По данным решения Kaspersky Who Calls*, в первом квартале 2023 года доля пользователей в Казахстане, которым поступали телефонные звонки с неизвестных номеров с подозрением на мошенничество, увеличилась на десять процентных пунктов по сравнению с четвертым кварталом 2022 года и достигла показателя в 22%.
«В начале этого года мы зафиксировали больше всего комментариев** среди пользователей нашего решения, в которых идет речь о запросах от посторонних людей данных банковских карт, предложениях перевести деньги на безопасный счёт. В результате такой схемы человек рискует потерять личные средства, поэтому мы рекомендуем сразу прекращать беседу со злоумышленником», — отмечает Валерий Зубанов, управляющий директор «Лаборатории Касперского» в Казахстане, Центральной Азии и Монголии.
В остальном приёмы злоумышленников не сильно меняются в зависимости от канала связи, актуальными остаются звонки якобы от правоохранительных органов — мошенники представляются сотрудниками МВД, полиции, дорожной полиции, следователями и т. д. Также они нередко сообщают о щедрой акции или выигрыше, в частности автомобиля. Это схема предусматривает переход пользователя на фишинговый сайт, либо внесение какой-то суммы за получение несуществующего приза. Еще один распространённый вариант — когда человеку предлагают покупку его товара, размещенного в объявлении, и для оплаты направляют ссылку на «сайт-двойник» с полями для заполнения сведений о карте, включая CVC-код.
Чтобы не стать жертвой злоумышленников, эксперты рекомендуют пользователям:
• при малейших сомнениях завершать телефонный разговор;
• не переходить по ссылкам из подозрительных сообщений, даже если их прислали знакомые;
• не передавать никому свои конфиденциальные данные: пароли и логины от учётных записей в сервисах, коды из СМС и push-уведомлений;
• использовать специальное решение, которое подскажет, если на тот или иной номер поступали жалобы на мошенничество, — такое как Kaspersky Who Calls.
* Данные получены с помощью анонимизированной статистики приложения Kaspersky Who Calls за октябрь — декабрь 2022 года, а также январь — март 2023 года.
** Данные на основе анонимизированных отзывов, которые пользователи Kaspersky Who Calls могут оставлять в приложении, за январь — март 2023 года.
Источник: «Лаборатория Касперского»