1 квартал 2019 года дал старт новым тенденциям на российском страховом рынке. Страховщики потеряли основной драйвер роста – страхование жизни. Премии по этому виду сократились на 7,6% в результате борьбы с мисселингом через внедрение стандартов раскрытия информации, а также выбора клиентами более доходных продуктов. В то же время благодаря положительной динамике других видов, реализуемых через банковский канал (страхование от несчастных случаев, страхование имущества граждан, страхование финансовых рисков) в целом по рынку удалось сохранить объем премий на уровне 1 квартала прошлого года (379 млрд рублей).
Отрицательную динамику объема премий показали все виды страхования имущества, кроме страхования средств воздушного транспорта и имущества граждан. Стагнация в экономике, снижение объема продаж новых автомобилей оказывают давление на этот сегмент.
Также сократился объем премий по добровольному страхованию ответственности (в основном за счет страхования ответственности застройщиков), обязательному личному страхованию, обязательному страхованию ответственности владельцев опасных объектов.
С начала года стартовала реформа ценообразования в сегменте ОСАГО. Обострение конкурентной борьбы между страховщиками ОСАГО привело к массовому снижению тарифов после начала реформы. По итогам 1 квартала средняя стоимость полиса сократилась на 228 рублей (5 576 рублей против 5 804 рубля в 1 квартале прошлого года). Однако рост количества заявленных убытков, увеличение объема выплат скорее всего приведут к необходимости корректировки тарифов. Дестабилизирует сегмент ухудшение финансового положения региональных компаний, а также отзыв лицензий страховщиков ОСАГО.
Продолжается сокращение количества страховых компаний. На рынке остались 33 страховщика жизни, 35 медицинских страховщиков и 122 универсальные компании. С рынка ушли 2 страховщика ОСАГО – АО СК «Сибирский Спас» и ООО СК «Ангара».
На лидерские позиции в рэнкинге страховщиков вернулось АО «СОГАЗ» с долей рынка 21,2%. ООО СК «Сбербанк страхование жизни» получило 37,6 млрд рублей и заняло 9,9% рынка. Страховщики жизни по-прежнему занимают 8 мест в составе ТОП-20 компаний.
Концентрация продолжает усиливаться наиболее активно в первой сотне страховщиков. ТОП-10 компаний занимают 71,8% рынка (в 1 квартале прошлого года – 65,7%). На компании за пределами ТОП-100 приходится лишь 0,6% премий (2,6 млрд рублей).
Объем выплат в целом по рынку вырос на 30 млрд рублей. Из них 13,4 млрд рублей приходится на страхование жизни в связи с окончанием срока действия договоров, 4 млрд рублей – на добровольное медицинское страхование. Объем выплат по страхованию грузов вырос более чем в 11 раз по сравнению с 1 кварталом прошлого года в связи с урегулированием крупного убытка в результате гибели военного груза. В сегменте автострахования также наблюдается рост убыточности: на фоне снижения премий на 3,66 млрд рублей больше выплачено по ОСАГО, на 2,16 млрд рублей – по автокаско.
Продолжается снижение доли прямых продаж (с 36,6% в 1 квартале 2018 года до 35,8% в 1 квартале 2019 года). Зависимость страховщиков от посредников выражается в росте комиссионного вознаграждения. За год объем посреднических продаж вырос на 4 млрд рублей, а комиссионное вознаграждение – на 21,4 млрд рублей. Кредитные организации лидируют как по объему премий (115,8 млрд рублей), так и по величине комиссионного вознаграждения (45,3 млрд рублей). Доля агентского канала продолжает сокращаться: объем премий снизился на 4,7 млрд рублей. Интернет-канал по-прежнему растет за счет ОСАГО: на этот вид приходится три четверти из 2 млрд рублей прироста премий.
Таким образом, впервые за 10 лет рынок показал отрицательную динамику в сегменте страхования жизни. Иных драйверов роста, кроме банковских продаж, у страховщиков нет, в результате увеличиваются затраты на комиссионное вознаграждение. В сочетании с ростом убыточности это неизбежно ведет к снижению рентабельности бизнеса.
С полной версией отчета можно ознакомиться, перейдя по ссылке
Источник: Finversia.ru