25
Ср, дек

Страховая медицина, готовящаяся к внедрению в Казахстане, в немалой степени завязана на частниках

medecinaОднако последние далеко не все торопятся со входом в эту систему, видимо, считая это для себя не очень рентабельным. Чиновникам же, наоборот, очень важно привлечь к сотрудничеству как можно больше частных партнеров, чтобы создать действительно конкурентную среду, а не ее видимость. Только в этом случае медицинские учреждения будут бороться за каждого своего пациента, повышая качество оказываемой медицинской помощи. Ведь именно им – этим самым качеством – страховая медицина, по замыслу своих инициаторов, и должна выгодно отличаться от ныне существующей.

Доля безуЧАСТНАЯ

Почему частники так важны в деле внедрения обязательного социального медицинского страхования? Потому что без их помощи реализация всей программы – под большим вопросом. Не зря же казахстанцам предоставили возможность свободного выбора поликлиники. Это первый шаг на пути к переходу на новую систему оказания медицинской помощи в стране.

– В какой области медицины у нас больше всего жалоб? – задается вопросом директор павлодарского фонда обязательного социального медицинского страхования Айдар Ситказинов.

И сам же на него отвечает:

– Сегодня, пожалуй, одна из самых болевых точек нашей медицины – это поликлиники с их невозможными очередями, в которых больной человек вынужден проводить по два-три, а то и больше часов.

Разукрупнить сеть участковых врачей только лишь силами региональных управлений здравоохранения – задача сегодня из разряда фантастики. И в первую очередь из-за нехватки кадров. Сегодня в Павлодаре на одного врача общей практики приходится 2500 человек прикрепленного населения при положенной нагрузке в 1700 человек. Причем эта цифра находится на одном уровне уже довольно продолжительное время, и снизить ее пока не получается. Даже с учетом двукратного увеличения по сравнению с 2017 годом количества частных клиник, оказывающих поликлинические услуги в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи.

К слову, сегодня жители области могут прикрепиться к любой из 28 медицинских организаций региона. Из них девять – это частные клиники. Во-первых, частники могут взять на себя часть нагрузки, пусть даже небольшую. Во-вторых, обеспечить принцип шаговой доступности, что практически нереально сделать крупным поликлиникам, обслуживающим достаточно большие по площади районы. И в-третьих, именно в частных клиниках у нас сегодня сосредоточено наибольшее количество более-менее грамотных врачей, которые, не выдержав нагрузок, ушли из государственных поликлиник и больниц. Да и по уровню медоснащения пока в выигрыше именно частные клиники, имеющие в своем распоряжении современное оборудование, относящееся к высокозатратным медицинским услугам. А ведь доступ к высокозатратным видам диагностики, лечения и операций – это одно из главных преимуществ страховой медицины.

– Чем больше мы вовлечем в систему обязательного медицинского страхования частников, тем больше создадим здоровую конкуренцию и, соответственно, улучшим качество оказываемой медицинской помощи, – резюмирует разговор о важной роли частников в страховой медицине Айдар Ситказинов.

Вот только последние, особенно те из них, которые специализируются на оказании именно дорогостоящих медицинских услуг, имеющие те же компьютерные или магнитно-резонансные томографы, не горят желанием работать в рамках государственно-частного партнерства. Надо отдать должное красноречию чиновников, сумевшим-таки убедить некоторых из владельцев частных клиник с ними сотрудничать. Согласитесь, за год обеспечить двукратный рост количества частных медицинских центров, согласившихся взять на себя поликлинические функции, – это дорогого стоит! Если же взять общую областную базу данных, куда вошли не только поликлиники, но и всевозможного рода стационары, то результат еще более впечатляющий: 43 частные медицинские организации в этом году против 15 в прошлом. С точки зрения оптимизма чиновникам есть куда стремиться! Но если оценить ситуацию реалистично, то вполне очевидно, что одной силой убеждения частников, не желающих сотрудничать с государством, не взять. Нужны более веские аргументы. Например, повышение тарифа. По словам Айдара Ситказинова, одна из основных причин того, почему частники предпочитают работать сами по себе, это тариф, по которому фонд оплачивает оказанные услуги. Как считают частные предприниматели, он очень низкий. Государство не может заплатить за ту же магнитно-резонансную томографию выше установленного лимита. Именно поэтому частникам выгодней работать напрямую с больными, точнее, с их безлимитными кошельками. И здесь изменить ситуацию может только корректировка тарифной политики за оказанные медуслуги. А она в обозримом будущем вряд ли предвидится. Особенно если вспомнить слова вице-министра здравоохранения Олжаса Абишева на общественном совете в Павлодаре о том, что «внедрение ОСМС в Казахстане обусловлено, в первую очередь, острой необходимостью». Напомним, когда местные общественники передали мнение людей, высказывающихся против страховой медицины, вице-министр здравоохранения так отреагировал на критику:

– Такова политика нашего государства и мы будем ее придерживаться. В Казахстане из года в год увеличивается потребность в медицинских услугах. Это с одной стороны. А с другой – наша страна не производит ни дорогостоящих лекарств, ни медицинского оборудования. Все это мы закупаем извне. На это уходят огромные средства. Если мы будем продолжать в том же духе, рано или поздно деньги закончатся. Поэтому сегодня именно ОСМС – единственный путь к обеспечению всех казахстанцев качественной медицинской помощью.

