В г. Алматы, 15 ноября 2024 год прошел XII Конгресс финансистов Казахстана. Мероприятие организовано Ассоциацией финансистов Казахстана при поддержке Национального Банка Казахстана и Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка.
По традиции Конгресс финансистов стал основной диалоговой площадкой, на которой представители государственных органов и финансовых организаций обсуждают наиболее важные вопросы макроэкономической политики и финансового сектора. В этом году участники рассматривают темы либерализации финансового сектора и ее влияние на экономический рост.
Обращаясь к участникам Конгресса, Тимур Сулейменов, председатель Национального Банка Казахстана поздравил представителей финансовой сферы страны с профессиональным праздником и отметил, что Казахстан, как часть глобальной экономической системы сталкивается с необходимостью адаптации к новым вызовам и трансформациям, поэтому финансовая отрасль должна функционировать эффективно, обеспечивая стабильность и экономический рост:
«Рад приветствовать вас сегодня на нашем Конгрессе, который объединяет ведущих экспертов и специалистов финансовой отрасли, сотрудников, руководителей регуляторов и государственных органов, депутатов Парламента.
Мировая экономика подвержена значительным рискам из-за геополитической напряженности и глобальной экономической нестабильности. Высокая волатильность на рынках, текущие и будущие изменения в торговых отношениях и возможное перераспределение капиталов, начиная с января следующего года, ставят все страны перед необходимостью пересмотра экономических стратегий и адаптации к новым реалиям.
Все это происходит на фоне продолжающейся глобальной технологической эволюции, а в некоторых секторах революции. Возникают новые риски и вызовы и перед странами стоит масштабная задача - адаптация собственных «правил игры» с учетом новых технологий и изменений в торговом порядке, мировом экономическом укладе. Безусловно, эта трансформация требует гибкости и от финансового рынка, причем не только от участников, но и от финансовых регуляторов.
Наша страна, как часть глобальной экономической системы с открытой экономикой, также сталкивается с необходимостью адаптации к этим вызовам и трансформации. Ситуация в экономике достаточно хорошо известна всем здесь присутствующим, тем не менее, пару цифр.
Как вы знаете, по итогам девяти месяцев экономика выросла на 4%. Это, я считаю, достаточно неплохой результат, особенно на фоне высокой базы прошлого года, в прошлом году мы выросли на 5,1% - это был рекордный рост за последние 10 лет, поэтому 4% в этом году достаточно хорошая, оптимистичная цифра.
Мы также наблюдаем позитивную динамику в снижении инфляции, если говорить про годовые показатели, она уменьшилась в 2,5 раза с пиковых значений с прошлого года в феврале до 8,5% по итогам октября. Несмотря на это, понятно, что задача до конца не выполнена, мы все еще далеки от таргета на 70% и, безусловно, от нас, как макроэкономического регулятора, требуется определённая жесткость в нашей монетарной политике.
Уровень безработицы в Казахстане также остается низким и составляет 4,6%. Растут заработные платы. Индекс реальной заработной платы составил 102,7%, среднее значение месячной заработной платы увеличилось на 11,3% г/г.
Инвестиции в основной капитал выросли на 0,6%. И это, наверное, один из самых важных факторов, на который стоит обратить внимание с точки зрения крупных макроэкономических индикаторов. При этом есть и позитивная часть, инвестиции в несырьевой сектор растут гораздо быстрее, они выросли на 10,2%. И здесь мы как раз будем говорить и о роли банковского кредитования, и в целом о фондировании экономики со стороны финсектора для создания нового инвестиционного цикла.
Наша финансовая система Казахстана играет важную роль в обеспечении экономического роста и стабильности нашей страны. За годы независимости мы можем, особенно старшее поколение наших коллег, констатировать, что построили современную финансовую инфраструктуру, которая в целом очень стабильна и отвечает современным требованиям.
Во многом именно в финансовой системе мы видим достаточно много позитивных изменений.
