После того, как Россия приняла решение национализировать самолеты, застрявшие в результате западных санкций, аналитики и лидеры отрасли предупредили, что рынок авиационного страхования может столкнуться с историческими потерями.
Считается, что более 500 самолетов западного производства на сумму около $10 млрд остаются на стоянках в России, поскольку власти страны заблокировали арендованные самолеты от выхода из ее воздушного пространства.
Проблема усугубилась после того, как страна быстро приняла новый закон, «обеспечивающий стабильное функционирование национальной транспортной системы», разрешив сертификацию и регистрацию транспортных средств внутри страны.
Если самолеты продолжат арестовывать и не возвращать, есть опасения, что фирмы, арендовавшие самолеты, понесут огромные убытки, многие из которых, в свою очередь, перейдут на рынки страхования и перестрахования.
«Масштабы потенциальных потерь здесь ошеломляют», — цитирует New Zealand Herald Гаррета Ханрахана, глобального руководителя отдела авиации и космоса Marsh. «Потенциально это может стать крупнейшим убытком для авиационного страхования в истории рынка».
Считается, что Ллойд обеспечивает большую часть авиационного покрытия рисков, при этом Financial Times ранее сообщала, что рынок ожидает окончательных убытков в размере от $1 до $4 млрд после перестрахования.
Но до сих пор остается неясным, как именно страховые рынки будут реагировать на убытки, учитывая, что некоторые страховщики уже отменяют некоторые полисы, в том числе из-за военных рисков, и что многие, вероятно, будут оспаривать требования о страховом покрытии, которые все еще действуют.
Аналитики Credit Suisse ожидают увидеть «серьезные дебаты» по вопросам покрытия, но считают, что вторичное покрытие, которым обладают лизингодатели самолетов со страховщиками, не связанными с российскими компаниями, вероятно, останется в силе.
KBRA понимает, что российские авиакомпании, готовые платить за аренду, в настоящее время могут переводить средства в западные банки, но, учитывая ограничения на долларовые резервы и потенциальные связанные с санкциями ограничения на способность западных банков принимать платежи от российских организаций, вполне вероятно, что авиакомпании в России вскоре не смогут осуществлять такие платежи, независимо от их желания это делать.
Примечательно, что глобальные арендодатели держат резервы на техническое обслуживание и гарантийные депозиты за самолеты, арендованные в России, что должно помочь смягчить некоторые первоначальные шоки от возможных пропущенных арендных платежей.
Аналитики KBRA пояснили, что арендаторы несут ответственность за страхование по тройному чистому лизингу, который обычно покрывает корпус, ответственность и войну. Однако страховые полисы российских перевозчиков могут быть аннулированы из-за конфликта.
Тем не менее, арендодатели обычно имеют полисы условного страхования, которые должны обеспечивать такое же покрытие в случае истечения срока действия основного или перестраховочного полиса, или когда самолет не сдается в аренду.
Для самолетов, застрахованных до 25 февраля 2022 г., предоставление условного страхования на случай полной гибели технически действует, но с учетом огромной суммы такого покрытия, которое может потребоваться оплатить страховым компаниям, и возможности оспаривания со стороны страховых компаний, в худшем случае на рассмотрение таких страховых претензий могут уйти годы.
Действия России по национализации самолетов, припаркованный на стоянках в пределах ее границ, последовали за аннулированием Бермудскими островами и Ирландией — наиболее распространенными юрисдикциями для регистрации самолетов — их сертификатов летной годности для всех эксплуатируемых Россией самолетов, зарегистрированных в этих двух юрисдикциях, что делает незаконным осуществление полетов таким самолетом.
Перерегистрируя самолет в России, правительство стремится обойти постановления Бермудских островов и Ирландии, чтобы российские самолеты могли летать в своем внутреннем воздушном пространстве. Тем не менее шансы на то, что эти самолеты будут осуществлять перелеты за пределами российского воздушного пространства, где они могут быть изъяты, остаются весьма незначительными.
Подготовлено порталом Allinsurance.kz