Действующая в настоящее время система прямого возмещения убытков (ПВУ) по ОСАГО, в рамках которой потерпевший в ДТП может обратиться за выплатой к своему страховщику, снизила качество услуг и привела к ухудшению отношения населения к этому виду страхования, говорится в докладе Федеральной антимонопольной службы (ФАС) о состоянии конкуренции.
При этом проведенный ведомством анализ показал, что введение системы ПВУ не оказало значительного влияния на положение субъектов страхового рынка и на показатели рыночной концентрации. Это связано с небольшим уровнем применения системы ПВУ.
На российском страховом рынке система ПВУ пока не получила должного развития, считает ФАС. Так, в 2009 году через систему ПВУ было произведено 2 % от общего числа оплаченных случаев, в 2010 году соответственно 16,2%, а в 2011 году – 21,7% от общего числа оплаченных страховых случаев.
Средний размер страховой выплаты в системе ПВУ в 2009 году составил 20,6 тысяч рублей, в 2010 – 19,5 тысяч рублей, а в 2011 году – 18,7 тысяч рублей. При этом по данным ФСФР средняя страховая сумма по ОСАГО в 2011 году составляла 23,5 тысяч рублей.
На развитие системы ПВУ, отмечает ФАС, оказывают влияние в основном два фактора: недостаточная информированность страхователей о системе ПВУ и возможность страховщика отказать в приеме заявления по ПВУ.
Последний фактор породил такое негативное явление на рынке услуг ОСАГО как, так называемая "селекция рисков". Термином "селекция рисков" субъекты рынка услуг ОСАГО определили такое поведение страховщиков, когда заявления на выплату по ПВУ от страхователей принимаются только в том случае, когда сумма причиненного ущерба заведомо ниже фиксированной суммы по взаиморасчетам. Если же причиненный ущерб выше этой суммы, то страхователю зачастую по формальным основаниям отказывают в рассмотрении такого заявления.
Стоит отметить, что выводы ФАС расходятся с выводами Российского союза автостраховщиков. Так, в докладе президента РСА Павла Бунина к годовому собранию членов союза отмечалось, что страховые выплаты по ПВУ выросли за 2011 года на 36% до 9,773 миллиардов рублей, средняя выплата в рамках ПВУ составила 19,3 тысячи рублей, количество жалоб со стороны страховщиков о нарушении соглашения о ПВУ сократилось на 82% до 28, а доля жалоб граждан по ПВУ более чем в 2 раза меньше, чем по традиционному ОСАГО. "Вывод: качество сервиса по ПВУ выше, чем по ОСАГО в целом", - говорилось в докладе Бунина.