Говоря о нашей банкоцентричной системе, конечно, стоит отметить пару цифр по банковскому сектору. Совокупные активы составляют порядка 47% от ВВП, они увеличились почти на 13% с начала года, есть куда расти с точки зрения международных сопоставлений, но тем не менее динамика налицо.
Растет и прибыль банковского сектора, за январь-сентябрь она составила 1,9 трлн тенге, что на более чем 17% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Растет корпоративное и розничное кредитование, снижается уровень NPL. Об этом мы тоже будем говорить достаточно подробно. То есть мы видим в банковской системе достаточно большую, хорошую стабильность.
Также следует отметить, что не только банки у нас растут. Отрадно видеть, что капитализация рынка акций на наших двух ключевых площадках: и на KASE, и на МФЦА прилично подросла.
На KASE рост составил 29%, на МФЦА - 15%. Растут и объемы, растет ликвидность. Надеюсь, что в обозримом будущем мы будем говорить о нашей системе, как банкоцентричной, чуть с меньшей уверенностью. Я рад, что растут и другие сектора.
Безусловно, финансовый сектор Казахстана сегодня находится в авангарде цифровизации казахстанской экономики. Это одно из самых важных направлений развития экономики любой страны, и финансовый сектор здесь практически безусловный лидер.
За последние 5 лет безналичные платежи и транзакции населения выросли более чем в 10 раз и составляют почти 90% от розничного товарооборота. Цифровые каналы стали доминирующим способом оказания финансовых услуг, то есть 8 из 10 транзакций через онлайн-банкинг, а мобильные банковские приложения стали основным интерфейсом для электронной коммерции, GovTech и т.д.
Вместе с тем, безусловно, есть над чем работать.
Есть вопросы, связанные с проникновением кредитов, который у нас достаточно низкий по сравнению с другими странами – порядка 27% по отношению к ВВП. Есть определённые вопросы со структурой кредитного портфеля, значительно растет потребительское кредитование при отстающем росте корпоративного кредитования.
Именно поэтому Глава государства К.Токаев подчеркивал с одной стороны глубоких реформ в реальном секторе, о чем было предметно сказано в Указе о либерализации. В тоже время как финансовый сектор мы должны создавать эту возможность для реального сектора.
Для этой задачи необходимо, чтобы финансовая система функционировала эффективно, обеспечивала стабильность и экономический рост. Основная тема Конгресса — либерализация, дальнейший рост, прогресс, финансового сектора, и, конечно же, новое регулирование, это закон о банках. О нем мы подробно будем говорить. Наверное, ни у кого нет сомнений, что закон нужен. Это потребует от нас коллективной работы, глубокого анализа и конструктивного диалога.
Мы видим, что в рамках этой работы нам надо поговорить и о повышении конкуренции банков в банковском секторе в части укрепления позиций Казахстана в региональном контексте.
Финансовый рынок Казахстана является лидером в Центральной Азии. Наша задача — удерживать лидирующую позицию в регионе.
Помимо грамотного регулирования необходима инфраструктура, также правильная подзаконная регуляторика, поэтому совместно с АРРФР и во многом с опорой на сектор мы разрабатываем Стратегию цифровизации финансовых регуляторов на ближайшие 5 лет. Мы не хотим тормозить развитие рынка. Мы видим, как активно развивается сектор и игроки. Поэтому мы думаем, что наша технологическая зрелость создаст правильный цифровой импульс для развития всей отрасли. Наша задача – построить лучший цифровой центральный банк нашего региона, мы заявляем о высоких амбициях и хотим стать бенчмарком для всего региона.
Мы будем дальше развивать Национальную цифровую финансовую инфраструктуру, включая такие проекты, как платформа Цифрового тенге, платформа Open API & Open Banking и национальные платежные системы. Мы считаем, что равноудаленная межбанковская инфраструктура выступит драйвером инноваций, конкуренции и основой для развития различных банковских продуктов. С учетом системной значимости данных инициатив в рамках нового закона о банках мы планируем законодательно закрепить роль, задачи и статус Национальной цифровой финансовой инфраструктуры, в том числе возможность обязательного подключения всех участников рынка к ее сервисам, для того, чтобы обеспечить конкурентность, нейтральность и человекоцентричность.
