24 апреля этого года для обсуждения был опубликован проект документа «Национальный проект по развитию агропромышленного комплекса «Сильный АПК» на 2024–2028 годы». Прошлый «Нацпроект по развитию АПК на 2021–2025 годы» утратил силу в сентябре 2023 года вместе со всеми девятью нацпроектами, которые были утверждены в октябре 2021 года. До сих пор не понятно, почему без какого-либо анализа все эти нацпроекты были тихо закрыты всего через два года после их утверждения.
11 апреля мы описывали ключевые проблемы системы государственного планирования в Казахстане и новый нацпроект по развитию АПК стал самым последним ярким примером этих проблем. С точки зрения госпланирования старый нацпроект по развитию АПК вызывал много вопросов, а проект нового документа показал, что ситуация с этим очень быстро ухудшается.
Опять планирование с «чистого листа»
Как мы отмечали в нашей публикации по проблемам госпланирования, ни в прошлых, ни в новых документах официальной Системы государственного планирования (СГП) не было и нет требования по критическому анализу прошлых государственных планов и мер по социально-экономическому развитию страны. Новый нацпроект по развитию АПК является ярким примером этому.
В октябре 2021 был утвержден первый нацпроект по развитию АПК и шесть месяцев назад он прекратил свое существование. Данный нацпроект в основном состоял из таблиц с плановыми показателями по развитию АПК по годам на пять лет. В декабре 2021 была утверждена «Концепция развития агропромышленного комплекса Республики Казахстан на 2021-2030 годы» (Концепция), в которой в текстовой форме была описана политика и меры правительства по развитию АПК. Согласно действующей системе госпланирования, концепции развития являются документами более высокого уровня, чем нацпроекты по развитию.
Как всегда, ни в действующей Концепции, ни в старом нацпроекте по развитию АПК никак не проанализировали то, почему правительство десятилетиями тратило громадные средства на развитие данного сектора экономики, а сельское хозяйство как было, так и остается малоэффективным и неконкурентоспособным, получая от государства гораздо больше, чем оно выплачивает в госбюджет. То есть, на данный сектор экономики впустую тратятся деньги налогоплательщиков, ничего не получая взамен.
Новый нацпроект по развитию АПК продолжил практику планирования с «чистого листа». В нем также нет никакого анализа исполнения старого нацпроекта и действующей Концепции, и нет пояснения того, почему старый нацпроект был закрыт шесть месяцев назад. Также в новом нацпроекте никак не упоминается и нет никакой взаимосвязи с действующей Концепцией по развитию АПК, хотя по системе госпланирования эта Концепция является вышестоящим документом планирования. То есть, данный нацпроект должен быть полностью завязан на Концепции.
Непонятные задачи нового Нацпроекта
В новом нацпроекте всего две задачи:
Ускоренная диверсификация структуры посевных площадей и стимулирование внедрения агротехнологий;
Реализация приоритетных инвестиционных проектов в АПК.
В старом нацпроекте их было четыре:
Повышение производительности труда;
Обеспеченность основными продовольственными товарами отечественного производства;
Увеличение экспорта продукции агропромышленного комплекса с увеличением доли переработанной продукции;
Стабильное повышение доходов сельских жителей.
Как было сказано ранее, в новом нацпроекте нет никаких пояснений почему (по сравнению со старым нацпроектом) плановые задачи сократились и кардинально поменялись. Также нет каких-либо пояснений, каким образом эти две задачи увязаны с действующей Концепцией, где описана политика правительства по развитию АПК.
Откуда возьмут деньги на резкое увеличение финансирования АПК
Как мы отмечали в нашей публикации по проблемам госпланирования, все прошлые и новые документы государственного планирования построены таким образом, как будто у Казахстана есть неограниченные финансовые ресурсы, чтобы профинансировать любые планы по государственным расходам и инвестициям. Однако это не так, о чем мы неоднократно писали.
В той же публикации мы приводили пример, что Министерство индустрии и инфраструктурного развития с учетом целевых показателей по нацпроектам, утверждённым в октябре 2021 года, просило госфинансирование на сумму в Т7.2 трлн на срок нацпроектов, а Минфин с учетом возможностей бюджета утвердил только сумму в Т2.5 трлн. Данный пример однозначно показывал, что долгосрочное планирование правительства сильно оторвано от реальности.
С точки зрения финансирования новый нацпроект по развитию АПК также оторван от реальности. Создается впечатление, что этот плановый документ создавался с единственной целью – постановка завышенных запросов на госфинансирование, которые невозможно будет предоставить, чтобы потом сказать, что планы не были выполнены из-за непредоставления запрашиваемой суммы.
