Участники страхового рынка обратились к Президенту Украины, Председателю Верховной Рады, Премьер-министру и председателям фракций и комитетов ВРУ относительно необходимости восстановления государственного регулирования и надзора за страховой деятельностью.

С такой инициативой выступили Лига страховых организаций Украины, Моторное (транспортное) страховое бюро Украины, Ядерный страховой пул Украины, Ассоциация «Аграрный страховой пул», Федерация страховых посредников Украины, Общественная организация «Всеукраинское объединение потребителей страховых услуг «Страховая защита» и Общество актуариев Украины.

Страховщики требуют реформирования страховой отрасли на принципах прозрачности и участия общественности в обсуждении кандидатур на руководящие должности Нацкомфинуслуг, а также внесения изменений в Налоговый кодекс Украины относительно урегулирования налогообложения страховщиков и их клиентов.

Участники рынка считают, что кандидаты на руководящие должности в Нацкомфинуслуг должны приходить с конкретной программой реформ и развития, а не с указаниями тех, кто их на этот пост поставил по политической квоте.

Профессиональные объединения участников страхового рынка и общественные объединения потребителей страховых услуг заинтересованы в восстановлении правовых основ для защиты интересов потребителей финансовых услуг, правовом обеспечении деятельности и развития конкурентоспособного рынка страховых услуг в Украине.

Рынку необходимо правовое обеспечение единой государственной политики в финансовом секторе Украины, считают страховщики. Отсутствие осуществления государственного регулирования и надзора за предоставлением страховых услуг и соблюдением законодательства серьезно препятствует работе страховщиков и страховых посредников.

Немыслимо, когда регулятора нет, считают участники рынка.

Нацкомфинуслуг является государственным коллегиальным органом, который с 20 октября 2014 года не проводит заседания, поскольку нет кворума для принятия решений, в связи с тем, что большинство членов Нацкомфинуслуг (кроме одного члена) были освобождены Указами Президента Украины от 13.10.2014 №796 и от 20.10.2014 г. №813, 814, 815.

Участники страхового рынка глубоко обеспокоены ситуацией, блокирующей полноценную деятельность страхового рынка, в результате чего приостановлено рассмотрение обращений потребителей страховых услуг, приостановлена регистрация структурных подразделений страховщиков, договоров перестрахования, засвидетельствования справок о перестраховочном возмещении по договорам перестрахования, заключенным с перестраховщиками-нерезидентами.

Также невозможным стало внесение изменений в Государственный реестр финансовых учреждений о страховщиках, выдача, переоформление лицензий на осуществление страховой деятельности, согласование других документов, применения мер воздействия.

Ряд страховщиков находятся на грани банкротства и необходимо оперативное государственное вмешательство для обеспечения конституционных прав потребителей страховых услуг по их защите государством. В целом речь идет о защите прав более 12 млн. граждан Украины — потребителей страховых услуг.

Отсутствие государственного регулирования и надзора за предоставлением страховых услуг и соблюдением законодательства в этой сфере серьезно вредит международной репутации Украины. В связи с этим, страховой рынок Украины теряет свои позиции перед мировым сообществом, иностранными бизнес-партнерами, что только усугубляет вероятность оттока капитала из страны на фоне других политических, экономических условий в стране.

Поскольку Нацкомфинуслуг является регулятором всего небанковского финансового сектора (страховщики, негосударственные пенсионные фонды, кредитные союзы и союзы, лизинговые компании, ломбарды, другие финансовые учреждения) последствия изложенной ситуации могут быть тяжелыми и необратимыми для всей финансовой отрасли.

Сложившаяся ситуация полностью противоречит реализации Стратегии устойчивого развития «Украина – 2020». В частности, раздела 5 «Средства реализации Стратегии», главной предпосылкой реализации которого является общественный договор между властью, бизнесом и гражданским обществом, где каждая сторона имеет свою зону ответственности.

Страховой рынок Украины характеризуется следующими показателями:

— общий объем страхового покрытия в корпоративном секторе различных отраслей экономики страны и граждан составляет более 800 млрд. грн.

— объем иностранного капитала на страховом рынке составляет более 500 млн. евро, представленный ведущими страховщиками Австрии, Нидерландов, Германии, Польши, Словении, США и Франции;

— общий объем средств страховщиков, размещенных в банках, составляет около 11 млрд. грн., то есть страховые компании среди юридических лиц является одним из крупнейших кредиторов отечественной банковской системы;

— общий объем уплаченных страховщиками налогов составляет почти 1,8 млрд. грн.;

— на страховом рынке обеспечено работой более 50 тыс. человек.

Отечественный страховой рынок обеспечивает выполнение взятых Украиной финансовых обязательств по большинству международных договоров и конвенций.

Вследствие влияния мирового финансового кризиса и внутренних политических и экономических проблем большинство предусмотренных мероприятий по развитию отечественного страхового рынка в последние годы, к сожалению, не удалось реализовать.

