Помните сомалийских пиратов? В начале этого десятилетия они нагло похищали гигантские нефтяные танкеры, требовали выкуп в миллионы долларов. Теперь, благодаря многонациональным военно-морским действиям и ужесточению мер безопасности со стороны грузоотправителей, они были вынуждены вернуться на берег.
Но, как это часто бывает с волнами преступности, проблема не была устранена, она просто появилась в более уязвимом месте. Для пиратов «охота за сокровищами» теперь происходит в Гвинейском заливе, который простирается вдоль Западной Африки от Сенегала до Анголы, протяженностью около 4000 миль по береговой линии.
В прошлом году 40% зарегистрированных в мире инцидентов морских нападений произошли там, включая все угоны судна и 78 из 83 членов экипажа взятых в заложники с целью выкупа. В действительности все, вероятно, намного хуже: Международное морское бюро, которое подсчитывает эти статистические данные, также считает, что о половине инцидентов не сообщается. Между тем, в водах у Сомали было зарегистрировано всего два нападения.
Ни один корабль не был более несчастливым, чем бензовоз «MT Maximus», который был захвачен пиратами в заливе три раза в период между 2011 и 2016 годами. По крайней мере, последняя команда современных флибустьеров была с чувством юмора: они закрасили название судна на корпусе и переименовали его в «Элвис-3».
Основные причины этого криминального разгула в Западной Африке в значительной степени совпадают с тем, что побудило сомалийских пиратов покинуть Восточную Африку - отсутствие рабочих мест, нехватка продовольствия, вооруженные конфликты, коррумпированные власти, но сами преступления очень разные. В то время, как сомалийцы часто просили миллионы долларов, чтобы освободить заложников или захваченные корабли, преступники в Гвинейском заливе, чаще всего, требуют лишь несколько тысяч долларов в качестве отступных, которые многие нефтяные и судоходные компании просто оплачивают и списывают, как расходы на ведение бизнеса.
И хотя сомалийцы совершали смелые атаки на деревянных рыбацких лодках на огромные нефтяные танкеры или роскошные яхты в открытом море, западные африканцы чаще используют надувные лодки и атакуют более доступные цели. К ним относятся суда, которые перевозят людей и оборудование к морским нефтяным вышкам залива и с них, а также медленно движущиеся танкеры и грузовые суда, которые заходят в крупные порты, такие как Котону в Бенине, Абиджан в Кот-д'Ивуаре и дельту Нигера в Нигерии и покидают их.
Но даже эти мелкомасштабные преступления скапливаются в большую статистику: согласно некоммерческой компании Oceans Beyond Piracy, экономические издержки из-за морской преступности в Западной Африке, включая такие позиции, как утерянный товар, контрактная безопасность, страховка и «плата за пленение» членов экипажа, находящихся в заложниках, составили в 2017 году 818 миллионов долларов. При этом есть подозрение, что во многих случаях экипажи кораблей находятся в сговоре с пиратами.
И, как любит говорить адмирал Джеймс Ставридис, океаны являются «крупнейшим в мире местом преступления», в значительной степени потому, что многие банды, причастные к захвату и похищению людей, часто участвуют в других незаконных действиях: незаконном рыболовстве, торговле людьми и контрабанде оружия, драгоценных камней и наркотиков. Согласно Всемирному докладу ООН по наркотикам 2017 года, две трети южноамериканского кокаина, который попадает в Европу, проходит через Западную Африку.
Учитывая важность морской торговли для этих стран, поскольку на долю нефти приходится около 10 % экономики Нигерии и 90 % ее поступлений от иностранной валюты, можно было бы подумать, что страны будут действовать жестче. Но есть ряд особенностей, включая то, что каждая из примерно 15 стран на побережье имеет свои собственные претензии на суверенитет или сферу влияния над своими прибрежными водами, многие из которых частично совпадают. Государства также имеют различные правовые системы, основанные на традициях европейских колониальных держав, которые когда-то контролировали их. Результатом является логистический и правоохранительный беспорядок.
Самым знаменательным усилием по преодолению этих препятствий стал Кодекс поведения Yaounde - пакт 2013 года, в котором был введен общий кодекс борьбы с пиратством и создан региональный координационный центр по безопасности на море в Яунде, Камерун. Другим большим шагом стала серия военно-морских учений с участием стран Персидского залива, европейских стран, ВМС США и береговой охраны. В этом году совместно с военно-морскими силами США в Африке и военно-морским флотом Нигерии в учениях участвовали 33 страны, 2500 человек, 95 кораблей и 12 самолетов.
Страны, имеющие прибрежную линию в Гвинейском заливе чаще всего не имеют средств для поддержания порядка на море. Нигерия - единственное государство с мощными военными силами, но нельзя ожидать, что оно будет нести это бремя в одиночку. В мае военно-морской флот Того показал свои возможности, быстро обнаружив угнанный нефтяной танкер Djetona 1 и задержав восемь пиратов, которые сели на борт с арендованного каноэ.
Совсем недавно Европейский союз оказал помощь, выделив 10 миллионов долларов на проект по улучшению безопасности портов и 7 миллионов долларов на улучшение сотрудничества в борьбе с контрабандой наркотиков, среди других долгосрочных инициатив. Некоторые западные страны пожертвовали выведенные из эксплуатации военные суда, но это не даст эффекта, если не будет обеспечена непрерывная подготовка экипажей, деньги на топливо и цепь поставок запасных частей. Было бы также полезно, если бы нефтяные, судоходные и рыболовные компании сообщали обо всех инцидентах, чтобы группы по борьбе с пиратством могли получить точное представление о масштабах проблемы.
Но, в конце концов, как и во многих других африканских бедах, этому не будет конца без экономического развития. По данным Всемирного банка, девять стран Гвинейского залива входят в число 30 самых бедных в мире. Если вы хотите избавиться от пиратов в открытом море, вам придется искать их на суше.
Подготовлено порталом Allinsurance.kz