22
Вс, дек

Новый нацпроект «Сильный АПК»: яркий пример проблем госпланирования

agroinsur24 апреля этого года для обсуждения был опубликован проект документа «Национальный проект по развитию агропромышленного комплекса «Сильный АПК» на 2024–2028 годы». Прошлый «Нацпроект по развитию АПК на 2021–2025 годы» утратил силу в сентябре 2023 года вместе со всеми девятью нацпроектами, которые были утверждены в октябре 2021 года. До сих пор не понятно, почему без какого-либо анализа все эти нацпроекты были тихо закрыты всего через два года после их утверждения.

11 апреля мы описывали ключевые проблемы системы государственного планирования в Казахстане и новый нацпроект по развитию АПК стал самым последним ярким примером этих проблем. С точки зрения госпланирования старый нацпроект по развитию АПК вызывал много вопросов, а проект нового документа показал, что ситуация с этим очень быстро ухудшается.

Опять планирование с «чистого листа»

Как мы отмечали в нашей публикации по проблемам госпланирования, ни в прошлых, ни в новых документах официальной Системы государственного планирования (СГП) не было и нет требования по критическому анализу прошлых государственных планов и мер по социально-экономическому развитию страны. Новый нацпроект по развитию АПК является ярким примером этому.

В октябре 2021 был утвержден первый нацпроект по развитию АПК и шесть месяцев назад он прекратил свое существование. Данный нацпроект в основном состоял из таблиц с плановыми показателями по развитию АПК по годам на пять лет. В декабре 2021 была утверждена «Концепция развития агропромышленного комплекса Республики Казахстан на 2021-2030 годы» (Концепция), в которой в текстовой форме была описана политика и меры правительства по развитию АПК. Согласно действующей системе госпланирования, концепции развития являются документами более высокого уровня, чем нацпроекты по развитию.

Как всегда, ни в действующей Концепции, ни в старом нацпроекте по развитию АПК никак не проанализировали то, почему правительство десятилетиями тратило громадные средства на развитие данного сектора экономики, а сельское хозяйство как было, так и остается малоэффективным и неконкурентоспособным, получая от государства гораздо больше, чем оно выплачивает в госбюджет. То есть, на данный сектор экономики впустую тратятся деньги налогоплательщиков, ничего не получая взамен.

Новый нацпроект по развитию АПК продолжил практику планирования с «чистого листа». В нем также нет никакого анализа исполнения старого нацпроекта и действующей Концепции, и нет пояснения того, почему старый нацпроект был закрыт шесть месяцев назад. Также в новом нацпроекте никак не упоминается и нет никакой взаимосвязи с действующей Концепцией по развитию АПК, хотя по системе госпланирования эта Концепция является вышестоящим документом планирования. То есть, данный нацпроект должен быть полностью завязан на Концепции.

Непонятные задачи нового Нацпроекта

В новом нацпроекте всего две задачи:

Ускоренная диверсификация структуры посевных площадей и стимулирование внедрения агротехнологий;
Реализация приоритетных инвестиционных проектов в АПК.

В старом нацпроекте их было четыре:

Повышение производительности труда;
Обеспеченность основными продовольственными товарами отечественного производства;
Увеличение экспорта продукции агропромышленного комплекса с увеличением доли переработанной продукции;
Стабильное повышение доходов сельских жителей.

Как было сказано ранее, в новом нацпроекте нет никаких пояснений почему (по сравнению со старым нацпроектом) плановые задачи сократились и кардинально поменялись. Также нет каких-либо пояснений, каким образом эти две задачи увязаны с действующей Концепцией, где описана политика правительства по развитию АПК.

Откуда возьмут деньги на резкое увеличение финансирования АПК

Как мы отмечали в нашей публикации по проблемам госпланирования, все прошлые и новые документы государственного планирования построены таким образом, как будто у Казахстана есть неограниченные финансовые ресурсы, чтобы профинансировать любые планы по государственным расходам и инвестициям. Однако это не так, о чем мы неоднократно писали.

В той же публикации мы приводили пример, что Министерство индустрии и инфраструктурного развития с учетом целевых показателей по нацпроектам, утверждённым в октябре 2021 года, просило госфинансирование на сумму в Т7.2 трлн на срок нацпроектов, а Минфин с учетом возможностей бюджета утвердил только сумму в Т2.5 трлн. Данный пример однозначно показывал, что долгосрочное планирование правительства сильно оторвано от реальности.

С точки зрения финансирования новый нацпроект по развитию АПК также оторван от реальности. Создается впечатление, что этот плановый документ создавался с единственной целью – постановка завышенных запросов на госфинансирование, которые невозможно будет предоставить, чтобы потом сказать, что планы не были выполнены из-за непредоставления запрашиваемой суммы.