Другой важный аспект нашей Стратегии – развитие data-driven подхода. Мы часто слышим, что данных недостаточно, они непонятны, находятся во владении госорганов, и рынок их не видит в том объеме и форме, которой им нужен. Поэтому мы запускаем Фабрику данных, которая обеспечит интеграцию данных экосистемы Нацбанка, в том числе с использованием искусственного интеллекта. Уже сегодня мы проводим бета-тестирование. Запустили Репозиторий открытых данных, который позволяет делиться нашими открытыми данными в машиночитаемом виде. Порядка 80 data-сетов есть на нашем сайте, об этом коллеги будут сегодня говорить. Просим ваших экспертов и аналитиков протестировать и дать обратную связь, мы примем это во внимание и исправим.
Сегодня мы также представляем новую цифровую монету, обеспеченную золотом. Её можно будет покупать, продавать и даже дарить в цифровом формате через приложение биржи AIX «Tabys», а также обменивать на физическую инвестиционную монету с эксклюзивным дизайном UKI. Первые монеты станут доступны к покупке уже с начала 2025 года.
С одной стороны, мы следуем трендам токенизации и в то же время показываем, что активно используем всю инфраструктуру нашей страны, как KASE - как основной биржи, так и AIX, на которую также делается большая ставка с точки зрения развития новых инструментов».
В заключение Т. Сулейменов пожелал всем хорошего Нового года и предположил, что 2025 год, будет достаточно позитивным, несмотря на определенные ожидаемые потрясения, и призвал к ним быть готовым.
Председатель Агентства по регулированию и развитию финансового рынка Республики Казахстан М. Абылкасымова также приветствовала участников Конгресса:
«В этот день хочу отметить активное участие и вклад банков, страховых компаний, участников рынка ценных бумаг, микрофинансового сектора, коллекторских агентств в повышении устойчивости и развитии финансового сектора. Благодаря вашей ежедневной работе, приверженности высоким стандартам и стремлению к улучшениям, финансовый рынок Казахстана продолжает успешно развиваться, обеспечивая стабильность и поддержку экономики.
Работа финансового регулятора - это постоянный процесс взаимного диалога и сотрудничества с участниками рынка. Совместно с Вами мы отслеживаем новые тренды развития финансовых рынков на глобальном и локальном уровнях и должны вырабатывать адекватные решения для того, чтобы оставаться конкурентоспособными и устойчивыми.
Наша задача как финансового регулятора – это поддержание стабильности финансовых институтов, финансирование экономики, обеспечение доверия к финансовому сектору, защита сбережений населения и бизнеса, а также содействие справедливой конкуренции на финансовом рынке.
Цифровизация продолжает трансформировать финансовый сектор с внедрением технологий искусственного интеллекта, больших данных и блокчейна. Это позволяет оптимизировать процессы, улучшить клиентский сервис и снизить операционные издержки.
Возрастает и угроза кибератак. Обеспечение кибербезопасности становится одним из важнейших приоритетов, что необходимо для сохранения доверия клиентов и предотвращения финансовых потерь.
Другим важным трендом являются действия государственных и международных регуляторов, которые в усиливают контроль над финансовыми рынками, вводя новые стандарты и нормы для защиты потребителей и предотвращения системных рисков. Внедряется новое регулирование в области данных, конфиденциальности и управления рисками.
Обязательным элементом стратегий финансовых организаций становятся устойчивое развитие и внедрение принципов ESG, что отражает растущие ожидания общества и инвесторов. Включение ESG-факторов в стратегическое планирование способствует долгосрочному росту и устойчивости бизнеса.
Финтех-инновации продолжают открывать новые возможности, включая цифровые платформы и децентрализованные финансовые системы (DeFi), токенизированные цифровые активы, которые предлагают альтернативные решения традиционным услугам.
