Национальный союз агростраховщиков и отраслевые аграрных союзы – Национальный союз свиноводов (НСС), Национальный союз производителей овощей (НСПО, Картофельный союз (КС),) – согласовали необходимость включения в систему агрострахования с господдержкой дополнительных программам агрострахования.
Это предложение НСА поддержали решением представителей союзов аграриев на совещании, которое прошло в НСА 11 июля. Совещание было посвящено обсуждению различных поправок к законопроекту, вносящему изменения в Закон №260-ФЗ «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования». Одной из таких поправок, активно поддержанных отраслевыми союзами, стало включение в систему агрострахования возможности разработки программ, учитывающих региональную и отраслевую специфику. Законопроект, подготовленный Правительством РФ, был принят в первом чтении Государственной думой РФ 3 июля, в настоящее время готовится его второе чтение.
«И НСА, и аграрные союзы поддерживают поправку к законопроекту, согласно которой закон №260-ФЗ должен быть дополнен статьей “Пилотные программы сельскохозяйственного страхования”, – заявил президент НСА Корней Биждов. – По оценке наших специалистов, данная мера, наряду с ожидаемым восстановлением механизма целевого субсидирования агрострахования, поможет решить одну из главных проблем системы - приблизить условия страховой защиты к конкретным потребностям сельхозпроизводителей с учетом специфики рисков, характерных для определенных отраслей или регионов. Считаем, что это предложение в полной мере отвечает задачам повышения гибкости системы агрострахования и ее развития, которые были поставлены Председателем Правительства РФ Дмитрием Медведевым и совместно председателем Совета Федерации Валентиной Матвиенко и председателем Госдумы РФ Вячеславом Володиным».
В настоящее время в России аграриям доступны на условиях господдержки две базовые программы страхования сельхозрисков – одна для защиты рисков растениеводства, другая - для животноводства. Их условия подробно прописаны в Законе №260-ФЗ. «Практика осуществления агрострахования с господдержкой за время действия закона – с 2012 года – показала, что системе время от времени требуются корректировки с учетом накопленного опыта или новых рисков, возникающих в развивающейся отрасли АПК. Например, ЧС на Дальнем Востоке в 2013 г. привела к включению в систему риска наводнения,– объясняет позицию НСА Корней Биждов. – Однако внесение изменений в закон и последующая корректировка нормативной базы занимают не менее двух лет. В мировой практике, например в Китае, Испании, Турции, США, а также в других странах, в агростраховании используется механизм утверждения страховых программ подзаконными актами, позволяющий оперативно развивать систему и гибко подходить к потребностям аграриев».
Если поправка к законопроекту будет принята, НСА получит право разработки пилотных программ сельскохозяйственного страхования с господдержкой, отличающихся от предусмотренных законом базовых программ, при условии их согласования с Минсельхозом, Минфином и Банком России и последующего включения в ежегодный План сельскохозяйственного страхования.
Появление новых программ может стимулировать спрос аграриев на страхование с господдержкой и одновременно избежать избыточных дополнительных расходов бюджета на его субсидирование, полагает Корней Биждов. Запрос на инновации, поступающий со стороны аграриев, касается как внедрения принципиально новых программ – например, введения страхования доходов, – так и более детального учета специфики рисков.
Президент НСА поясняет: «Для страхования урожая с господдержкой с 2012 года в России предусмотрена так называемая мультирисковая программа – когда страховым случаем признается снижение урожая по сравнению со средним значением за 5 лет, вызванное природными событиями, а страховая выплата компенсирует стоимость недополученной сельхозпродукции. Этот тип защиты, широко распространенный в мировой практике, удобен для страхования катастрофических потерь в растениеводстве, которые могут быть вызваны одним крупным событием – например, засухой или заморозками – или серией событий, которые последовательно повреждали посевы. Сейчас Правительство РФ предложило расширить коридор возможностей для агрария при осуществлении такой защиты: если до сих пор страховым случаем признается потеря урожая в размере не менее от 20% от запланированного, то уже принятый в первом чтении законопроект обязывает страховщика рассматривать в качестве страхового случая любой ущерб. Но практика показала, что у аграриев есть потребность в страховой защите рисков таких потерь, которые не всегда носят катастрофический характер – например, когда посевы повреждены градом, или когда требуется пересев озимых. Объединение этих рисков с катастрофическими в одном полисе не всегда целесообразно. Для них могут серьезно различаться и процедуры оценки и урегулирования ущерба, и ожидания аграриев от страхования. Их раздельная страховая защита может обойтись дешевле – и аграрию, и бюджету. Так, например, страхование от града в практике ряда стран – Франции, Испании – осуществляется на основании отдельной программы с господдержкой. Тот же принцип может быть применен и к страхованию специфических рисков некоторых регионов – например, рисков, связанных с компенсацией прямых издержек в ситуации сева в рискованных агрометеорологических условиях, что сегодня страхованием не покрывается».
«В целом механизм разработки страховых программ может быть полезен для реализации главной задачи системы агрострахования – выступать инструментом управления рисками АПК в каждом регионе», – подчеркнул Корней Биждов.
В 2017 г. охват страхованием с господдержкой поголовья сельскохозяйственных животных составил 16,7% (от условных голов), в растениеводстве охват составил менее 2%. Для сравнения, в 2014 г. охват поголовья составлял 16,3%, охват посевных площадей – 17,7%. Резкое падение охвата страховой защитой посевов, которое произошло в 2016-2017 гг., НСА связывает с переходом к системе «единой субсидии», в результате которого региональные органы АПК вынуждены принимать решения, направлять ли им средства федеральных субсидий на финансирование производственных задач или выделить часть средств на агрострахование. В настоящее время проблема находится на контроле Правительства РФ – по итогам совещания 22 июня у председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева от 22 июня, Минсельхозу, Минфину и Минэкономразвития России с участием органов исполнительной власти субъектов РФ поручено рассмотреть вопрос о целесообразности выделения субсидий на агрострахование в качестве самостоятельной меры государственной поддержки. «Возможность введения дополнительных программ – следующий шаг, который в перспективе позволит повысить защиту тех отраслей агропроизводства, которые являются стратегическими для каждого региона, доведя охват страхованием в них до принятых в мировой практике значений в 40-70%», – подчеркнул Корней Биждов.
На совещании с аграрными союзами также были обсуждены положения принятого в первом чтении законопроекта, которые могут ухудшить положение аграриев. «НСА будет настаивать на том, чтобы ко второму чтению эти положения были скорректированы, – отметил президент НСА. – Во-первых, вместо страхования вынужденного убоя здоровых животных при противоэпизоотических мероприятиях НСА предлагает прямо включить риск изъятия животных на территории страхования. Во-вторых, НСА и союзы аграриев не поддерживают предложенное ограничение срока уплаты первого страхового взноса, поскольку аграрии могут испытывать затруднения с поиском средств сразу после посевной кампании».
По материалам DairyNews