Любопытная получается ситуация: у государства нет средств, чтобы продолжать и дальше за свой счет лечить казахстанцев, а у частников нет материального стимула сотрудничать с государством, чтобы последнее смогло в полной мере реализовать все то, что обещает в случае внедрения страховой медицины.

«Богатенький Буратино»

Тем временем «подушка безопасности» фонда обязательного социального медицинского страхования благодаря взносам работодателей формируется достаточно быстрыми темпами. Если на конец июля на счетах фонда числилось более 88 млрд тенге, то сейчас эти отчисления превышают уже 101 млрд. Это данные по республике. Что касается вклада павлодарских работодателей, то на конец июля он составлял 4,1 млрд тенге, а сейчас – свыше 4,6 млрд. Напомним, сегодня налог в рамках медстрахования платят лишь работодатели за своих работников. Это полтора процента. Этот год и весь следующий эта сумма останется неизменной. А с 2020 года планируется, что работодатели будут платить уже два процента. И один процент от заработной платы будет взиматься с работников. Уравнять налоговую нагрузку планируется с 2021 года, когда и работодатель, и работник будут платить в бюджет за медстраховку по два процента. Конечно, это в том случае, если к тому времени удастся запустить сложный механизм обязательной медицинской страховки в действие. Ведь сроки реализации проекта уже неоднократно переносились. Если верить официальной версии, то исключительно по вине самозанятых, коих в стране насчитывается около миллиона человек. Они не входят в те 16 категорий граждан, за которых взносы в фонд медицинского страхования будет платить государство. И у них нет работодателей, которые бы делали за них отчисления. Будь страховая медицина введена сейчас, эти налоговые «потеряшки» – домохозяйки, таксисты, фрилансеры – вообще остались бы не у дел. Конечно, в экстренной медицинской помощи в случае необходимости никому бы из них не отказали, но вот с плановыми диагностикой, лечением и операциями у них был бы полный пролет. Поэтому пока всех самозанятых не найдут и не включат в медицинские базы данных, говорить о страховой медицине можно только гипотетически. Хотя, если начистоту, оставляет желать лучшего и работа самих информационных медицинских систем, которые требуют еще доработки и усовершенствования. Плюс вышеописанная ситуация с частниками, которых явно недостаточно для того, чтобы страховая медицина была внедрена именно в том виде, в каком ее сейчас презентуют с полным набором обещанных преимуществ.

А в пакетах что?

Их пять. Причем два из них мы детально разобрали выше. Речь идет о выборе клиники и врача и возможности обращения по страховке в частные медицинские организации. Поговорим об оставшихся трех плюсах.

– Айдар Кинжетаевич, обязательное социальное медицинское страхование обещает нам, что мы будем меньше тратить на медицинское обслуживание из своего кармана. Но вот представьте, работающий человек, если его ничего не беспокоит, может лет десять вообще не обращаться за медицинской помощью (про экстренную медицинскую помощь я не говорю, поскольку она в любом случае входит в первый пакет, гарантированный государством). Но все эти десять лет налог исправно платит. В этом случае сумма налога получается значительно больше, чем если бы он обратился к врачу разово.

– Начнем с того, что принцип страховой медицины в Казахстане заключается в том, что «здоровый человек платит за больного». Но рано или поздно все равно наступит тот день, когда человеку понадобится какое-то дорогостоящее обследование, высокоспециализированная помощь узкого специалиста, а может, и какое-то плановое хирургическое вмешательство, тоже не самое дешевое. Вот в этом случае, поверьте мне, он по достоинству оценит преимущество страховой медицины.

– Вы плавно перешли к еще одному преимуществу системы, заключающемуся в том, что страховка покрывает дорогостоящие операции, диагностику и лечение. И все это действительно будет проведено вне зависимости от величины взносов застрахованного, как гласит четвертый плюс ОСМС?

