25
Чт, апр

Родная медицина: пора валить или....

В прошлом году Казахстан в мировом рейтинге конкурентоспособности в категории "Здоровье и гигиена" занял 8 место среди 85 стран.

Столь высокий результат авторы рейтинга – сотрудники Всемирного экономического форума - объясняют наличием большого количества врачей и больничных коек, а также отсутствием случаев малярии. И это несмотря на то, что сегодня здоровье у нас покупают и продают. Везде по-разному. По страховке, по талонам, по расценкам частных клиник и «бесплатных» госбольниц, по неформальному прейскуранту «Как отблагодарить врача».
Впрочем, за здоровье платят везде. Вопрос лишь в том, как и сколько. Для сравнения с нами мы взяли страны, считающиеся экономическими лидерами.

Лечить по-казахски
Из наблюдений алматинского доктора, заведующего отделением гинекологии госпиталя МВД РК Галыма Сагатова:
«Как-то на курсах английского языка, которые я посещал, наш преподаватель-американец сказал, что сегодня он идет на профосмотр. Я заинтересовался: а где он его будет проходить? Преподаватель сказал, что в Алматы есть для этого прекрасный диагностический центр, где можно сдать анализы, сделать флюорографию и электрокардиограмму. А ведь у нас этот центр не хаял разве что ленивый: потолки низкие, стены темные… Это я к тому, что в любой стране мира проблема со здоровьем – это забота самого пациента, и только у нас за это ответственно государство в лице участкового врача.
И еще. Ни в одной стране Европы нет такой «Скорой помощи» как в постсоветском пространстве. Это, по сути, бесплатное такси по доставке больного в стационар. Если «Скорая» вдруг задерживается, - это ЧП! Иностранцы удивляются: жалуетесь на плохую медицину, но у вас такой кайф - набрал 103 и тебя бесплатно отвозят в больницу. А в мире ведь как? Когда происходит авария, в первую очередь на место происшествия для оказания первой помощи приезжают на пожарной машине парамедики. Вторыми прибывают полицейские, и наконец, если парамедики оказались бессильны, приезжает реанимобиль. Конечно, чтобы научить каждого полицейского, пожарного, сотрудника МЧС оказывать доврачебную помощь, нужно время, но это необходимо сделать. Сколько гибнет у нас на дорогах без вовремя наложенного жгута или доврачебной помощи!».

По мнению пациентов, главная проблема нашей страны в плане медицины - очень трудно довериться врачам. Послеоперационные больные с осложнениями из-за позабытых скальпелей и салфеток. Бесконечные дары врачам от благодарных пациентов. Вопрос скорой помощи: «А сколько лет?». И если 60 плюс, машину можно не дождаться. Нет, сами-то врачи могут быть и хорошими, но каждый из нас слышал, а то и сам становился участником страшной истории - как его намеренно делали больным, чтобы выжать деньги. Чтобы избежать этого, те, кто может себе это позволить, ездят лечиться в Германию, Израиль и Южную Корею.

Фрагмент из книги "Жизнь больше боли и отчаяния" покойной алматинки Марзии Закирьяновой из серии: «Пьяный врач мне сказал, что тебя больше нет…».
«…Ночью меня оперировали. Говорят, вся операционная была залита кровью: подвыпивший хирург, делая операцию, задел крупную артерию.
Две недели, что провела в реанимации, я была в коме, без сознания. Почти все органы отказали – жила на искусственном дыхании, с искусственной почкой. Меня спас Талгат, брат Кайрата (прим. Автора: Кайрат Закирьянов. – супруг Марзии.). Врач-реаниматолог, он работал в другой больнице, но ко мне его пустили. Увидев мое мраморное лицо и заострившийся нос, поднял всех на ноги. Снова сделали рентген, обнаружили, что два сломанных ребра вонзились в легкие, и открылось легочное кровотечение.
Из легких выкачали около двух литров крови. А если учесть, что во время операции случилась большая кровопотеря, я по всем канонам должна была покинуть этот мир. Врачи и сами говорили, что я выкарабкалась с того света».

Английский пациент
Бывшая россиянка Татьяна Мехоношина-Джонс знакома с британской системой здравоохранения не понаслышке. Живет здесь шесть лет.
- Благодаря NHS (национальная система здравоохранения) бесплатно сделала тимпанопластику (пластика барабанной перепонки), за что в России бы отдала от 50 до 150 тысяч рублей, - рассказывает она. - Чтобы было понятно: операцию сделали по показаниям. Если бы, скажем, я пожелала сменить мениск из-за того что ноги болят, меня бы отправили подальше. Для начала – на физиотерапию. Это отнюдь не массаж или электропроцедуры, а обычная консультация с демонстрацией домашнего задания - упражнений для больных коленок. Приседайте, пока можется. Не можется? Врач скажет: похудеешь – приходи. А что, хороший безоперационный стимул.