И опять же, в новом нацпроекте нет никакого анализа насколько запрашиваемая сумма финансирования АПК больше текущего уровня, и есть ли у госбюджета возможности резко увеличить финансирование АПК. Судя по отдельным статьям, указанным в новом нацпроекте по развитию АПК, новый глава Минсельхоза хочет увеличить финансирование АПК в разы. Например:
Выделение бюджетного кредита для АПК через «Аграрная кредитная корпорация» в 2024 году уже зафиксировано в бюджете – Т140 млрд, а на 2025 г. запрашивается – Т600 млрд.
Финансирование НК «Продкорпорация» для проведения форвардного закупа сельскохозяйственной продукции в 2024 году уже зафиксировано – Т40 млрд, а на 2025 г. запрашивается – Т400 млрд.
Финансирование «КазАгроФинанс» для льготного лизинга сельскохозяйственной техники в 2024 году уже зафиксировано – Т185 млрд, а на 2025 г. запрашивается – Т385 млрд.
На субсидирование стоимости удобрений в 2024 году уже зафиксировано – Т34 млрд, а на 2025 г. запрашивается – Т150 млрд.
На субсидирование стоимости пестицидов, биоагентов в 2024 году уже зафиксировано – Т34 млрд, а на 2025 г. запрашивается – Т151 млрд; и так далее.
Мы уже неоднократно отмечали большие проблемы в республиканском бюджете в прошлом году, когда правительство было вынуждено придумать «схему» вывода дополнительных Т1.3 трлн из Нацфонда в бюджет через покупку акций НК «КазМунайГаз». В первом квартале этого года ситуация с республиканским бюджетом была еще хуже. Бюджетные расходы продолжают расти большими темпами, а план по налоговым доходам бюджета не выполнен почти на 20%, и это при высоких ценах на нефть! Исходя из нашего анализа консолидированной бюджетной системы Казахстана, мы можем однозначно сказать, что планы Минсельхоза по резкому увеличению госфинансирования АПК, начиная с 2025 года – полностью нереалистичные.
Нужны абсолютно новые подходы по развитию АПК
В декабре 2023 года мы опубликовали «Обзор развития сельского хозяйства в Казахстане», где проанализировали причины проблем развития АПК, а также дали наши рекомендации по дальнейшему развитию этой важной отрасли Казахстана.
Как отмечалось в данной публикации, одной из ключевых проблем развития сельского хозяйства является то, что в этом секторе очень низкая динамика предпринимательской активности. Это означает, что в отрасли очень низкий процент новых и эффективных сельскохозяйственных производителей, которые заменяют старых и неэффективных. Из-за этого конкурентоспособность и производительность сектора намного ниже, чем в развитых странах. На сегодня частный бизнес в сельском хозяйстве в значительной степени стал зависимым от государственной поддержки и не стремится выжить за счет конкурентной борьбы. Наши сельхозпроизводители во многом уверены, что государство всегда окажет им финансовую поддержку даже в самые благоприятные времена.
В соответствии с лучшим мировым опытом частная собственность на сельскохозяйственные земли и развитый рынок купли-продажи такой земли являются обязательным условием для развития эффективного и конкурентоспособного предпринимательства в сельском хозяйстве. Однако вместо борьбы с непрозрачными и коррумпированными земельными отношениями в сельской местности власти свернули земельную реформу, что, по нашему мнению, является одним из главных препятствий для успешного развития сельского хозяйстве в Казахстане.
По нашему мнению, прошлые и текущие подходы государства по поддержке развития сельского хозяйства являются антирыночными по своей сути, что является основной причиной очень слабых темпов развития этой отрасли экономики как с точки зрения ее доли в ВВП, так и эффективности и конкурентоспособности.
С точки зрения налогово-бюджетной политики сельское хозяйство в Казахстане имеет большую долю теневой экономики и существенные налоговые льготы с одной стороны, и большое государственное финансирование с другой, в результате чего данная отрасль является глубоко дотационной. При таком положении вещей сельское хозяйство никак не сможет стать опорой как для социального, так и экономического развития Казахстана.
По нашему мнению, существует необходимость в сокращении и перенаправлении неэффективной государственной поддержки, которая искажает рыночные отношения в сельском хозяйстве. Вместо того, чтобы сдерживать развитие частного сектора, государственные расходы и инвестиции следует переориентировать на стимулирующие меры по развитию конкуренции и эффективного частного предпринимательства в сельском хозяйстве. Правительство должно фокусироваться на создании бизнес-среды, способствующей предпринимательству, частным инвестициям, динамизму бизнеса, когда неэффективный бизнес быстро заменяется эффективным. В секторе должны автоматически работать рыночные механизмы по перераспределению финансовых, земельных и трудовых ресурсов. Для этого необходима кардинальная земельная реформа.
Автор: Мурат Темирханов, советник председателя правления Halykfinance