23
Чт, янв

Моторное страхование в Казахстане: какой ценой страховщики остаются в ТОПе

Как героине одного известного произведения, автостраховщику в Казахстане, чтобы стоять на месте - нужно «бежать», а чтобы двигаться вперед - нужно «бежать еще быстрее». Основной вопрос, какова цель и каковы средства.


Пока страховщики соревнуются за верхние строки рэнкинга по сборам премий в моторном страховании, их расположение в рэнкинге по страховым выплатам формируется в зависимости от того какой контингент страхователей страховщику удалось «насобирать».

Самый конкурентный рынок

По данным Национального банка Республики Казахстан по состоянию на 1 ноября 2019 года лицензию на осуществление обязательного страхования ГПО владельцев транспортных средств (ОГПО ВТС) имеют 17 компаний общего страхования. Несмотря на большое количество игроков на рынке моторного страхования, концентрация рынка довольно высока и продолжает расти. Если на 1 ноября 2018 года доля ТОП-5 компаний по сборам премий в ОГПО ВТС составляла почти 66%,то на аналогичную дату текущего года та же доля ТОП-5 составила уже 71,1%. В добровольном страховании автокаско ситуация еще сложнее: на 1 ноября 2018 года доля ТОП-3 компаний по сборам автокаско составляла 45,8%, на аналогичную дату текущего года доля ТОП-3 в сборах премий составляет уже 67,8%.

Моторное страхование в Казахстане (автокаско и ОГПО ВТС) уже второй год обеспечивает чуть больше трети премиальных сборов компаний общего страхования. Причем, если доля ОГПО ВТС стабильно держится на уровне 22,5%, с приростом в абсолютном выражении около 24% на 1 ноября 2019 года (до 63,9 млрд тенге), то доля автокаско при незначительном росте доли рынка с 7,1% за 10 месяцев 2018 года до 7,7% за аналогичный период в 2019 году выросла в абсолютном выражении на 34% (до 21,7 млрд тенге).

Динамика премий и выплат по ОГПО ВТС за 10 месяцев 2018-2019 года, в тыс. тенге

221119 1

Источник: Данные НБРК, расчеты телеграм канал KERIMBAYEV

Довольно солидный прирост в премиях не может не радовать, но вот рост концентрации рынка настораживает, особенно на фоне совсем незначительного роста доли страховых выплат в премии по ОГПО ВТС (прирост в годовом выражении на 3% до 38%) и снижения доли страховых выплат в собранных премиях по автокаско (снижение в годовом выражении на 3% до 25%). 

Оставим специфику казахстанского автокасто для следующих публикаций, а в настоящей статье рассмотрим тренды и особенности ОГПО ВТС.

Итак, высокая концентрация рынка ОГПО ВТС свидетельствует о наличии крупных игроков, которые с большим отрывом лидируют по сборам премий, но за счет чего страховщикам удается «держаться в ТОПе»? Конечно же, - это агентские комиссии, которые страховщики щедро раздают агентам за «привод клиента», а иногда и самому клиенту за оплату стоимости полиса наличными деньгами. За последний год по состоянию на 1 ноября 2019 года расходы по агентскому вознаграждению у страхового рынка в целом выросли на 37% и составляют 67,1 млрд тенге (16,1% от сбора премий). В этой «гигантской» сумме, немалую долю составляет и комиссионное вознаграждение по ОГПО ВТС.

Выплата агентского вознаграждения за продажу страхования – это стандартная практика в страховании и не вызывает вопросов, но только в том случае, если объем выплаченного вознаграждения не влияет на финансовую устойчивость страховщика или на его желание «сэкономить» на страховых выплатах.

В погоне за наличностью

Основным контингентом страхователей по обязательному страхованию автовладельца являются физические лица, поэтому основные финансовые потоки от продажи полисов формируются в виде наличных денег. Самым «лакомым» куском пирога моторного страхования в Казахстане является ОГПО ВТС для нерезидентов (приграничка), которые временно въезжают в Казахстан или постоянно находятся на территории республики. Комиссионное вознаграждение в этом сегменте достигает до 60% от премий, а доля выплат в премиях не превышает и 5%.

