По итогам 8 месяцев 2019 года рост премий по ОГПО ВТС, по самому массовому розничному классу страхования, составил 24% по сравнению с аналогичным периодом 2018 года, то есть в два с лишним раза выше среднегодовой динамики за последние несколько лет, которая сложилась на уровне 9-12 %.
На основе доступных данных, публикуемых регулятором страхового рынка такой рост можно объяснить несколькими факторами.
За счет чего растем?
За 8 месяцев 2018 объем собранных премий составил 40,9 млрд тенге, причем из них 35,9 млрд тенге было оплачено резидентами РК, а 5,0 млрд тенге нерезидентами РК. Премии, оплаченные нерезидентами, составили в прошлогоднем портфеле на 1 сентября 12%, а в нынешнем году нерезиденты оплатили 7,1 млрд тенге премий из 50,6 млрд тенге всех сборов по рынку, так что доля нерезидентов в премиях составила 14%.
Нужно отметить, что премии, оплаченные нерезидентами за 8 месяцев 2019 года выросли на 41,6% по сравнению с прошлым годом. Как видно, рост значительный и, если смотреть в абсолютном выражении, то портфель премий от нерезидентов РК вырос на 2,1 млрд тенге, что составляет почти 21% от прироста всего портфеля. Поскольку в расчете премий для нерезидентов не участвует коэффициент бонус-малус, то рост объема премий от нерезидентов нельзя объяснить только ростом показателя МРП (5-7%). В данном случае, динамика роста собранных премий значительно превышает динамику прироста МРП, поэтому можно сказать, что нерезиденты стали чаще ездить в Казахстан и покупать страховку ОГПО ВТС, то есть увеличилось количество договоров с нерезидентами.
Премии, оплаченные резидентами за 8 месяцев 2019 года, также выросли на 21% по сравнению с прошлым годом. При этом увеличение в количестве договоров произошло незначительное: на 1 сентября 2018 года было заключено 3 489 865 договоров, а на 1 сентября 2019 года 3 598 714 договоров, то есть рост составил всего 3%.
Какой же фактор тогда повлиял на значительный прирост премий? Причин может быть несколько, которые понемногу дают свой вклад, но основная – это достижение максимально возможной скидки в 50% по системе бонус-малус для автовладельцев, которые с 2008 года ездили безаварийно.
Если раньше каждый год безаварийному водителю предоставлялась скидка в 5% и фактически автовладелец увеличивал стоимость своей страховки в среднем на 2-3% из-за роста показателя МРП, то согласно действующей системе бонус-малус максимальная скидка за безаварийную езду не может превышать 50%. Поэтому автовладельцы, которые уже имею такую скидку теперь будут платить за свою страховку на 6-8% дороже каждый год. То есть, можно сказать, что безаварийные водители внесли существенный вклад в рост сбора премий по ОГПО ВТС.
Кроме того, на 1 сентября 2019 года по сравнению с прошлогодним аналогичным периодом количество застрахованных автомашин по действующим договорам страхования выросло на 13,5% или на 555,5 тыс. автомашин. Это говорит о том, что страховщики активизировали свои действия по организации продаж, учитывая возрастающую конкуренцию на рынке ОГПО ВТС. Но это и существенный плюс, поскольку увеличивается доля автотранспорта, покрытого страхованием. Последние несколько лет этот показатель снижался и на начало текущего года количество застрахованного автотранспорта по полисам ОГПО ВТС стоставляло около 70%.
Помнится, что в прошлом году, в предверии введения онлайн страхования и отмены бумажных полисов высказывались предположения относительно резкого снижения объема транспортных средств покрытых обязательным страхованием. Но, прогнозы не оправдались, рынок демонстрирует совершенно другие показатели.
На рынке автогражданки становится тесно…
Ежемесячно отслеживая тенденции рынка ОГПО ВТС мы констатируем рост концентрации, а следовательно и конкуренции по этому массовому классу страхования. По состоянию на 1 сентября 2019 года деятельность по ОГПО ВТС осуществляли 17 компаний, а в прошлом году на аналогичную дату таких компаний было 21. Также нужно отметить, что доля ТОП-5 компаний по сборам премий ОГПО ВТС выроста с 62,4% в прошлом году до 71,9% в нынешнем году.
Причем, чтобы удержаться в первой пятерке, нужно обеспечивать прирост на уровне не менее 20%, а если показывать меньший результат, то можно и не удержать долю рынка.
Из 17 компаний, которые конкурируют между собой за долю портфеля ОГПО ВТС, 10 компаний показывают рост портфеля от 9% до 667%, а другие 7 компаний демонстрируют спад в диапазоне (-1%) до (-91%).
Учитывая недавние проблемы с продажей полисов онлайн, говорить о смещении конкурентного поля в онлайн не приходится, поэтому можно предположить, что основным инструментом наращивания доли рынка и портфеля ОГПО ВТС остаются агентские сети и прямые продажи страховщиков. А это довольно дорогие технологии, которые не все компании могут себе позволить. Поэтому вполне можно спрогнозировать и дальнейший рост концентрации на рынке ОГПО ВТС и выход из игры копаний, которые не готовы к конкуренции с «толстыми кошельками» других страховщиков и «ненасытными аппетитами» агентских сетей.
Динамика роста премий ОГПО ВТС за 8 месяцев 2018-2019 гг., в тыс. тенге
Источник: данные НБРК, расчеты телеграм канал KERIMBAYEV
Подготовлено порталом Allinsurance.kz