И опять же, в новом нацпроекте нет никакого анализа насколько запрашиваемая сумма финансирования АПК больше текущего уровня, и есть ли у госбюджета возможности резко увеличить финансирование АПК. Судя по отдельным статьям, указанным в новом нацпроекте по развитию АПК, новый глава Минсельхоза хочет увеличить финансирование АПК в разы. Например:

Выделение бюджетного кредита для АПК через «Аграрная кредитная корпорация» в 2024 году уже зафиксировано в бюджете – Т140 млрд, а на 2025 г. запрашивается – Т600 млрд.
Финансирование НК «Продкорпорация» для проведения форвардного закупа сельскохозяйственной продукции в 2024 году уже зафиксировано – Т40 млрд, а на 2025 г. запрашивается – Т400 млрд.
Финансирование «КазАгроФинанс» для льготного лизинга сельскохозяйственной техники в 2024 году уже зафиксировано – Т185 млрд, а на 2025 г. запрашивается – Т385 млрд.
На субсидирование стоимости удобрений в 2024 году уже зафиксировано – Т34 млрд, а на 2025 г. запрашивается – Т150 млрд.
На субсидирование стоимости пестицидов, биоагентов в 2024 году уже зафиксировано – Т34 млрд, а на 2025 г. запрашивается – Т151 млрд; и так далее.

Мы уже неоднократно отмечали большие проблемы в республиканском бюджете в прошлом году, когда правительство было вынуждено придумать «схему» вывода дополнительных Т1.3 трлн из Нацфонда в бюджет через покупку акций НК «КазМунайГаз». В первом квартале этого года ситуация с республиканским бюджетом была еще хуже. Бюджетные расходы продолжают расти большими темпами, а план по налоговым доходам бюджета не выполнен почти на 20%, и это при высоких ценах на нефть! Исходя из нашего анализа консолидированной бюджетной системы Казахстана, мы можем однозначно сказать, что планы Минсельхоза по резкому увеличению госфинансирования АПК, начиная с 2025 года – полностью нереалистичные.

Нужны абсолютно новые подходы по развитию АПК

В декабре 2023 года мы опубликовали «Обзор развития сельского хозяйства в Казахстане», где проанализировали причины проблем развития АПК, а также дали наши рекомендации по дальнейшему развитию этой важной отрасли Казахстана.

Как отмечалось в данной публикации, одной из ключевых проблем развития сельского хозяйства является то, что в этом секторе очень низкая динамика предпринимательской активности. Это означает, что в отрасли очень низкий процент новых и эффективных сельскохозяйственных производителей, которые заменяют старых и неэффективных. Из-за этого конкурентоспособность и производительность сектора намного ниже, чем в развитых странах. На сегодня частный бизнес в сельском хозяйстве в значительной степени стал зависимым от государственной поддержки и не стремится выжить за счет конкурентной борьбы. Наши сельхозпроизводители во многом уверены, что государство всегда окажет им финансовую поддержку даже в самые благоприятные времена.

В соответствии с лучшим мировым опытом частная собственность на сельскохозяйственные земли и развитый рынок купли-продажи такой земли являются обязательным условием для развития эффективного и конкурентоспособного предпринимательства в сельском хозяйстве. Однако вместо борьбы с непрозрачными и коррумпированными земельными отношениями в сельской местности власти свернули земельную реформу, что, по нашему мнению, является одним из главных препятствий для успешного развития сельского хозяйстве в Казахстане.

По нашему мнению, прошлые и текущие подходы государства по поддержке развития сельского хозяйства являются антирыночными по своей сути, что является основной причиной очень слабых темпов развития этой отрасли экономики как с точки зрения ее доли в ВВП, так и эффективности и конкурентоспособности.

С точки зрения налогово-бюджетной политики сельское хозяйство в Казахстане имеет большую долю теневой экономики и существенные налоговые льготы с одной стороны, и большое государственное финансирование с другой, в результате чего данная отрасль является глубоко дотационной. При таком положении вещей сельское хозяйство никак не сможет стать опорой как для социального, так и экономического развития Казахстана.

По нашему мнению, существует необходимость в сокращении и перенаправлении неэффективной государственной поддержки, которая искажает рыночные отношения в сельском хозяйстве. Вместо того, чтобы сдерживать развитие частного сектора, государственные расходы и инвестиции следует переориентировать на стимулирующие меры по развитию конкуренции и эффективного частного предпринимательства в сельском хозяйстве. Правительство должно фокусироваться на создании бизнес-среды, способствующей предпринимательству, частным инвестициям, динамизму бизнеса, когда неэффективный бизнес быстро заменяется эффективным. В секторе должны автоматически работать рыночные механизмы по перераспределению финансовых, земельных и трудовых ресурсов. Для этого необходима кардинальная земельная реформа.

Автор: Мурат Темирханов, советник председателя правления Halykfinance