Такой «замечательный страховой продукт» может реально «разбавить» страховщику показатель доли выплат в собранных премиях и создать реальные финансовые потоки (как в кассу страховщика, так и в карман агента или в виде незаконных скидок страхователю). Но при этом такой продукт сильно давит на капитал, а для тех компаний, у которых с капиталом и так плоховато, «игры в приграничку» могут стать началом больших проблем.

Для определения «любителей пригранички» есть несколько отличительных признаков: взрывной рост объема и доли в собранных страховых премиях по ОГПО ВТС и при этом значительное резкое снижение доли выплат в премиях. Нужно, конечно, учитывать, что временное приостановление лицензии может дать такую же картину, когда страховщик просто нарабатывает свои привычные объемы премий и выплат.

Пожалуй, приграничка – это единственный сегмент ОГПО ВТС, в котором страховщику можно быть щедрым в отношении агентской комиссии и то до определенных пределов. В остальном, высокие комиссионные, особенно в особо аварийных регионах, таких как Алматы, Нур-Султан, Караганда, Шымкент грозят страховщику большими будущими убытками и проблемами.

Продаем как положено, а платим как хотим

Выплата высоких агентских комиссий, как стимула роста премиального портфеля, имеет свои ограничения. Страхование ОГПО ВТС, как бизнес, должен приносить доход акционерам страховщика, поэтому все расходы, связанные с ОГПО ВТС должны быть, как минимум, меньше собранных страховых премий. Чем выше выплачиваемое комиссионное вознаграждение посреднику за продажу страхового полиса, тем меньше у страховщика возможностей покрыть другие расходы, в числе которых расходы на ведение дела (аквизиция) и, собственно, расходы на страховые выплаты. Можно попробовать «ужимать» расходы на ведение дела, но это возможно только до определенных пределов, а вот с расходами на страховые выплаты можно поистине «творить чудеса».

Методов и способов манипулирования страховыми выплатами существует множество, несмотря на ограничения, которые формально закреплены регулятором страхового рынка в инструкции, регламентирующей правила расчета вреда причиненного транспортному средству. При наличии желания и определенных профессиональных навыков представителю страховщика не составит особого труда показать потерпевшему, что страховщик должен ему «сущие копейки».

Регулирование прямой убыточности таким незаконным способом в большинстве случаев «сходит страховщику с рук», оставляя у потерпевшего неприятный осадок и от суммы полученной выплаты, которой точно не хватит на ремонт, и от самой процедуры ее получения. Но особо настойчивым потерпевшим везет больше. Стоит потерпевшему не согласиться с предложенной суммой выплаты и страховщик готов обсудить варианты.

Одним словом, если в ОГПО ВТС на долю страховых выплат в собранных премиях не влияет «эффект пригранички», то уровень доли выплат в собранных премиях значительно ниже среднего по рынку должен вызывать очень много вопросов, поскольку селекция только «хороших страхователей» в обязательном страховании, когда страховщик не имеет права отказать в заключении договора страхования, практически невозможна. Конечно низкая доля выплат может быть и у команий, которые только "зашли" на этот рынок, но таких компании всего две.

Поддержание низкого уровня прямой убыточности при справедливых выплатах и одновременно высокая доля в премиальном портфеле – задача не из простых.

Нет единого рецепта

Так какова же для страховщика цена, чтобы удержаться в ТОПе рэнкинга по сбору страховых премий? На этот вопрос нет однозначного ответа, поскольку основных способов и их ограничений описано достаточно. Комбинацией различных подходов можно достичь определенного баланса, чтобы сохранить и позиции в рэнкинге, и прибыль для акционеров, и милость регулятора.

Но, в такой ситуации страхователю при выборе страховщика предстоит решить трудную задачу – на какой финансовый показатель страховщика ориентироваться, чтобы сделать правильный выбор?

Подготовлено порталом Allinsurance.kz