Не принята новая редакция Закона Украины «О страховании», в следствие этого, низким остается уровень капитализации страховых компаний, несовершенным является защита прав потребителей страховых услуг, неразвитое долгосрочное страхование жизни, отсутствует обязательное медицинское страхование и недостаточность надежных финансовых инструментов для инвестирования средств страховых резервов.

Кроме этого, с 1 января 2015 года в Украине введена смешанная система налогообложения страховых компаний, а именно 3% налог на доход в виде страховых платежей и налог на прибыль на общих основаниях.

Эти налоговые нововведения приведут в 2015 году к увеличению налоговой нагрузки (налога на прибыль) на 30-35%. Следствием чего будет ухудшение финансового состояния страховщиков, поскольку компании будут вынуждены платить налог независимо от финансового результата деятельности, необходимость ежегодного внесения акционерами средств для выполнения требований по платежеспособности, ухудшение качества страховых услуг, а также отток иностранного капитала из Украины.

«Как показывает динамика последних лет, страховая индустрия Украины в целом вышла на определенный уровень инвестиционной привлекательности и представлена ведущими транснациональными страховыми группами, но еще не стала реальным фактором стабильности национальной экономики и по своим институциональным и функциональным характеристикам не соответствует современным тенденциям, которые определяют ее существенное отставание в глобальном процессе формирования мировой финансовой системы», — говорится в совместном письме участников страхового рынка к руководству страны.

Профессиональные ассоциации страхового рынка и общественные объединения потребителей страховых услуг заинтересованы в восстановлении функционирования системы защиты прав и законных интересов потребителей страховых услуг, правовом обеспечении деятельности и развития конкурентоспособного страхового рынка в Украине, обеспечении единой государственной политики в финансовом секторе нашей страны.

Для проведения реформы небанковского финансового сектора нужен эффективный, прозрачный Регулятор, стимулирующее налоговое и страховое законодательство.

В связи с вышеизложенным, объединения участников страхового рынка и потребителей страховых услуг просят власть обратить внимание на необходимость:

— восстановления государственного регулирования и надзора за страховой деятельностью, участия общественности в обсуждении кандидатур на руководящие должности Нацкомфинуслуг;

— реформирования страховой отрасли в рамках Стратегии устойчивого развития «Украина - 2020» на принципах прозрачности, развития конкуренции и государственно-частного партнерства;

— внесения изменений в Налоговый кодекс в части перевода страховщиков на общую систему налогообложения (отмена двойного налогообложения), отмена налогообложения страховых выплат нерезидентам за счет средств страховщика, отмена начисления единого социального взноса по договорам страхования жизни, введение налоговых стимулов по договорам добровольного медицинского страхования для физических лиц.

Затягивание или частичное решение этого вопроса будет препятствием реформ и реализации стратегии Украины на пути к европейским ценностям.

 

Forinsurer.com

Читайте также...

Дилемма новатора в страховании

27-11-2020 Просмотров:55

Дилемма новатора в страховании

В статье обсуждаются проблемы, с которыми сталкиваются традиционные страховые компании при получении...

Страховое мошенничество растет вместе с загруженностью страховщиков

27-11-2020 Просмотров:55

Страховое мошенничество растет вместе с загруженностью страховщиков

Ежегодный опрос FRISS показал, что количество страховых случаев с элементом мошенничества выросло...

Последствия быстрого внедрения телемедицины для страхования

27-11-2020 Просмотров:57

Последствия быстрого внедрения телемедицины для страхования

В свете быстрого внедрения телемедицины во время пандемии COVID-19, вероятно, возникнет несколько...

Агент-аналитик: 3 способа использования данных для увеличения продаж

27-11-2020 Просмотров:51

Агент-аналитик: 3 способа использования данных для увеличения продаж

Большие данные не только помогают агентам продавать страховые продукты, но и подскажут,...

Традиционные страховщики могут столкнуться с сокращением доли рынка из-за финансовых…

27-11-2020 Просмотров:65

Традиционные страховщики могут столкнуться с сокращением доли рынка из-за финансовых технологий

Традиционные страховщики столкнутся с сокращением прибылей и доли рынка по мере того,...

Япония: рост количества страховых случаев, связанных с коронавирусом, замедлится

27-11-2020 Просмотров:60

Япония: рост количества страховых случаев, связанных с коронавирусом, замедлится

Ожидается, что три основных японских группы общего страхования - Tokio Marine Holdings,...

Китай: дисциплинарные комиссии указывают на пробелы в управлении финансовыми учреждениями

27-11-2020 Просмотров:86

Китай: дисциплинарные комиссии указывают на пробелы в управлении финансовыми учреждениями

Действия Центральной комиссии по проверке дисциплины (CCDI) и Национальной надзорной комиссии (NSC)...

Индия: COVID-19 предоставил огромные возможности для InsurTech 

27-11-2020 Просмотров:136

Индия: COVID-19 предоставил огромные возможности для InsurTech 

Пандемия COVID-19 ускорила рост InsurTech на индийском рынке, и ожидается, что он...