– Давайте посчитаем: с 2020 года работник начинает платить по одному проценту от своей заработной платы в фонд медстрахования. Доходы, конечно, у всех разные, но в среднем получается, он будет отдавать около тысячи – полутора тысяч тенге. В год это 10–12 тысяч. А однажды ему понадобится операция стоимостью в миллион тенге, а то и выше. И ее проведут без вопросов, потому что человек находится в страховой системе. Уже сам этот факт гарантирует ему оказание полного перечня всей необходимой медицинской помощи, даже если она будет очень высокозатратной. Причем на средствах фонда это вряд ли каким-то существенным образом отразится, поскольку за подобной медицинской помощью все одномоментно не обращаются.

Кстати, медработник даже не будет видеть, сколько средств накоплено у пациента, обратившегося к нему за той или иной медицинской помощью. Для него важен только факт нахождения человека в системе страховой медицины. Информационная медицинская система будет выдавать только информацию о том, присутствует конкретный пациент в базе данных налогоплательщиков медстраховки или нет, и в качестве кого он там присутствует: самостоятельного налогоплательщика или же в качестве обладателя первого пакета медстраховки. Суммы его отчислений врачу не нужны. Это уже задача фонда.

– То есть, если я правильно поняла, у нас не будет никаких бумажных документов типа страхового медицинского полиса, как это практикуется в России?

– Совершенно верно. Врачу нужно знать лишь ИИН пациента.

– Айдар Кинжетаевич, вы уже упомянули про основной принцип казахстанской системы медстрахования, когда здоровый платит за больного. Исходя из этого, логично предположить, что в случае переезда человека на постоянное место жительства в другую страну сумма его медстраховки не перечисляется на его счет по месту жительства?

– Да, если человек меняет гражданство и уезжает жить за пределы Казахстана, его накопления в счет медстраховки остаются в фонде. То же самое происходит и в случае смерти человека.

– Известно, что с внедрением системы обязательного медицинского страхования оказание медпомощи в стране будет производиться в рамках двух пакетов. Первый – по сути это тот же самый гарантированный объем бесплатной медицинской помощи, только в усеченном варианте. Знаю, что очень много споров вызывал перечень наиболее часто встречающихся заболеваний, согласно которому амбулаторный больной имеет право на бесплатное лекарственное обеспечение. Утвержден ли этот документ?

– Список основных хронических заболеваний, который будет включен в первый бесплатный пакет гарантированного объема бесплатной медицинской помощи, сегодня еще уточняется и обсуждается. Известно лишь, что в него войдут около 25 нозологий из числа тех заболеваний, которые наиболее часто встречаются и которые приводят к необратимой инвалидизации. Думаю, к концу года этот документ уже будет принят в окончательной редакции (к слову, действующий гарантированный объем бесплатной медицинской помощи предусматривает лекарственное обеспечение для амбулаторных больных по 46 нозологиям. – Авт.).

Все застрахованные казахстанцы будут обслуживаться по второму пакету. В него включены: дорогостоящие лабораторные услуги и диагностика, амбулаторное лекарственное обеспечение, не охваченное ГОБМП, стационарозамещающая медицинская помощь, плановая стационарная помощь, восстановительное лечение и реабилитация.

– Айдар Кинжетаевич, не могу не задать вопрос о гарантиях. Может ли фонд обязательного социального медицинского страхования как-то защитить вклады налогоплательщиков, которые еще очень хорошо помнят неудачную попытку внедрения в стране страховой медицины в конце девяностых? Помнится, вице-министр здравоохранения на встрече с павлодарскими общественниками не ответил на этот вопрос, сославшись на то, что это не входит в его компетенцию. Что скажете вы относительно гарантии сохранности отчислений на медстраховку?

– Я думаю, что казахстанцам не нужно бояться за сохранность своих медицинских накоплений даже по одной причине. Это экономическая стабильность в нашей стране. Ведь почему лопнул тот, первый фонд медстрахования? Не потому, что кто-то куда-то пропал с чужими деньгами, а из-за той кризисной ситуации, которая тогда была. Вспомните 98-й год: не было никакой финансовой поддержки, предприятия не могли платить за своих работников, они даже зарплату и ту часто выдавали какой-либо продукцией. Соответственно, тот ФОМС просто не смог оплатить все виды услуг, которые оказывались медицинскими организациями.

Сегодня у нас совершенно другая ситуация. Это во-первых. Во-вторых, все средства налогоплательщиков находятся в Национальном банке, где они сейчас просто аккумулируются. Кроме этого, все финансы регулируются не самим фондом, а Правительством. Фонд лишь распределяет деньги на те или иные нужды, при этом он должен обосновать свои решения. Для чего мы начали собирать средства заранее? Для того, чтобы, когда страховая медицина будет внедрена, у фонда уже был запас финансов, с помощью которого мы бы оплачивали медицинские услуги.

 

Ирина ВОЛКОВА, Литер