Стремясь минимизировать риски вложения для инвесторов, краудфандинговые площадки начали присматриваться к страхованию займов.

Так, одна из платформ намерена страховать финансовые потери инвестора из-за дефолта или длительного неисполнения заемщиком своих обязательств по всем проектам. Впрочем, эксперты отмечают, что массовая страховка займов обернется для компании значительным снижением маржи либо приведет к увеличению комиссии для инвесторов.

О том, что краудфандинговая площадка «Пирс. Оператор прямых инвестиций» начала страховать вложения своих инвесторов, “Ъ” рассказали в самой компании. Вчера на основании соглашения со страховой компанией «Согласие» площадка выдала первый застрахованный заем на сумму 1,5 млн руб. В дальнейшем планируется страховать вложения инвесторов во все проекты. Первый год комиссию по страхованию (1,6-2,2% на остаток основного долга и процентов, начисленных за период), оплачивает платформа, далее инвестор может продлить страхование за свой счет. Впрочем, срок большинства займов не превышает года.

Застрахованным является риск неполучения инвестором доходов (либо возникновения у него непредвиденных расходов) в результате нарушения или неисполнения более трех месяцев заемщиком обязательств по заключенному договору займа. Страховым случаем является неполучение инвестором доходов, размер которых подтвержден вступившим в силу решением суда либо признанных страховщиком после ликвидации или банкротства заемщика. При наступлении страхового случая инвесторы получат 80% от вложенных средств за вычетом НДФЛ (20% являются безусловной франшизой страховой компании) и проценты, которые они мог ли бы заработать за оставшийся период займа. По словам гендиректора «Пирс. Оператор прямых инвестиций» Артема Мордвинкина, страховка для инвесторов носит прежде всего стимулирующий и маркетинговый характер.

Банк России определяет краудфандинг как привлечение инвестиций коммерческими организациями или индивидуальными предпринимателями с использованием интернет-платформ. К его разновидностям относят краудлендинг (P2P-, P2B- и B2B-займы), краудинвестинг (финансирование с помощью продажи долей и акций или по договору займа) и сектор rewards (финансирование в обмен на нефинансовое вознаграждение). По итогам 2017 года общий объем рынка увеличился более чем на 80% и превысил 11,2 млрд руб. К концу 2018 года рынок краудфинансов может достигнуть 15 млрд руб. (см. “Ъ” от 3 июля).

По мнению участников рынка, целесообразность страхования рисков инвесторов зависит от скоринговой модели каждой площадки. «Страховка имеет смысл, если страховщик умеет оценивать риски займов лучше, чем платформа,— говорит глава краудлендинговой площадки Penenza Дмитрий Пангин.— Именно в умении оценивать риски и отбирать качественных заемщиков заключается основная ценность платформы». По словам гендиректора краудфандинговой платформы «Поток» Никиты Абраменко, дефолт у качественных заемщиков происходит довольно редко. «При грамотном скоринге это число будет незначительно»,— отмечает он. По оценкам экспертов, в целом по рынку P2B и B2B по итогам 2017 года уровень дефолта составлял 3-5%.

При этом застрахованное финансирование может обернуться финансовыми потерями для самой площадки либо повышением комиссии для клиентов. Гендиректор краудинвестинговой площадки StartTrack.ru Константин Шабалин не исключает ситуации, когда площадка выплатит инвесторам деньги по случившемуся дефолту, а затем будет ждать несколько месяцев от страховой компании выплаты, рискуя ее не получить. «Компания должна получать определенную маржу для нормальной работы, и затраты на страхование она будет закладывать в комиссию для конечного потребителя»,— уверен господин Абраменко.

В Банке России сообщили, что изучат опыт применения страховых продуктов на рынке краудфандинга. «Вопрос распределения риска, в том числе с использованием страховых продуктов, свидетельствует о развитии этого рынка»,— считают в ЦБ. В СК «Согласие» не ответили на запрос “Ъ”.

Коммерсантъ, Светлана САМУСЕВА, Антон ДУГИН

Читайте также...

Дилемма новатора в страховании

27-11-2020 Просмотров:95

Дилемма новатора в страховании

В статье обсуждаются проблемы, с которыми сталкиваются традиционные страховые компании при получении...

Страховое мошенничество растет вместе с загруженностью страховщиков

27-11-2020 Просмотров:101

Страховое мошенничество растет вместе с загруженностью страховщиков

Ежегодный опрос FRISS показал, что количество страховых случаев с элементом мошенничества выросло...

Последствия быстрого внедрения телемедицины для страхования

27-11-2020 Просмотров:74

Последствия быстрого внедрения телемедицины для страхования

В свете быстрого внедрения телемедицины во время пандемии COVID-19, вероятно, возникнет несколько...

Агент-аналитик: 3 способа использования данных для увеличения продаж

27-11-2020 Просмотров:85

Агент-аналитик: 3 способа использования данных для увеличения продаж

Большие данные не только помогают агентам продавать страховые продукты, но и подскажут,...

Традиционные страховщики могут столкнуться с сокращением доли рынка из-за финансовых…

27-11-2020 Просмотров:84

Традиционные страховщики могут столкнуться с сокращением доли рынка из-за финансовых технологий

Традиционные страховщики столкнутся с сокращением прибылей и доли рынка по мере того,...

Япония: рост количества страховых случаев, связанных с коронавирусом, замедлится

27-11-2020 Просмотров:79

Япония: рост количества страховых случаев, связанных с коронавирусом, замедлится

Ожидается, что три основных японских группы общего страхования - Tokio Marine Holdings,...

Китай: дисциплинарные комиссии указывают на пробелы в управлении финансовыми учреждениями

27-11-2020 Просмотров:106

Китай: дисциплинарные комиссии указывают на пробелы в управлении финансовыми учреждениями

Действия Центральной комиссии по проверке дисциплины (CCDI) и Национальной надзорной комиссии (NSC)...

Индия: COVID-19 предоставил огромные возможности для InsurTech 

27-11-2020 Просмотров:178

Индия: COVID-19 предоставил огромные возможности для InsurTech 

Пандемия COVID-19 ускорила рост InsurTech на индийском рынке, и ожидается, что он...