watson (WTW) запустил систему климатической аккредитации, которая поможет предоставить квалифицированным...

Insurance Europe призывает к реформированию директивы ЕС по НДС

06-05-2021 Просмотров:697

Insurance Europe призывает к реформированию директивы ЕС по НДС

Insurance Europe просит реформировать директиву ЕС по НДС, называя ее устаревшей и...

Внедрение киберстрахования в МСП остается на низком уровне по мере…

06-05-2021 Просмотров:570

Внедрение киберстрахования в МСП остается на низком уровне по мере роста премий

Почти половина небольших компаний не планирует покупать страховку от киберрисков, несмотря на...

COVID-19 создает новые риски в цепочке поставок, угрожающие устойчивости: BSI

06-05-2021 Просмотров:712

COVID-19 создает новые риски в цепочке поставок, угрожающие устойчивости: BSI

Covid-19 создаст новые риски для цепочки поставок для предприятий в 2021 году...

Выпуск катастрофных облигаций сократился в первом квартале

06-05-2021 Просмотров:540

Выпуск катастрофных облигаций сократился в первом квартале

Согласно отчету Aon Securities, лимит облигаций на случай стихийного бедствия, размещенных в...

Компания Direct Insurance проводит ребрендинг и объединяется под брендом Aventum

06-05-2021 Просмотров:660

Компания Direct Insurance проводит ребрендинг и объединяется под брендом Aventum

Глобальный специализированный страховой бизнес Direct Insurance Group был реструктурирован и переименован в...

Ferma просит страховую отрасль объединить усилия в поиске решений по…

05-05-2021 Просмотров:580

Ferma просит страховую отрасль объединить усилия в поиске решений по борьбе с пандемией

Ferma призвала страховую отрасль сотрудничать с риск-менеджерами для разработки общеевропейского решения по...

Американские и бермудские перестраховщики адаптируются к более высоким затратам на…

05-05-2021 Просмотров:787

Американские и бермудские перестраховщики адаптируются к более высоким затратам на травмы в Великобритании: Fitch

Аналитики Fitch Ratings полагают, что перестраховщики в США и на Бермудских островах,...