Еще одним трендом являются усложнение предпочтений потребителей, что усиливает конкуренцию между финансовыми институтами.
Сегодня финансовый сектор Казахстана демонстрирует стабильность и уверенный рост, активно поддерживая достижения экономических целей страны. Совокупные активы финансовых организаций за 5 лет увеличились более чем в 2 раза до 65 трлн тенге и достигли 52% ВВП. Рост наблюдается во всех секторах финансового рынка.
Активы банковского сектора за 5 лет выросли более чем в 2 раза до 58 трлн тенге. Банковский сектор стабилен и хорошо капитализирован. Достаточность собственного капитала банков превышает установленные нормативы более чем в 3 раза.
Активы страховых организаций также увеличились более чем в 2 раза до 2,8 трлн. тенге.
Капитализация рынка акций за 5 лет выросла на 83% до 32 трлн тенге (за этот период на KASE вышло 150 новых эмитентов).
С включением в периметр регулирования всех субъектов кредитования активы микрофинансового сектора с 2019 года выросли почти в 8 раз до 2,8 трлн тенге.
Если говорить о ключевых итогах с предыдущего Конгресса финансистов, то в этом году Казахстан успешно завершил Программу оценки финансового сектора (FSAP), проведенную Международным валютным фондом (МВФ) и Всемирным банком.
Результаты показали значительный прогресс в обеспечении макроэкономической устойчивости Казахстана, в развитии риск-ориентированного надзора и цифровых инноваций в финансовом секторе с момента последней оценки FSAP в 2014 году.
Экспертами МВФ проведена независимая оценка банковского регулирования и надзора, которая показала полное или значительное соответствие 22 из 29 Базельских принципов, при этом областей несоответствия не выявлено.
Независимые стресс-тесты, проведенные МВФ, подтвердили надежность банковского сектора, с прогнозируемым уровнем достаточности капитала выше нормативных требований. Рынок ценных бумаг оценен, как «Solid», т.е. надежный
На сегодня во всех секторах финансового рынка внедрен риск-ориентированный надзор. В банковском секторе, рынке капитала и страховом рынке внедрена оценка достаточности капитала и ликвидности, а также стресс-тестирование участников рынка.
Для повышения финансовой устойчивости банков в конце 2023 года Агентством внедрена индивидуальная надзорная надбавка на капитал банков, учитывающая результаты SREP и AQR (от 0 до 6%), а также результаты надзорного стресс-тестирования (от 0 до 3%). Консервационный буфер капитала банков увеличен с 2,0% до 2,5%.
В целях повышения финансовой стабильности мы завершили внедрение всех элементов консолидированного надзора за банковскими конгломератами. На консолидированном уровне в 2025 году будут введены пруденциальные нормативы и требования к системам управления рисками.
До конца т.г. планируется введение нового пруденциального норматива – коэффициента левереджа на уровне 3%, а также расширенного определения неработающих кредитов (NPL).
В рамках развития рынка стрессовых активов в текущем году приняты законодательные поправки по введению обязанности банков и других финансовых организаций продавать стрессовые активы на цифровых платформах.
Первая аккредитованная цифровая платформа для продажи проблемных активов начала свою деятельность с 7 октября т.г.
В соответствии с Парижским соглашением по климату и Целями в области устойчивого развития ООН Казахстан продвигает стандарты ESG в финансовой сфере.
При поддержке IFC в прошлом году было принято Руководство по раскрытию информации в области ESG, а в июле 2024 года – Руководство по управлению экологическими и социальными рисками (ESRM). В 2025 году будут введены внутренние стандарты управления рисками ESG в банках, что позволит внедрить устойчивое развитие в основу финансовых операций.
Для развития новых технологий и инноваций ранее были реализованы законодательные реформы, позволившие банкам инвестировать до 10% капитала в финтех- и IT-компании.
