22
Вс, дек

Nielsen: Как рост инфляции отразился на казахстанских потребителях

tenge 1Компания Nielsen Казахстан опубликовала результаты исследования, согласно которым казахстанцы к концу 2022 года назвали рост цен на потребительские товары главной причиной для беспокойства. Финансовые долги и проблемы со здоровьем также оказались в списке основных поводов для стресса.

При этом эксперты прогнозируют, что в 2023 году средний уровень роста мирового ВВП будет на отметке 2,9%. В Европе уровень роста ожидается в размере 0,7%, в США 1,4%. Согласно прогнозу, в Казахстане уровень роста ВВП может достигнуть 4,4%.

Инфляция в Казахстане и мире

Ключевыми драйверами инфляции специалисты называют глобальное климатическое потепление, пандемию COVID-19, падение доходов населения и геополитическую ситуацию в мире. Аналитики отмечают глобальную тенденцию к более продуманным и бережным ежедневным тратам.

К примеру, по данным за 2022 год, в Южной Америке 46% потребителей стали более внимательно относиться к расходованию семейного бюджета, в Азии - 42%.

Что касается Казахстана, то здесь 72% потребителей почувствовали рецессию в экономике. В 4-м квартале прошлого года 76% покупателей снизили свои расходы на покупки. Инфляция в Казахстане в 2022 году превысила 20%. Эксперты отмечают, что это самый высокий показатель с 2016 года. По данным Бюро национальной статистики РК, цены на продовольственные товары в декабре прошлого года повысились на 25,3%, на непродовольственные— на 19,4%, а платные услуги подорожали на 14,1%.

При этом, согласно исследованию, в течение следующих 12 месяцев каждый второй казахстанец ожидает повышения стоимости товаров первой необходимости более чем на 20%.

Специалисты отметили, что большинство казахстанцев живут в условиях стагнации роста заработной платы при ускорении роста цен. То есть расходы растут, а доходы почти нет. Так, в 3-м квартале 2022 года средние ежемесячные траты казахстанской семьи на продукты составляли около 137 тысяч тенге. При этом, рост реальной зарплаты составил лишь 5,8%, поэтому потребители были вынуждены сократить свои расходы, в том числе на продукты. Потребление молочных изделий сократилось на -9%, мяса (-8%), фруктов-овощей (-8,5%) и сладостей (-10,4%) заметно снизились.

Любопытный факт: более 80% покупателей в 2022 году составляли список продуктов перед походом в магазин, причем треть потребителей строго следовали этому списку.

Также, по данным РИА Рейтинг, в Казахстане в 2018 году доля расходов на продукты из семейного бюджета составляла 46%. Четыре года спустя этот показатель увеличился до 53%. В то же время в России этот показатель вырос всего на один процентный пункт – с 31,2% в 2018 году до 32,2% в 2022 году. Тогда как в Европе расходы на еду составляют всего 14% от бюджета.

Инфляция ощутимо повлияла и на потребительские привычки казахстанцев. Так, люди переключились на более бюджетные магазины. Если в 2016 году 64% покупателей искали магазины с низкими ценами и дешевой продукцией, то в 2022 году их уже было 70%. При этом лояльность к брендам и заинтересованность в товарах премиум-сегмента заметно ослабла, а число искателей акций и скидок увеличилось до 78%.

Еще один немаловажный факт - из-за повышения цен на товары все больше людей выказывают готовность пройти или проехать до точки продаж с низкими ценами. В 2022 году 25% потребителей были готовы преодолевать длинные расстояния, чтобы купить более доступные продукты.

Критерии выбора товара при инфляционных процессах

Как выяснилось в ходе исследования, при выборе товара потребители прежде всего обращают внимание на ценовую доступность: около 88% потребителей рассматривали стоимость товара в качестве главного критерия при выборе. На втором месте стоит натуральность продукции, на третьем - популярность товара, и лишь на четвертой позиции значится питательность продукта.

Примечательно, что в списке из 30 критериев самую последнюю строчку занимает премиальность товара. В условиях заметной инфляции, сложной геополитической ситуации в мире и снижения доходов населения “элитность”, “элитарность”, “премиум”, “люкс” и другая продукция, делающая ставку на исключительность, а значит, недоступность для большинства, становится менее привлекательной в глазах покупателя.

Согласно исследованиям Nielsen, 61% покупателей перешли на более дешевые бренды. Никаких изменений не произошло у 36% казахстанцев, и только 3% человек начали покупать более дорогие марки одежды и товаров.

70% казахстанцев стали тратить меньше денег на одежду, 55% сократили покупку еды на вынос и 62% сократили траты на развлечения, а 58% сократили затраты на походы в кафе и рестораны.

Итог

Итак, если кратко подытожить, в 4-ом квартале 2022 года семьи стали выделять меньше денег на покупку продуктов, в том числе на “молочку” и мясные изделия. Выросла готовность преодолевать более дальние расстояния с целью выгодных покупок. Люди стали менее придирчивы к товарам, отдавая предпочтение более дешевой продукции. При этом большинство потребителей считает, что инфляционные процессы продолжатся, причем половина казахстанцев ожидает, что они превысят отметку в 20%.