В ходе опроса под названием «Малый и средний бизнес: переживая пандемию»* «Лаборатория Касперского» изучила, как предприниматели в Казахстане перераспределяли расходы в связи с коронавирусными ограничениями, а также узнала их планы на будущий год. Оказалось, что многие представители МСБ-сектора готовы вернуть урезанные статьи бюджета, например, на рекламу и зарплату персоналу.
По данным этого исследования, общее финансовое благосостояние снизилось с марта 2020 года в 68% небольших компаний в Казахстане. Более половины опрошенных (58%) полагают, что финансовые трудности, наблюдавшиеся в течение последнего времени, станут постоянными, а бизнесу всегда придется выбирать, во что вкладываться, а на чем экономить. Во время пандемии в 35% небольших компаний были сокращены расходы на рекламу и продвижение бизнеса, в 38% — на аренду, покупку и ремонт транспорта и спецтехники, а в 22% — снижены зарплаты сотрудников.
Однако оказалось, что многие представители малого и среднего бизнеса с оптимизмом смотрят в будущее, о чём свидетельствует их намерение вернуть в будущем году урезанные статьи расходов. Так, большинство опрошенных планируют вновь активно вкладываться в рекламу и продвижение (37%), а также повышать зарплаты сотрудникам (32%), инвестировать в оборудование и IT (24% и 32% соответственно). Некоторые казахстанские предприниматели рассчитывают также возобновить расходы на аренду, покупку и ремонт автомобилей, закладывают бюджет на средства информационной защиты и юридические услуги.
«Очевидно, что после долгой «заморозки» предпринимательских активностей в бизнесе началась «оттепель»: люди устали бояться ограничений и локлаунов, стараются двигаться дальше. Теперь помимо очевидных статей расходов, которые напрямую влияют на эффективность бизнеса, в список основных затрат предприниматели включают несколько позиций, связанных с цифровым развитием – это вложения в оборудование, технологии и информационную защиту, – комментирует Валерий Зубанов, коммерческий директор «Лаборатории Касперского» в Центральной Азии. – Со своей стороны мы не перестаем напоминать, что цифровизация бизнеса должна быть безопасной, как для самого предпринимателя и его сотрудников, так и для потребителей, которые пользуются продуктами и услугами таких компаний».
Чтобы малый и средний бизнес мог функционировать максимально удобно и безопасно в условиях цифровизации, «Лаборатория Касперского» рекомендует его владельцам:
• ознакомиться с бесплатными рекомендациями по сокращению расходов на IT, безопасному общению с клиентами, работе с фрилансерами, которые собраны в специально созданной «Шпаргалке по кибербезопасности для малого бизнеса»;
• регулярно напоминать сотрудникам о базовых мерах безопасности: не открывать подозрительные сообщения, придумывать сложные и разные пароли для разных учётных записей и часто менять их;
• использовать специальные защитные решения, которые позволяют системному администратору удалённо управлять безопасностью рабочих устройств из единой панели.
* Исследование «Как малый и средний бизнес переживает пандемию» проведено независимым исследовательским агентством Arlington Research по заказу «Лаборатории Касперского» в 2021 году в 22 странах по всему миру. В опросе приняли участие 3 150 принимающих решения сотрудников организаций с численностью персонала до 250 человек.
Источник: «Лаборатория Касперского»