В 2023 году в сотрудничестве с Национальным банком были разработаны стандарты Open API, и 62% банков второго уровня уже используют стандарты Open API.
В рамках противодействия мошенничеству на финансовом рынке сформирована цифровая финансовая инфраструктура, включая Центр обмена идентификационными данными для проведения биометрической идентификации клиентов финансовых организаций, а также Антифрод центр.
На страховом рынке завершена цифровизация сбора данных ЕСБД и внедрены онлайн выплаты по всем обязательным классам страхования.
Агентством ведется системная работа для повышения роли финансового сектора в обеспечении устойчивого развития. В соответствии с поручением Главы государства реализуются меры по расширению кредитования бизнеса.
Выдача новых займов субъектам реального сектора за 9 мес. т.г. составила 12,7 трлн тенге, что на 19,6% больше по сравнению с прошлым годом. Важной тенденцией является рост выдачи беззалоговых займов бизнесу, которые за 9 мес. т.г. увеличились на 37% до 2,6 трлн тенге. Портфель кредитов бизнесу увеличился с начала т.г. на 7,4% до 12 трлн тенге.
Для расширения кредитования реального сектора приняты стимулирующие пруденциальные меры. Расширены возможности для кредитования дочерними иностранными банками, смягчена залоговая политика, снижены нормативы ликвидности (LCR, NSFR) до 0,9, снижено риск-взвешивание займов МСБ с 75% до 50% и синдицированных займов со 100% до 50%.
В июне т.г. приняты законодательные поправки для развития синдицированного кредитования, на базе холдинга Байтерек действует Проектный офис с участием институтов развития и частных банков. Одобрено к финансированию 5 проектов общей стоимостью 835 млрд тенге, на рассмотрении 12 проектов общей стоимостью 6,5 трлн тенге.
Для предоставления банкам долгосрочного фондирования в целях кредитования инвестиционных проектов совместно с Национальным Банком запущен механизм инвестирования пенсионных активов ЕНПФ в облигации банков объемом до 500 млрд тенге на срок до 7 лет на рыночных условиях (в настоящее время банками привлечено 119 млрд тенге для последующего кредитования).
Системной мерой для снижения закредитованности населения стало принятие в июне т.г. Закона по минимизации рисков при кредитовании и защиты прав заемщиков. Основные новеллы закона предусматривают запрет на выдачу кредитов при наличии просрочки свыше 90 дней, двухлетний мораторий на уступку займов граждан коллекторам, установление максимальной суммы потребительского кредита (по банкам – 2 200 МРП (8 122 400 тенге), по МФО – 1 100 МРП (4 061 200 тенге)), введение нового макропруденциального норматива, как коэффициент долга к доходу заемщика (DTI).
Кроме этого, отменен особый порядок регулирования микрокредитов на срок до 45 дней на сумму до 50 МРП.
Снижены предельные размеры ГЭСВ по потребительским займам банков и МФО – с 56% до 46%, по залоговым займам банков с 40% до 35%, по онлайн PDL микрокредитам до 179%, но не более 0,3% в день.
На нормативном уровне ужесточена оценка платежеспособности заемщиков, банками и МФО приняты индивидуальные планы по снижению долговой нагрузки проблемных заемщиков.
Наиболее актуальной проблемой на рынке потребительского кредитования в настоящее время является рост финансового мошенничества. С начала т.г. выдано 7,4 тыс. фиктивных займов на 18 млрд тенге.
На межведомственном уровне совместно с АФМ, МЦРИАП, НБ, МВД обеспечена скоординированная работа по предупреждению, выявлению и пресечению мошеннических действий.
Среди основных мер можно выделить введение обязательной биометрической и многофакторной идентификации клиентов при каждой выдаче онлайн займов, ужесточение требований к информационной безопасности банков и их мобильных приложений.
Для граждан предусмотрена возможность установления добровольного отказа от получения займов на портале «электронного Правительства» и введена обязанность банков и МФО списывать кредиты при наличии такого отказа.
