Электронные протоколы. Для многих водителей звучит пугающе или как минимум непонятно.
Год назад, в 2017-м, казахстанские полицейские начали оформлять на нарушителей ПДД электронные протоколы. Систему опробовали в Астане, и вскоре она распространилась по всей стране. На что водителям стоит обратить внимание при составлении электронного документа?
Перво-наперво следует запомнить главное: ни в коем случае не отказывайтесь подписывать протокол и не уклоняйтесь от участия в его заполнении. Тем самым дадите полицейским возможность сделать это самостоятельно и вменить вам нарушение, какое заблагорассудится.
Протоколы оформляются в любом месте, где есть интернет, с помощью планшетов со специальной программой. Каждый сотрудник дорожно-патрульной полиции для входа в программу имеет свой индивидуальный пароль. Устройства подключаются онлайн к ЕРАП (Единый реестр административных правонарушений) и другим базам данных правоохранительных органов. Протоколы оформляются на одном из двух языков: русском или казахском. Правда, интерфейс программы русскоязычный, но все данные, если это необходимо, могут вноситься казахским шрифтом (кириллицей).
В процессе оформления протокола первым делом вводится ИИН нарушителя. По нему полицейские уточняют Ф.И.О. водителя или пешехода, номер удостоверения личности, а также кем и когда оно было выдано. Если удостоверения личности с ИИНом у водителя нет, протокол заполняется по номеру водительского удостоверения.
Далее программа высвечивает данные водительского удостоверения, включая номер, дату выдачи, водительскую категорию (для чего-то — пол нарушителя), контактные данные и адрес проживания.
На следующем этапе в специальное окно программы вносится регистрационный номер автомобиля.
По нему полицейские определяют, значится ли машина в угоне, пройден ли техосмотр (дата проверки и срок окончания), а также какие за водителем числятся административные правонарушения. (В перспективе здесь же должна будет появляться информация о наличии страхового полиса. Этот момент пока прорабатывается. Теоретически сервис должен заработать к 1 января 2019 года — дате, когда с водителей снимут обязанность возить бумажную версию страхового полиса с собой.)
В числе прочего водитель проверяется по базам розыска преступников, без вести пропавших граждан, должников или ответчиков, сверяются данные о наличии судимости, международного розыска или дисциплинарного учёта.
Далее в электронном протоколе указывается район нарушения ПДД, адрес, а также статья Адмкодекса (номер и краткое описание нарушения), штраф и сумма, которую может уплатить водитель при рассмотрении дела в сокращённом порядке. (50 % от штрафа при оплате в течение семи дней со дня оформления).
Важный момент: когда полицейские заполняют этот раздел, следует проверить, чтобы нарушения, указанные в протоколе, соответствовали тем, что предъявляют вам на месте. Чтобы не получилось, что вас остановили, к примеру, за непристёгнутый ремень, а протокол оформили за выезд на встречную полосу. Кстати, время заполнения протокола нигде специально не указывается. Информация о том, когда электронный документ составлен и подписан, автоматически заносится в базу данных.
Следом отмечается, нуждается ли нарушитель в услугах адвоката или переводчика, разъяснены ли ему при оформлении протокола права и обязанности.
На этой же страничке водитель может дать свои пояснения по поводу нарушения, указать, разъяснили ли ему права, присутствовали ли свидетели и т. д. В общем, всё, что посчитает нужным. Или же написать, что с нарушением ПДД не согласен, потребовав рассмотрения дела в административном суде. И уже служители Фемиды решат, виновен ли был водитель, нарушив ПДД, или же полицейский, неправомерно его остановивший (гаишникам за отмену протокола грозит выговор или другие дисциплинарные взыскания). Объяснение водитель пишет собственноручно, используя клавиатуру планшета.
Важно! Раздел для объяснений и подписей свидетелей или понятых в электронном протоколе отсутствует. Если вы уверены, что не нарушали ПДД и есть те, кто это может подтвердить, следует потребовать, как мы уже говорили, рассмотрения дела в суде, а у свидетелей записать все данные и постараться взять письменные показания.
В случае с понятыми, например, когда рассматривается вопрос о привлечении водителя за пьянку, их данные и подписи вносятся в специальный раздел электронного протокола.
Далее протокол подписывается водителем (пальцем прямо на экране планшета) и отправляется в ЕРАП. По словам полицейских и прокуроров, удалить данные из Реестра правонарушений не сможет уже никто. Важно помнить, что ваша подпись в электронном протоколе вовсе не означает, что тем самым вы признали вину. В протоколе, как мы уже говорили, в специальном поле для объяснений, вы имеете право указать, что не согласны с обвинением.
Если водитель отказывается подписывать протокол, полицейский нажимает клавишу «Отказался ознакомиться». В этом случае в электронном протоколе открывается поле, в которое заносятся данные двух понятых, свидетельствующих об отказе и подтверждающих верность выдвинутых полицейским обвинений (мол, да, его остановили за проезд на красный, а он не захотел подписывать). Материал в подобной ситуации всё равно отправляется в ЕРАП. Плюс к нему может быть приложен видеофайл, на котором зафиксировано нарушение ПДД.
В итоге у водителя на руках остаётся бумажная копия протокола, которую полицейские распечатывают на специальном мобильном принтере. В документе указываются все данные, которые были отмечены в электронной версии, в том числе сроки уплаты штрафа, а также банковские реквизиты для перевода денег. Но главное — в квитке отмечается точное время составления протокола. В ряде случаев это имеет очень большое значение. Например, если водителя подозревают в управлении автомобилем в состоянии опьянения, когда каждая минута дорога при проведении медэкспертизы.
Полицейские отмечают, что с появлением планшетов оформление нарушителей стало происходить быстрее, на это сегодня у них уходит минут 10–15, не более. Единственный недостаток системы — периодическое подвисание базы данных, в частности ЕРАП. В подобных случаях, а также при работе вдали от мобильных сетей, например где-то на трассе, стражам порядка приходится по старинке доставать бумажные бланки.
Для справки: сегодня у казахстанских полицейских на руках имеется около 1 000 планшетов. За полгода составлено более 160 тысяч электронных протоколов (14 % от общего количества). В ближайшее время местные власти в обеих столицах и регионах планируют докупить ещё более четырёх тысяч комплектов.
Удачи на дорогах!