Эксперты страхового рынка отмечают увеличение числа событий с участием членов советов директоров и независимых директоров компаний в РФ за последние месяцы. По данным, приведенным в ходе пресс-конференции в офисе «Интерфакса» президентом страховой компании AIG Романом Тихоненко, «в 2016 году в СМИ проходила информация о 82 расследованиях в отношении директоров организаций, которые подпадали под признаки страхового события по полису страхования ответственности директоров (D&O)».
Он напомнил, что компания начала страховать ответственность директоров в России в 1996 году. Тогда был продан первый полис, и до 2001 года спрос на такие услуги не предъявлялся. Некоторое оживление спроса отмечалось в 2005 году с расширением выхода российских компаний на IPO. За период до 2013 года было зафиксировано порядка восьми убытков по этому виду страхования, в период с 2013 по 2016 год в РФ регистрировалось уже по десять убытков ежегодно.
В развитие темы представитель Федерального агентства по управлению госимуществом Роман Богданов в ходе пресс-конференции заявил, что ведомство готовит ряд законодательных инициатив по повышению персональной ответственности директоров. «Такие поручения даны Росимуществу правительством, работа ведется совместно с Минэкономразвития», - сказал он.
В этой связи Р.Богданов подчеркнул, что программа добровольного страхования ответственности директоров, разработанная AIG по запросу Ассоциации независимых директоров (АНД), носит добровольный характер. Вместе с тем Росимущество считает инструмент страхования ответственности членов совета директоров, независимых директоров и генеральных директоров цивилизованным инструментом, направленным не только на защиту топ-менеджеров, но и на защиту интересов акционеров компаний, самих компаний, третьих лиц от возможного ущерба в результате неправильных действий директоров.
Исполнительный директор АНД Игорь Розанов сообщил журналистам, что в настоящее время в России потенциально держателями полисов D&O могли бы быть тысячи директоров, однако в настоящее время таких застрахованных насчитывается 1% от общей численности директоров в стране. Он добавил, что представители АНД обратились к AIG с просьбой разработать доступную программу, которая позволила бы напрямую, а не через компанию, где работает директор, приобрести полис D&O.
«Мы считаем, что подобная страховая защита - одна из лучших практик корпоративного управления, поскольку защищает интересы как акционеров компаний, так и самих директоров, что позволяет соблюдать баланс интересов», - сказал И.Розанов. Кроме того, разработка подобных предложений для директоров, по мнению И.Розанова, «весьма своевременна», она позволяет развиваться бизнесу и принимать риски, что отвечает его природе. И.Розанов отметил, что наличие подобного полиса позволит привлечь в компании независимых директоров, которые опасаются исполнять обязанности из-за персональных рисков имиджу и личных имущественных рисков. Представитель АНД добавил, что стоимость индивидуального страхования D&O для директоров будет сопоставима со стоимостью страхования не слишком дорогой иномарки. Кроме того, напомнил И.Розанов, ассоциация для разработки программы обратилась к одному из международных лидеров в области D&O.
Отвечая на вопросы журналистов, председатель наблюдательного совета АНД Александр Иконников пояснил, что для члена совета директоров, генеральных директоров, независимых директоров могут возникать риски, связанные с переоценкой решений, принятых под влиянием позиции группы акционеров, которую он представляет в компании. С течением времени может выясниться, что подобное решение трактуется как приносящее ущерб компании или третьим лицам, например, миноритарным акционерам.
А.Иконников отметил, что разработанная по инициативе АНД программа позволяет страховать ответственность независимых директоров в случае, если они одновременно исполняют такие обязанности в нескольких компаниях.
Полис страхования ответственности топ-менеджеров и членов совета директоров D&O, как правило, покрывает в классических программах судебные расходы и расходы на адвокатов в случае привлечения застрахованного лица к субсидиарной, административной и уголовной ответственности (в последнем случае - до решения суда об определении вины). При наличии судебного решения о понесенном ущербе в результате неправильных действий директора страховщик будет компенсировать такие расходы по согласованию со страхователем.
Страховая компания также сможет привлекаться к возмещению ущерба по полису D&O при достижении договоренности сторон в досудебном порядке.
Как пояснил журналистам А.Иконников, новая программа индивидуального страхования D&O, предложенная AIG российским руководителем, также включает компенсацию медиа-расходов на восстановление репутации должностного лица.
«Репутация директора выстраивается годами, это то, что позволяет делать ему карьеру», - заключил А.Иконников.