Если задаться вопросом, что такое инфляция, ответить простыми словами можно так: инфляция - это обесценивание денег, вызванное избыточной денежной массой, которое ведет к росту цен на товары и услуги.
Общепризнанным показателем инфляции является ИНДЕКС ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ЦЕН (ИПЦ). Этот показатель характеризует изменение во времени уровня цен на фиксированный набор товаров и услуг, приобретаемых населением для личного потребления. ИПЦ может использоваться при изучении динамики социально-экономических явлений, анализа и прогноза ценовых процессов в экономике, регулирования реального курса национальной валюты, в финансовой, налоговой, бюджетной и социальной политике государства.
Основными составляющими для формирования ИПЦ являются средние цены на товары и услуги, включенные в фиксированный набор потребительской корзины, и весовые показатели, отражающие удельный вес, занимаемый ими в структуре потребления населением.
Подробности об отражающих инфляцию показателях сообщает Департамент статистики г. Алматы Комитета по статистике Министерства национальной экономики РК.
За 6 месяцев 2018 г. (июнь к декабрю 2017 г.) индекс потребительских цен (инфляция) в городе Алматы составил 2,4%. Цены и тарифы на продовольственные товары увеличились на 2,5%, непродовольственные товары и платные услуги - по 2,3%.
Заметное влияние на рост цен в группе продовольственных товаров за январь-июнь 2018 г. оказало удорожание мяса и мясопродуктов - на 1,3%, за счет увеличения стоимости баранины - на 3,5%, конины - на 3,2%, свинины - на 2,3%, говядины - на 0,5%.
Стоимость сахара увеличилась на 14,3%, молочных продуктов -на 5,2%, муки - на 3,7%, масла подсолнечного - на 1,3%, хлеба - на 0,2%. Крупы подешевели на 10,2%, яйца - на 8,9%, рис - на 2,5%, макаронные изделия - на 0,1%.
Свежие овощи стали дешевле на 1,6% за счет снижения цен на огурцы - на 43,4%, помидоры - на 22,7%, лук - на 5,6%. Вместе с тем, капуста белокочанная подорожала на 60,4%, перец сладкий - на 34,6%, морковь - на 12,2%, свекла - на 1,5%, картофель - на 1%.
Цены на свежие фрукты увеличились на 13,4%.
Прирост цен на алкогольные напитки составил 3,4%, на безалкогольные напитки - 0,5%. Стоимость табачных изделий увеличилась на 7,8%.
В группе непродовольственных товаров значительно подорожали автомобили - на 6,8%, фармацевтическая продукция - на 4,5%, бытовая техника - на 2,6%, газ -на 2,5%, товары для личного ухода - на 2,4%, посуда - на 2,2%. Стоимость одежды и обуви, мебели, моющих и чистящих средств, строительных материалов, бытовых текстильных изделий возросла на 1,6-2,1%.
Горюче-смазочные материалы подорожали на 1,1%, в том числе бензин А-Э8 - на 3,6%, дизельное топливо - на 7,5%.
Доминировало в росте цен в сфере платных услуг для населения повышение тарифов на жилищно-коммунальные услуги - на 2,4% (это обусловлено удорожанием отопления - на 8,3%, расходов на содержание жилища - на 6,1%).
Стоимость правовых и страховых услуг возросла на 5,9-6%, ритуальных - на 8,2%, парикмахерских и заведений личного обслуживания - на 5,3%, ремонта обуви, химической чистки и ремонта одежды - на 1,8-8,7%, ремонта теле- и радиоаппаратуры - на 2,8%, фотографов -на 2,7%, техосмотра - на 2%, кинотеатров - на 1,5%, общественного питания - на 0,7%.
Амбулаторные услуги подорожали на 2,7%, услуги образования - на 0,3% за счет увеличения оплаты за детские сады - на 0,8%.
Тарифы на услуги связи возросли на 3,7%, финансовые услуги банков - на 0,7%, при этом тарифы за обслуживание карточек возросли на 1,2%.
Услуги транспорта подорожали на 1,6%, при этом билеты на поезд пригородный - на 31,1%, междугородный автобус - на 4,8%, авиаперелеты - на 7,6%. Тарифы на поезда дальнего следования снизились на 2,3%.