С июля 2024 года запущен Антифрод-центр Национального Банка, позволяющий в режиме реального времени обмениваться информацией по транзакциям с признаками мошенничества. Всеми банками также созданы антифрод подразделения, к которым устанавливаются новые требования в рамках систем управления рисками.
В целях снижения случаев мошенничества с использованием методов социальной инженерии рассматривается введение на законодательном уровне «периода охлаждения» при выдаче кредита сроком 24 часа. В течение периода охлаждения банки будут проводить проверку клиентов на соответствие новым требованиям к системам управления рисками. Совместно с МЦРИАП и НБ разработан механизм реагирования на звонки мошенников путем создания Единого Колл-Центра для приема обращений граждан.
Текущие глобальные и локальные тренды ставят перед финансовым рынком множество новых задач.
Одним из приоритетных направлений в предстоящий период является повышение конкуренции в банковском секторе. Для привлечения новых иностранных банков подготовлены законодательные поправки по либерализации требований по открытию иностранными банками дочерних банков и филиалов. Предусматривается сокращение перечня документов, расширение списка разрешенных операций для филиалов.
В реализацию поручения Главы государства, данного в послании народу Казахстана в сентябре т.г., ведется разработка нового Закона о банках. Новый закон будет направлен на создание условий для развития цифровых финансовых услуг, регулирование цифровых активов и конкурентоспособных финтех-решений, а также разработку стандартов, обеспечивающих как сбалансированное регулирование возникающих рисков, так и способствующих развитию инноваций.
Для развития конкуренции и повышения доступности банковских услуг будет рассмотрен вопрос разделения банковских лицензий на универсальную и базовую, а также возможность открытия в традиционных банках «исламских окон».
Кроме этого, будет проведена оптимизация разрешительных процедур и отдельных регуляторных норм.
Агентством также прорабатывается новый пакет пруденциальных мер для стимулирования корпоративного кредитования, в котором будут рассмотрены вопросы увеличения риска на одного заемщика для проектного и синдицированного финансирования. Помимо этого, будет рассмотрена возможность создания Гарантийного фонда по кредитам МСБ совместно с фондом ДАМУ.
Совместно с НБ будет продолжена работа по развитию национальной финансовой инфраструктуры для внедрения ИИ, блокчейн и децентрализованных финансов с обеспечением сбалансированного регулирования.
Значительные законодательные изменения планируются на рынке капитала. В соответствии с международными стандартами разработаны проекты законов о кредитных рейтинговых агентствах, инвестиционных и эндаумент фондах, которые будут способствовать выходу на фондовый рынок новых эмитентов, включая МСБ и увеличению инвесторской базы.
В целях повышения долгосрочной доходности пенсионных активов планируется переход к рыночному бенчмарку при оценке эффективности деятельности управляющих пенсионными активами.
Следуя глобальным трендам, будут рассмотрены вопросы развития и регулирования цифровых финансовых активов, токенизированных финансовых активов и оборота углеродных единиц на KASE.
Для внедрения новых технологий на страховом рынке будут внедряться технологии InsurTech, способствующие эффективному взаимодействию страховых компаний с клиентами при оказании страховых услуг. Также будут расширены возможности страховых организаций по участию в капитале IT и финтех-компаний.
В страховом секторе приоритетной инициативой является определение модели создание фонда катастрофических рисков катастрофического страхования жилья граждан от рисков землетрясений, наводнений, паводков и пожаров.
В завершение отмечу, что мы будем последовательно работать над усилением устойчивости финансовых институтов, внедрением передовых технологий для повышения их конкурентоспособности, а также защитой интересов потребителей.»
На панельных сессиях Конгресса представители казахстанских государственных органов, руководители банков и других финансовых институтов обсудили актуальные вопросы либерализации финансового сектора и ее влияние на экономический рост, а также рассмотрели другие аспекты макроэкономической политики.
Подготовлено порталом Allinsurance.kz по материалам АРРФР и НБРК