Каждый житель Британии прикреплен к своему врачу общей практики – «джи пи» (GP - general practitioner). Он выписывает рецепты на лекарства (при этом часто при тебе же гуглит в поисках оного) и определяет, нужна ли пациенту консультация узкого специалиста. Вердикт чаще всего неутешительный. Талонной системы здесь нет, все решает «джи пи». А решает он чаще всего в пользу ибупрофена-парацетамола. Не помогло? Диклофенак-трамадол или кодеин. Плохо дело? Ну, на укольчики. А операция, если уж совсем ничего не помогает. Или, как выразился один «джи пи», «Unless you feel like killing yourself, don't think of an operation». Такая уж у них работа – экономить государственные деньги. Но с умом. Ведь если врач упустит серьезный недуг и это в итоге приведет к осложнениям, больной по закону имеет право на немалую компенсацию. Не знаю, сколько получил муж моей знакомой – 30-летняя женщина умерла от рака кишечника. Все обращения к врачу заканчивались диагнозом: кишечная инфекция, пройдет. Только когда она обратилась в частную клинику, был диагностирован рак 4 степени…

Стоимость лечения в частных клиниках высокая – пятиминутная консультация £300, УЗИ - £400, МРТ - от £250 до £550.
Когда лекарства выписывает GP, они будут бесплатны, но вам придется заплатить prescription charge - фиксированную сумму за обработку рецепта. Сейчас она составляет 7.65 фунта (3428,47 тенге). И если в этом рецепте будет несколько препаратов, сумма все равно будет такая же. Не платят prescription charge дети, безработные, люди старше 60 лет и больные раком.
От плюса к минусу. Британская система здравоохранения не знает понятий «лечебно-профилактический пансионат», «курорт» или «санаторий». Здесь этого нет. Как нет и профилактической медицины в том объеме, что есть у нас.
В то же время британцы живут намного дольше, чем выходцы из бывшего СССР. В Англии вы можете увидеть зимой босоногих бебиков в коляске. Или группу любителей бега в шортах и майках. Я про то, как «закаляется сталь». И как она точит статистику: детская смертность в Англии в три раза ниже, чем в России.

Американские горки
Система здравоохранения в США напоминает национальный аттракцион для любителей острых ощущений. Здесь действительно за все надо платить. Медицинская страховка обязательна для всех. При этом страхование здоровья в США – дело частное. Государство берет на себя заботу лишь о самых незащищенных слоях населения, да и то не в полном объеме.
- Медицина в США - это бизнес по спасению жизней, - сказал профессор университета Джорджа Вашингтона, преподаватель права и политики здравоохранения Тэйлор Берк, побывавший недавно в Казахстан с целью поделиться опытом медицинского страхования в своей стране. - Именно по спасению. Легкие расстройства и недомогания, кашель, поднявшаяся до 38 градусов температура, как правило, не являются поводом для визита к врачу. Как итог: по уровню оказания медицинской помощи США находятся лишь на 37 м месте, по продолжительности жизни, младенческой и детской смертности – в пятом десятке стран, медицинские счета являются главной причиной банкротств граждан.

Гульнар Шакен-Дэвис, наша соотечественница, вышедшая замуж за американца из штата Флорида:
- Здравоохранение здесь очень дорогое. В прошлом году Мадина, моя знакомая, вызвала скорую помощь по 911, когда ее мужу стало плохо. Его привезли в больницу, сделали все необходимые анализы, кардиограмму, сканировали все, что могли, сделали пару инъекций. В общем, продержали Мухтара около 12 часов, а затем благополучно отпустили домой. Вскоре пришел счет на … 8 тысяч долларов. Еще дороже стоят услуги стоматологов, поэтому почти все казахстанцы едут домой, чтобы привести зубы в порядок.

Еще один пример приводит Анна Кудиярова, президент Казахстанской ассоциации психотерапевтов:
- У моего знакомого, аспиранта Бостонского университета Алика Мамедова сын родился недоношенным. За те два месяца, что ребенок провел в больнице, его отец должен выплатить около полумиллиона долларов - ежемесячно в течение 25 лет по две тысячи долларов.
Обратная сторона страховой медицины: страховка не будет покрывать ни визиты к врачам, ни лабораторные исследования, ни покупку лекарств.

Комментарий специалиста
Профессор, доктор медицинских наук Сая Нурмагамбетова считает, что сравнивать разные модели здравоохранения на примере собственного опыта – не самый лучший способ.
- Обратимся к статистике. США тратят на здравоохранение больше средств, чем любая другая страна в мире. Но, если сравнить среднюю продолжительность жизни в США и на Кубе, то она окажется приблизительно одинаковой, а затраты на медицину на Кубе – одни из самых низких в мире (186 долларов США на душу населения). Поэтому судить о состоянии здравоохранения по каким-то отдельным показателям не стоит. Например, главной проблемой системы здравоохранения США считают ее фактическую недоступность для людей с низкими доходами, у которых нет медицинской страховки. С другой стороны, известно, что национализированные системы здравоохранения поражены бюрократией, неэффективно тратят деньги и плохо управляются.

Что это означает для пациентов? Автоматическое увеличение очередей, отсутствие возможности выбирать врача или время визита, устаревшее оборудование. Сравните: в Великобритании ежегодно проводится 5 томографий на один млн. жителей (государственная система), а в США – 42 на 1 млн. (данные исследовательского центра Brookings Institution). Еще одна сфера, где разница между системой добровольного медицинского страхования и национализированной системой особенно ощутима, - это заработки медицинских работников. Великобритания вынуждена привлекать врачей и медсестер из других стран, преимущественно из бывших британских колоний, в то время как британские врачи перебираются туда, где уровень доходов и нагрузки оптимальны. Для сравнения: британский зубной врач, работающий по общенациональной страховой системе, принимает 30-40 пациентов в день, в то время как американский – 12.

Ни одна существующая модель здравоохранения не может быть признана безупречной. Наверное, поэтому отечественный пьяный травматолог покажется нам ближе и родней, чем заморский трезвый врач. Многие предпочитают свое, привычное, пусть и не самое лучшее. Но это, в конце концов, дело выбора.

Источник rezonans.kz