08
Ср, мая

Страховые агенты разоряют рынок РК

Переизбыток страховых агентов на рынке способен спровоцировать демпинг среди страховщиков, считают участники рынка. Кроме этого зачастую страховые агенты замешаны в мошеннических сделках.

Исполнительный директор СК «Евразия» Шакир Иминов рассказал, что за последние годы средняя численность страховых агентов увеличилась во много раз. Он отметил, что страховые агенты имеют право работать одновременно на несколько страховых компаний, и большинство страховых агентов работают именно по такой системе, что, по мнению страховщика, приводит к дезориентации страхователей на рынке и способствует демпингу страховщиков.

«В целом по казахстанской страховой отрасли с помощью агентов происходит более 30–40% продаж. Если говорить об автостраховании, то здесь на долю агентов приходится вообще свыше 50% реализуемых полисов (в западных странах доля достигает свыше 70–80%). Судя по заявлениям страховщиков и по интенсивному процессу открытия региональных представительств и филиалов, в ближайшем будущем мы станем свидетелями солидного увеличения численности страховых агентов», – полагает г-н Иминов.

Председатель страховой компании «Коммеск-Өмір» Олег Ханин ранее отмечал, что агентские вознаграждения – проблема всего страхового рынка, поскольку зарабатывает на этом бизнесе не страховая отрасль, а сами агенты.

«Мы обсуждали вопросы о том, что нужно выводить этот бизнес из тени в свет в части агентских вознаграждений, предпринимать какие-то определенные шаги по улучшению ситуации, но мы до сих пор не можем прийти к единому мнению на рынке, у нас есть страховые компании, которые предлагают более высокие агентские вознаграждения», – говорил г-н Ханин.

Хотя такие выплаты юридически законны, тем не менее, это весьма убыточно для многих страховщиков. Например, если половину суммы вознаграждения по ГПО ВТС получает агент. Хотя в прошлом году размер выплат агентам был уменьшен до 25–30%, есть отдельные страховые компании, которые продолжают выплачивать высокие агентские вознаграждения.

По мнению г-на Иминова, нередко страховщики набирают страховых агентов без необходимой квалификации и опыта. «После краткого обучения таких «новобранцев» бросают в бой – и… хорошо, если удается избежать крупных убытков. Кроме того, со страховыми агентами неразрывно связана тема мошенничества. Подобные аферы (преимущественно в автостраховании) то и дело раскрываются службами безопасности страховых компаний и правоохранительными органами», – подчеркнул он.

Для решения проблемы необходим реестр агентов-мошенников, который по идее должен висеть на каждом сайте страховой компании, однако в этом случае возникает сложность с отправкой данных и IT-обеспечением. Г-н Иминов рассказал, что в некоторых случаях недобросовестные агенты продолжают страховать клиентов в компании, лицензия которой уже была приостановлена. Бывает, что агенты, меняя место работы, попросту уносят на флешке клиентскую базу страховой компании, чтобы впоследствии использовать ее в незаконных целях.

«Повторюсь, на данный момент именно реестр должен помочь покупателям полисов разоблачать мошенников, которые являются головной болью как страховщиков, так и клиентов. Реестр – это по сути дополнительная форма контроля, которая позволит оценить, как страховщики управляют своими людьми», – считает страховщик.

На Западе существует специальная интернет-платформа, благодаря которой клиент сможет проверить, действительно ли агент, пришедший продавать страховые продукты, имеет на это право, обладает ли он соответствующим сертификатом. Однако, как пояснил г-н Иминов, эта ситуация очень раздражает крупные страховые компании: они теряют клиентов и вынуждены постоянно ввязываться в «войны за комиссионные».

***

Показатели за 2015 год.

Уровень инфляции по итогам 2015 года составил 13,6%, цены на продовольственные товары выросли на 10,9%, непродовольственные товары стали дороже на 22,6%, платные услуги – на 8,1%. С начала года национальная валюта ослабла на 12,7% (по итогам утренней сессии КАSЕ) при объеме торгов $58 млн.

 

Источник: Курсивъ