Шаг вперёд, два назад. Ожидать ли новых аварий, если в госорганах проведут кадровую оптимизацию экспертов по промышленной безопасности?
Система промышленной безопасности Казахстана переживает не лучшие времена. При высоком уровне производственного травматизма и изношенности инфраструктуры крупных опасных производств последние несколько лет отрасль часто реформировалась. Комитет промышленной безопасности «кочевал» от одного министерства к другому. Из-за этого система утратила слаженный механизм взаимодействия различных ведомств с общей задачей — предупреждением аварий на производстве. Такой вывод сделали эксперты Министерства по чрезвычайным ситуациям (МЧС) РК, написавшие Концепцию промышленной безопасности в Республике Казахстан на 2024–2030 годы.
«По изменению статистического отраслевого риска аварий можно сделать выводы о неэффективности организационно-технических мер обеспечения промышленной безопасности и производственного контроля в некоторых отраслях. Сравнение этих показателей с республиканскими значениями позволяет сделать выводы о ненадлежащем исполнении требований промбезопасности», — говорится в стратегическом документе. Концепция была опубликована спустя три месяца после трагических событий на шахте имени Костенко в Карагандинской области, когда из-за пожара и взрыва под землёй погибли 46 шахтёров. Комиссия пришла к выводу, что вина в случившемся на 100% лежит на работодателе, который не обеспечил должную промышленную безопасность работникам.
В целом за прошлый год в стране была зафиксирована 21 авария на производстве. В результате пострадали 108 человек, из них 56 человек погибли. За последние пять лет это наибольшая численность умерших из-за техногенных аварий казахстанцев. По результатам контрольно-надзорной деятельности в первом квартале текущего года Комитет промышленной безопасности МЧС РК резко увеличил количество проверок на опасных объектах (179 проверок, против 43 в январе–марте 2023-го). Итог — число выявленных нарушений требований промышленной безопасности увеличилось в 8,3 раза, до 3,1 тыс.
Если рассматривать более протяжённый десятилетний период — с 2014-го по 2023 год, — то за это время в стране произошли 244 аварии на опасных производственных объектах. По данным МЧС РК, треть из них (33,6%) случились на предприятиях горнорудной и нефтяной отраслей. 45 аварий за десять лет было зарегистрировано в угольной и газовой промышленности. 22,1% всех производственных ЧП зафиксировали на объектах, эксплуатирующих подъёмные механизмы.
Можно ли ждать улучшения ситуации с промышленной безопасностью в стране, если появилась информация о планируемом сокращении кадров в региональных департаментах Комитета промышленной безопасности МЧС РК (на фоне их объединения с департаментами гражданской защиты)? Эта внутренняя информация о кадровых изменениях не публиковалась на официальном сайте профильного ведомства, но она была озвучена в запросе группы мажилисменов. В начале мая депутаты, работавшие ранее руководителями опасных производственных объектов в регионах, написали письмо премьер-министру. В нём народные избранники назвали планируемое сокращение штатной численности сотрудников Комитета промышленной безопасности МЧС РК крайне негативной мерой и предложили вместо оптимизации, напротив, увеличить численность сотрудников в отрасли.
Согласно анализу, проведённому аналитиками МЧС, ситуация с кадровым потенциалом промышленной безопасности в Казахстане за годы независимости страны значительно ухудшилась. Например, в 1991 году ежегодно инспектировалось около 120 тыс. опасных и поднадзорных промышленных объектов (из 200 тыс.), а по итогам 2023 года их количество составило всего 37 тыс., то есть более чем в 3 раза меньше. 30 лет назад на контроле у каждого государственного инспектора промышленной безопасности было 113 опасных объектов. А теперь их количество выросло в 5 раз, до 561 объекта. По данным профильного ведомства, в настоящее время в стране работает только 381 инспектор вместо 1,7 тыс., как было ранее.
«Постоянная реорганизация ведомств в области промышленной безопасности способствовала оттоку инспекторов. К примеру, передача частично некоторых функций в области промбезопасности в ведение акиматов привела к утрате оперативного вертикального реагирования в случае наступления аварий. Полностью был ликвидирован научный потенциал ведомства, ликвидированы центры повышения квалификации инспекторского состава, а также материально-техническая основа проведения аварийно-спасательных работ», — говорится в концептуальном документе.
О негативных последствиях такой кадровой политики в отрасли промышленной безопасности ещё три года назад предупреждали другие депутаты нижней палаты парламента. Предшественники ныне действующих мажилисменов тогда говорили буквально о том же — о нехватке инспекторов, их очень низких зарплатах, отсутствии должного контроля, опасности повторения страшных аварий и т. д. Но вместо качественных кадровых реформ самыми запоминающимися новостями в сфере промышленной безопасности страны стали материалы СМИ о трагедиях в Караганде, Шахтинске, Майкаине.
Судя по планам из отраслевой концепции, в ближайшие пять с половиной лет в Казахстане все опасные производственные объекты должны быть охвачены системой государственного мониторинга. Это произойдёт не сразу, а постепенно. Уже в следующем году индикатор должен приблизиться к 75%, а к 2030 году — к 100%. А количество техногенных аварий должно уменьшиться на 10%. В следующем году МЧС РК и Министерство национальной экономики РК должны внести свои предложения по развитию институтов саморегулирования, аккредитации и аудирования. В первом квартале 2025 года чиновники представят общественности цифровую карту промышленной безопасности.