autoinsur osagoСтраховщики, работающие на рынке ОСАГО, не делают скидку за безаварийную езду. Такова наиболее распространенная жалоба автомобилистов в Центробанк. Об этом свидетельствует статистика регулятора рынка страхования за I квартал 2018 года, с которой ознакомились «Известия». Правозащитники полагают, что страховщики намеренно уклоняются от скидок, не желая терять выручку. Сами страховщики ссылаются на ошибки в электронной базе союза страховщиков.

По итогам I квартала 2018 года Центробанк получил 13,4 тыс. жалоб граждан на страховщиков, продающих ОСАГО. Наибольшие проблемы у клиентов вызывает отсутствие либо неправильное начисление предусмотренных законом скидок по ОСАГО — 42% от всех обращений (5,5 тыс. жалоб). На втором месте по недовольству россиян системой ОСАГО — проблемы с продажей полиса через сайты страховщиков — 16,3% обращений (2,2 тыс. жалоб), на третьей строчке — общее недовольство работой страховщиков (9%, или 1,2 тыс. жалоб), которое ЦБ объединил пунктом «прочие». 


Скидки за безаварийную езду, как и увеличение тарифа, рассчитываются страховщиками по единой методике коэффициентов «бонус-малус» (КБМ). Последняя существует в виде особой электронной базы, куда страховщики заносят все данные о страхователях и договорах ОСАГО. Контроль над КБМ осуществляет Российский союз страховщиков (РСА) — на запрос «Известий» там не ответили. Тем не менее в ЦБ проблемы со скидками в «автогражданке» считают «значительными». 

— Жалобы граждан на неверный расчет КБМ составляют значительную часть среди общего количества обращений, поступающих в Банк России в отношении страховых компаний. По каждому обращению Центробанк проводит проверку и при необходимости исправляет значение КБМ. Результаты анализа обращений показывают, что «коэффициент» подлежит исправлению в 90% случаев, — сообщили «Известиям» в пресс-службе ЦБ. 

По мнению регулятора, такая ситуация объясняется сравнительно недавним установлением контроля над базой КБМ союзом страховщиков. До этого своя база была у каждой страховой компании. Это приводило к накоплению ошибок. В ЦБ сообщили, что с марта 2017 года процесс верификации КБМ на основании запросов граждан запущен через Центр сбора и обработки обращений граждан в городе Владимире.

Сами страховщики считают, что причиной отказов в скидке могут быть технические ошибки в общей базе союза.

— Если ранее в базе РСА были загружены неверные значения КБМ по определенным страхователям, то и ответ на запрос КБМ со стороны РСА будет неверным. Неверный ответ может приходить в том числе и при несвоевременной отправке данных в РСА при смене документа у водителя или собственника, а также при изменении ФИО, — рассказали в пресс-службе страховой компании МАКС.

В том случае, если водитель не согласен с КБМ, ему достаточно написать заявление в свою страховую компанию или в ту компанию, где он планирует оформить полис, пояснил «Известиям» руководитель Центра контроля качества группы «Ренессанс страхование» Алексей Образцов. Если компания не находит технической ошибки у себя, она формирует запрос в РСА, в течение пяти рабочих дней союз страховщиков проводит проверку и высылает корректное значение коэффициента или же подтверждение, что коэффициент был верным, добавил он.

Обязанность корректно вводить данные в свою систему лежит на страховщиках, но они этим злоупотребляют ради собственной выгоды, убежден автомобильный эксперт Сергей Иванов. По его словам, ни один страховщик никогда не откажет клиенту в скидке по каско, потому что это добровольная рыночная услуга. А с обязательным ОСАГО — такие истории сплошь и рядом, отметил он. Страховщики теряют прибыль на скидках, поэтому им выгодны ошибки в КБМ, пояснил Сергей Иванов. 

Вторая по массовости жалоб проблема ОСАГО — невозможность заключить договор через интернет. С прошлого года все страховые компании были обязаны наладить бесперебойную работу е-ОСАГО. В ЦБ отмечают, что чаще всего граждане жалуются на отсутствие возможности заключить договор в электронном виде из-за переадресации на сайт другой страховой компании, хотя это и допускается правилами профессиональной деятельности. Также заявители жалуются на то, что их данные не прошли проверку в РСА и в связи с этим заключить договор не удалось. Кроме того, граждане сталкиваются со сбоями и длительным ожиданием во время заполнения заявления либо сбоями на этапе расчета страховой премии и ее оплаты.

— Анализ структуры обращений, поступивших в Банк России, показывает наличие большого количества вопросов у граждан, связанных с непониманием особенностей заключения договора ОСАГО в электронном виде, что свидетельствует о недостаточном уровне финансовой грамотности населения. Все указанные в обращениях факты проверяются, и в случае выявления нарушений со стороны страховых компаний к ним применяются меры реагирования — предписания и штрафы, — подчеркнули в ЦБ.

Компании «Росгосстрах», «Ресо», «Ингосстрах», ВСК, «Согласие», «Ренессанс», «Югория», «Уралсиб» на запрос «Известий» не ответили. В МАКСе считают, что сбои при покупке е-ОСАГО вызваны сложностью механизма проверок, загруженностью базы РСА и резко возросшими нагрузками на корпоративные информационные системы страховщиков. 



Тимур ХАСАНОВ, Известия

 

Читайте также...

Великобритания: пандемия привела к росту числа незастрахованных водителей

28-10-2020 Просмотров:48

Великобритания: пандемия привела к росту числа незастрахованных водителей

Полиция Великобритании опасается, что во время пандемии количество незастрахованных водителей увеличилось. Полиция...

Swiss Re ставит передовую платформу данных и аналитики на службу…

28-10-2020 Просмотров:65

Swiss Re ставит передовую платформу данных и аналитики на службу глобального здравоохранения

Swiss Re присоединяется к The Trinity Challenge, глобальной коалиции, которая стремится лучше...

Схемы правительства приносят пользу Coface в третьем квартале, но чистая…

28-10-2020 Просмотров:68

Схемы правительства приносят пользу Coface в третьем квартале, но чистая прибыль упала на 55%

Кредитный страховщик Coface сообщил о чистой прибыли в размере 28,5 млн евро...

Все больше компаний обращаются к кэптивам по мере ужесточения рынка

28-10-2020 Просмотров:46

Все больше компаний обращаются к кэптивам по мере ужесточения рынка

Компании, уставшие от роста цен и ужесточения условий своих страховых полисов в...

Китайская компания Ping An Insurance сообщает о росте прибыли в…

28-10-2020 Просмотров:83

Китайская компания Ping An Insurance сообщает о росте прибыли в третьем квартале на 7,74%

Ping An Insurance Group Co of China Ltd во вторник сообщила о...

Наибольшее влияние COVID на перестраховщиков оказывает инвестиционная среда

28-10-2020 Просмотров:63

Наибольшее влияние COVID на перестраховщиков оказывает инвестиционная среда

Поскольку продолжающаяся пандемия COVID-19 усугубляет ситуацию, когда процентные ставки становятся более низкими...

Tokio Marine объявила об участии в программе перестрахования Lemonade

28-10-2020 Просмотров:84

Tokio Marine объявила об участии в программе перестрахования Lemonade

Tokio Marine Holdings объявила о своем участии в программе перестрахования страховой компании...

Обзор лондонского рынка показал, что только 14% хотят вернуться в…

28-10-2020 Просмотров:50

Обзор лондонского рынка показал, что только 14% хотят вернуться в офис

Исследование рынка Лондона, проведенное Обществом андеррайтинга профессиональной ответственности (PLUS), показало, что только...